Библиографическое описание:

Алиомаров Л. М., Малахмаева С. Р. Труд как воспитательный элемент современного общества [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 68-69.

Ключевые слова: политехнический, производственный, проектирование, развивающий, технико-технологический, экономический, познавательный, агротехнологии.


Система образования сегодня в стране очень трудно обновляется: во многих школах нет единой трудовой подготовки школьников, забыта система образования советской школы, которая занималась политехническим, производственным, общественно полезным трудом.

Соединение обучения с общественно полезным трудом носила несколько аспектов трудовой подготовки школьников таких как: воспитательный, развивающий, технико-технологический, экономический, познавательный и др. На практике все они должны были бы выступать как единое целое. Но в общеобразовательных школах мало уделяют внимания на трудовое воспитание учащихся, только берутся отельные разделы или модули по образовательной области «Технология».

В работе по воспитанию учащихся «нельзя забывать, что созидательная деятельность — это прежде всего средство формирования личности, нравственно-психологической готовности к труду как первой жизненной потребности» [1].

Мало внимания уделяется технологии социального воспитания, где осуществляется важнейшая функция общества — подготовка подрастающего поколения к общественной жизни.

В нынешних условиях, к сожалению, слабо осуществляется и нравственное воспитание, распространены такие негативные явления как: наркомания, алкоголизм, правонарушения. Налицо тенденция отчуждения учащихся от труда, почти ни в одной школе дети не занимаются агротехнологией (сельскохозяйственным трудом), школьные участки заросли бурьяном. Нельзя забывать, что в пост советское время, вовлекая учащихся в общественно полезный труд на пришкольных участках и на промышленных предприятиях, давали возможность позволяли овладеть какой-либо профессией. А ведь именно труд, организованный правильно, имея педагогический и экономический подход, мог бы в значительной мере помочь в преодолении отрицательных поступков и привычек. Учебный труд на пришкольных участках становится совершенно необходимой частью жизнедеятельности учащихся, позволяет достичь положительных результатов в воспитании и развитии в сфере сельского хозяйства. Готовить школьников к труду в сфере материального производства, предпринимательской, потребительской и экономической деятельности необходимо как в процессе учебы, так и во внеурочное, внешкольное время в процессе дополнительной работы с учащимися. Внеурочная трудовая деятельность школьников — это преобразовательная деятельность, где учащихся включают в разнообразные трудовые отношения с обществом по усвоению учащимися общей технологической культуры труда.

Сегодня система «учитель→ученик, ученик→учитель» должна работать в любом виде деятельности, видеть в труде высокие нравственные ценности, дальнейшую жизненную перспективу, осознать полезность их труда в обществе. Содержание и формы внеурочной трудовой деятельности могут стать действенным ориентиром в воспитательной работе со школьниками, в подготовке их к трудовой жизни. Организация различных форм трудовой деятельности учащихся необходимо превратить в систему, на основе формирования у учащихся технологического и экономического мышления, самостоятельности и предприимчивости, что позволить повысит статус профессиональной подготовки.

Итак технология трудового воспитания и обучения включает: трудовое воспитание, трудовое обучение, производительный труд, политехническое образование и воспитание, профессиональная ориентация, профессиональное образование и технологическое образование.

Технологическое образование — это новый этап в развитии трудового воспитания в школе: учебный предмет «Трудовое обучение» заменен предметом «Технология» как отрасль научного знания, который сочетает в себе следующие составляющие: объект, знание, процесс и субъект.

Как образовательная область «Технология» в его основе лежит процесс труда на преобразовательной деятельности, нацеленный на решение проблем труда учащихся на основе использование различных материалов, где учат учащихся решать проблемы, используя знания, умения и навыки проектирования и изготовления изделий, которые способствует приобретению и применению экономических знаний.

Основной метод обучения технологии — это активное включение учащихся в процесс проектирования и изготовления чего-либо посредством проектов, т. е. создание собственного продукта. На таком фундаменте школьники, проявившие повышенный интерес и желание к технологии, техники, экономики и т. п.

Одним из распространенных и перспективных видов внешкольной трудовой деятельности были учебно-производственные комбинаты (УПК). Основная функция УПК — это формирование профессиональных намерений школьников, стимулирование их профессионального самоопределения. Одновременно процесс обучения предполагал формирование у учащихся навыков культуры труда, умение планировать свою трудовую деятельность, рациональную организацию рабочего места как основа любого труда

Необходимо решительнее преодолевать единообразие учебных программ и методик по технологическому и профессиональному обучению, расширить количество вариантов предлагаемых общеобразовательным школам, оказать методическую помощь учителям в создании авторских программ, учебно-методических комплексов, в том числе для сельских школ. Если раньше «под технологией понимали технологический процесс в сфере производства, то теперь — всю совокупность методов и средств воздействия на материальный мир и его преобразование» [2].

Анализ ситуаций в области технологической подготовки школьников особенно в сельских школах позволяют сделать вывод о необходимости усиления учебного предмета технология, обучающего общим способам взаимодействия человека с технологической средой, обучения ремесленным навыкам привести технологическую подготовку в соответствии с требованиями общества.

Учащиеся должны понимать влияние информационной технологии на уровень современного общества, уметь ее использовать для коммуникации и передачи информации, для проектирования, исследования и оценки реальных ситуаций современного общества в целом.


Литература:

  1. Поляков В. А. В.И. Ленин и проблемы перестройки трудового воспитания школьников //Школа и производство. — 1990. — № 4. — С. 8–12.

  2. Трудовая подготовка школьников: прошлое, настоящее, будущее. Часть 2. Под ред. П. Р. Атутова. — М.: Редакционно-издательский центр МГОПУ, 1999. — 130 с.

Основные термины (генерируются автоматически): современного общества, трудовой подготовки школьников, изменениям современного общества, трудовой деятельности, общественно полезным трудом, трудового воспитания, элемент защиты учеников, условиях процесса глобализации, трудовой деятельности учащихся, трудовое воспитание учащихся, Подготовка технического специалиста, проблем труда учащихся, элемент современного общества, воспитанию учащихся «нельзя, тенденция отчуждения учащихся, частью жизнедеятельности учащихся, трудовая деятельность школьников, культуры труда, трудового воспитания школьников, Похожая статья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle