Библиографическое описание:

Ротова Н. А. Актуальные проблемы развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 412-415.

На основе анализа психолого-педагогической литературы дается определение коммуникативной компетенции педагога начального общего образования. Рассматривается решение существующих проблем в практике начального общего образования через развитие коммуникативной компетенции педагога в рамках системы повышения квалификации, что представляется возможным с помощью координации деятельности педагога на актуализацию собственных возможностей.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, педагог начального общего образования, система повышения квалификации.

Экономические изменения, происходящие в России, формирование рынка и рыночных отношений заставляют по-новому подойти к проблеме качества системы повышения квалификации педагогических работников начального общего образования, которые уже работают и будут продолжать работу в современных условиях, когда Россия входит в мировое образовательное пространство. Социальный заказ общества требует высокопрофессионального уровня общения педагога со всеми участниками образовательного процесса, поэтому особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной компетенции тех педагогов начального общего образования, которые уже имеют определенный опыт работы. Для нашего исследования важно понятие «развитие», так как мы говорим о новых качественных изменениях при сохранении системы, основы развивающихся объектов. Используя компетентностный, личностно-ориентированный метод, мы «на выходе» видим иное поведение человека, обусловленное мотивированной системой личных ценностей, конкретных знаний, осознанием человеком его роли в обществе и в конкретной организации [1; 2; 3]

Анализ психолого-педагогической литературы по теме коммуникативной компетенции педагогов позволяет сделать вывод о том, что ее изучению уделено внимание в трудах философов (М. С. Каган, В. М. Соковнин), психологов (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Р. Бояцис, В. А. Кан-Калик, В. Н. Куницина, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. Тален, Б. М. Теплов) [2; 6], педагогов (С. Л. Братченко, Н. Л. Галеева, Ю. И. Емельянов, Н. В. Кузьмина, Г. С. Трофимова). В литературе уделено внимание процессу формирования коммуникативной компетентности у студентов педагогических вузов, рассматривается проблема ее количественного измерения. Также раскрыты сущность, структура коммуникативной компетентности педагога (Г. С. Трофимова) [8]. Нами была уточнена сущность и раскрыто содержание понятия коммуникативной компетенции педагога начального общего образования как необходимого компонента подготовки в системе повышения квалификации.

Коммуникативная компетенция педагоганачального общего образования — это интегративное качество личности, предусматривающее ценностное отношение педагога к процессу общения, знания и навыки, необходимые для осознанного эффективного социального взаимодействия (при сохранении индивидуальности каждого элемента социума) с целью передачи, взаимообмена информацией, установления контактов, управления ситуацией с помощью вербальных и невербальных средств. Под интегративным качеством личности (с точки зрения философии) понимается элемент подструктуры личности, обладающий направленностью, способностью к саморазвитию и функционированию. В системе интегративных качеств ведущая роль принадлежит базисным качествам. Интегративные качества связывают личностные качества вокруг направленности личности. Ценностное отношение педагога к процессу общения включает: понимание роли обучающегося как субъекта учебной деятельности, создание отношений сотрудничества с детьми младшего школьного возраста и их родителями, использование возможностей учебного материала для формирования и развития личности обучающегося.

По мнению исследователей (В. И. Байденко, Б. Оскарссон, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской) [5], коммуникативную компетенцию можно отнести к базовым навыкам — «это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни».

Коммуникативная компетенция является надпрофессиональной компетенцией, определяющей способность педагога решать определенный круг задач. Надпредметные компетенции — это надпрофессиональные способности, личностные качества, позволяющие личности успешно взаимодействовать. Они востребованы в различных сферах деятельности, им присуща интегративность (ряд однородных умений и знаний), многофункциональность (умение решать смежные проблемы), междисциплинарность (перенос знаний из одной предметной области в другую и умение применить их в различных ситуациях).

Проблемы в практике начального общего образования — это проблемы адаптации и преемственности в 1, 5-м классах. При переходе в 5-й класс (уровень основного общего образования) нет единства педагогических требований между начальным общим и основным общим образованием, отсутствие индивидуального подхода к оцениванию учебных достижений обучающихся со стороны преподавателей основного общего образования, нет в достаточной степени психологической поддержки обучающихся.

Что касается первоклассников, то здесь следует отметить, что успешная адаптация первоклассника, а, следовательно, и эффективность работы педагога начального общего образования зависит от того, насколько будущий первоклассник готов к школе, а именно: уровень развития психических процессов, умение слышать, произвольность поведения, воспитанность, также важным является фрагментарное понимание родителями их родительских обязанностей в процессе обучения и воспитания детей (отсутствие родительского просвещения). Эти проблемы носят коммуникативный характер, и их решение способствует дальнейшему развитию коммуникативной компетенции педагога начального общего образования. Успешное решение коммуникативных трудностей адаптационного периода напрямую или косвенно зависит от уровня развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, так как именно в этот сложный период педагогом формируется характер, стиль общения между всеми участниками образовательных отношений. Следовательно, результативность процесса обучения обусловлена успешностью процесса коммуникации. В настоящее время мы наблюдаем изменение роли обучающегося в этом процессе. Он выступает субъектом, сам учится целенаправленно учиться, общаться. Изменяется и роль учителя. Он становится тьютором, сопровождает ученика, направляет его развитие на основе личностных характеристик обучающегося. Тьютор — наставник, исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, роль педагога в которой — разработка индивидуальных образовательных программ обучающихся и сопровождение процесса индивидуального образования. Главный принцип работы тьютора — обращение к ценностям и интересам личности. Учитель грамотно строит и работу с родителями, помогая им найти общий язык с детьми, услышать друг друга. Педагогу необходимо использовать активные формы работы с родителями: тренинги, коллективные творческие дела, установление традиций в классе. С целью повышения эффективности процесса коммуникации возникает потребность в организации родителей обучающихся, активном включении их в процесс развития ребенка.

Анализируя сложившуюся ситуацию в образовательном пространстве, а именно процесс профессионального развития педагога, можно говорить о том, что отмечаются «явления деформации, а иногда стагнации отдельных компонентов и даже деятельности в целом, утраты ее ценностно-смысловых оснований, ориентации на жестко формальные результаты, нежелания отказаться от сложившихся, порой устаревших стереотипов. Возникла устойчивая тенденция отчуждения учителя от своей профессиональной деятельности, школы, от ребенка» [7]. Такой вывод делают представители научной школы В. А. Сластенина. На наш взгляд, комплексно анализировать существующие проблемы в начальном общем образовании проще компетентному специалисту, каким необходимо быть педагогу начального общего образования. Решение многих проблем возможно при совместном объединении усилий всех участников образовательного процесса в обществе, учитывая грамотно организованный (в первую очередь педагогом) процесс коммуникации.

Профессиональное развитие педагога — непрерывный процесс развития ключевых компетенций, в том числе и коммуникативной. В рамках системы повышения квалификации возможна координация деятельности педагога на актуализацию собственных возможностей. С точки зрения психологического подхода профессиональное развитие состоит в реализации «Я-концепции».

Компетенции, в основе которых не только навык, знания, но и мотив, «Я-концепция», будут работать на результат. «Я-концепция» — это самоопределение, выбор стиля поведения, совокупность сформированных убеждений на основе знаний и навыков, готовность к их реализации в различных жизненных ситуациях. Таким образом, «Я-концепция» имеет в своем составе когнитивный, оценочный, поведенческий компонент, она придает чувство уверенности, убежденности в правильности своих взглядов, педагогических убеждений, чувство собственной значимости. «Я-концепция» во многом определяет стиль поведения. Выделяют две формы «Я-концепции» — реальная и идеальная. Идеальная — это сложившееся представление о себе в соответствии со своими желаниями, оно не всегда соответствует «Я-реальному», когда в различных ситуациях человек ведет себя не так, как хотелось бы, возникает внутреннее противоречие. Оно может быть как источником серьезных внутриличностных конфликтов, так и источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию.

Педагог, обладающий позитивной «Я-концепцией», считает себя способным справляться с различными жизненными ситуациями и проблемами. Он убежден, что, столкнувшись с трудностями, преодолеет их, не теряя присутствия духа. Он чувствует, что нужен другим людям, что они его принимают, а его способности, действия и суждения являются ценными в глазах окружающих. В осуществлении учебно-воспитательной деятельности такой учитель проявляет стремление к максимальной гибкости, способность к эмпатии, сензитивности к потребностям обучающихся; эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность; владение стилем легкого и неформального общения. Обучающиеся обычно высоко ценят проявление таких качеств учителя [2; 4].

В нашем исследовании мы рассматриваем систему повышения квалификации с позиции ее возможностей для развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в межкурсовой период. Необходимо заметить, что курсовую подготовку педагоги, в соответствии с требованиями к аттестации, обязаны проходить один раз в 5 лет. Несомненно, это слишком большой промежуток времени, чтобы успеть за всеми изменениями, происходящими в системе образования и влияющими на профессиональную деятельность педагога. К тому же институты повышения квалификации, ориентированные на проблемы, актуальные в данный момент времени для всех педагогов, не ставят перед собой цели профессионального совершенствования конкретного человека, следовательно, очевидной становится необходимость обращения к образовательным личностно-педагогическим ценностям самому педагогу.

Итак, анализируя современное состояние и пути развития процесса коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, мы видим возможность включения в систему повышения квалификации педагогов следующих мероприятий:

-        координация коммуникативной деятельности педагога начального общего образования на актуализацию собственных возможностей через понимание педагогом новой роли в образовательном процессе;

-        активное распространение коммуникативного инновационного опыта на школьном, муниципальном, региональном уровне через работу творческих групп педагогов) организация тренингов, проектной и исследовательской деятельности, создание модульных программ;

-        реализация результатов научных исследований в образовательном процессе на базе инновационных школ;

-        организация мониторинга результативности инновационных процессов;

-        создание развивающей образовательной среды для всех участников образовательных отношений.

Литература:

1.    Актуальные проблемы образования: региональный аспект [Электронный ресурс] / Российская академия образования Уральское отделение. URL: http://urorao.rsvpu.ru/site.php? o=shp&p=143 (дата обращения: 05.06.2014).

2.    Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 340 с.

3.    Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы: пер. с англ. М.: HIPPO, 2008. 252 с.

4.       Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., Просвещение, 1987. 190 с.

5.       Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования / Б. Оскарссон // Оценка качества профессионального образования. Доклад; под общ. ред. В. И. Байденко, Дж. В. Зантворта. — Европейский фонд подготовки кадров; Проект ДЕЛФИ. М., 2001.

6.       Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Питер, 2007. 720 с.

7.       Сластенин В. А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Педагогика, 1997. 345 с.

8.       Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: монография. Ижевск: УдГУ, 116 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle