Библиографическое описание:

Смирнов Д. В. Комплекс условий и средств развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров внутренних войск МВД России // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 432-435.

В статье представляются результаты выявления и разработки условий и средств развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров. Авторы обосновывают актуальность проведения такой работы, рассматривают каждое условие и средство и обозначают, что они решают в комплексе. На основе представленных данных сделаны соответствующие выводы по использованию выявленных условий и разработанных средств развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров в образовательной практике военного вуза.

Ключевые слова: развитие, профессиональная психологическая пригодность, условия, средства.

Военные институты, являясь основой системы военного образования российского государства, за период обучения курсантов, должны заложить в них необходимый фундамент теоретических и обязательно практических знаний, который в последующем становится основой их успешной профессиональной деятельности. Но успешное развитие профессионально важных качеств личности курсанта, актуализация его учебного и профессионального потенциала, возможны только при условии определенного уровня его психологического развития.

Одним из важнейших компонентов психологического развития личности будущего офицера, является развитие его профессиональной психологической пригодности, на основе определенных условий и с помощью психологических средств.

Под условиями развития профессиональной психологической пригодности мы понимаем совокупность среды, без которой данное явление существовать не может, посредством воздействия которой происходит становление профессиональной психологической пригодности личности будущего офицера.

Изучение различной научной литературы [1–5 и др.] и экспериментальные исследования, позволяют нам выявить и обосновать комплекс необходимых условий и средств развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров в военном институте.

В соответствии с решаемой задачей исследования по развитию профессиональной психологической пригодности будущих офицеров, мы выявили следующие условия (рис. 1).

Рассмотрим кратко содержание и сущность вышеперечисленных условий.

1. Программу развития профессиональной психологической пригодности мы понимаем как определенную систему взаимообусловленных элементов образовательной деятельности военного вуза [6], направленных на повышение уровня развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров и выработку конкретных практических рекомендаций по совершенствованию данного процесса.

 
 
 

Рис. 1. Комплекс условий развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров

Она выполняет следующие задачи: организовывает, контролирует и динамически совершенствует процесс развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров; позволяет анализировать и корректировать работу данного процесса в зависимости от результата; обеспечивает его непрерывность и полноту в процессе обучения курсантов.

Выполняет следующие функции: управленческую, процессуальную, результативную и другие.

2. Психологическое сопровождение социализации личности курсанта понимается как комплекс мероприятий образовательной деятельности военного вуза, направленных на проектирование и реализацию условий по повышению эффективности профессионального становления личности будущих офицеров в предстоящей деятельности.

Оно выполняет следующие задачи: оказывает социально-педагогическую помощь и содействие в становлении личности будущего офицера в условиях военизированной организации; определяет основной вектор профессионального становления курсантов, их субъектной позиции в процессе обучения; позволяет оптимизировать взаимодействие между личностью и социумом военизированной организации.

Выполняет следующие функции: адаптационную, диагностико-прогностическую, социально-просветительскую, реабилитационную, профилактическую, коррекционную и другие.

Основываясь на указанных положениях, следует определить содержание психологического сопровождения развития профессиональной психологической пригодности.

При этом под ним следует понимать комплекс психологических мероприятий, которые направлены на исследование, оценку и развитие компонентов профессиональной компетентности будущих офицеров, совершенствование их профессиональной деятельности, оказание им психологической помощи при возникновении дезадаптивных состояний и психологических проблем профессионального роста, а также оптимизацию средств и условий профессионализации [7].

3. Уточнение понятия профессиональной психологической пригодности представляется в виде непрерывного процесса исследования истинных закономерностей психологического становления и реализации личности будущих офицеров в профессиональной деятельности. Обуславливается данный процесс общностью целей, задач, субъектов, этапов, механизмов и результатов развития системы профессиональной психологической пригодности будущих офицеров.

Он выполняет следующие задачи: организующую, результативную, корректирующую, диагностико-прогностическую, информативно-содержательную и другие.

Выполняет следующие функции: методологическую, методическую, практическую, гносеологическую и другие.

4. Создание (применение) комплексного подхода в развитии профессиональной психологической пригодности мы понимаем как использование в образовательной деятельности вуза определенной стратегии всестороннего и целостного изучения личности будущих офицеров, которая обуславливается применением различных исследовательских методов, с учетом объективности оценивания результатов деятельности военного вуза в целом, уровня применения и использования имеющихся в его базе различных ресурсов для достижения конкретной цели.

Данный подход может быть реализован только во всей своей сущности, что позволяет выходить на качественно новые уровни анализа и обработки информации, связанной с изучением отдельных структурных элементов личности будущих офицеров.

Он выполняет следующие задачи: определяет учет основных детерминирующих факторов развития личности курсантов; интегрирует междисциплинарные связи в образовательной деятельности вуза; определяет уровень научной разработанности проблемы развития профессиональной пригодности будущих офицеров; совершенствует методологическую базу вуза направленную на формирование всесторонне развитой личности офицера.

Выполняет следующие функции: гносеологическую, методологическую, организационную, практическую, и др.

Проводимые исследования показывают, что эффективность проведения направленных на разработку и реализацию в образовательной деятельности военных институтов мероприятий по развитию профессиональной психологической пригодности возможна при соблюдении, в своей совокупности, вышеуказанных условий.

Выделяемые нами в исследовании средства развития профессиональной психологической пригодности, представляются в виде системы специально разработанных материальных и реализуемых элементов образовательной деятельности, предназначенных для повышения её эффективности и воздействия на качественно специфичные свойства личности будущих офицеров и их психики.

В соответствии с решаемой задачей исследования по развитию профессиональной психологической пригодности будущих офицеров, мы определили следующие средства (рис. 2).

Рассмотрим кратко структуру и содержание представленного комплекса.

1. Учебно-методический комплекс «Вопросы развития профессиональной психологической пригодности во внутренних войсках МВД России», представляется в виде факультативного курса, который реализуется на кафедре военной педагогики и психологии и лаборатории профессионального психологического отбора в ходе психологического сопровождения образовательной деятельности вуза, и включает современные, содержательные и методические материалы, необходимые для повышения результативности процесса психологического развития курсантов.

2. Под психолого-педагогической технологией развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров мы понимаем обусловленное психологическое воздействие на личность курсанта и воинский коллектив, посредством реализации определенного алгоритма, включающего совокупность введенных правил и соответствующих им психолого-педагогических приемов и способов воздействия с целью достижения намеченного результата по развитию профессиональной психологической пригодности курсантов.

Применительно к нашему исследованию, данная технология включает в себя разнообразные методические, дидактические материалы и средства психологического развития.

 
 
 

Рис. 2. Комплекс средств развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров

3. Дополнения к учебным предметам включают в себя различные лекционные, практические и семинарские занятия, которые предполагают рассмотрение будущими офицерами основных тематических блоков и получение обобщенной и систематизированной информации относительно изучаемого явления.

4. Наличие инструментария оценки уровня развития профессиональной психологической пригодности обуславливается определением степени выраженности индивидуальных психологических особенностей будущих офицеров, включающего в себя использование системы критериев, в структуру которой соответственно входят: когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный и коммуникативный критерии, позволяющие наиболее достоверно прогнозировать успешность предстоящей профессиональной деятельности.

Структуру условий и средств развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров можно представить следующим образом (рис.3).



Рис. 3. Комплекс условий и средств развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров

Таким образом, рассмотрев вышеуказанный комплекс, мы считаем, что результативность проведения мероприятий по развитию профессиональной психологической пригодности будущих офицеров будет достигнуто при использовании данных средств, в комплексе с выявленными в данном исследовании условиями.

Литература:

1.         Бекаревич О. Л. Диагностика профессиональной психологической пригодности курсантов к деятельности по противопожарной защите и спасательным работам: Дис.... канд. психол. наук. — М., 2003. — 239 с.

2.         Губин В. А. Психологические детерминанты пригодности студентов высшего учебного заведения к военно-профессиональному обучению [Текст] / Губин В. А., Лосев К. В. — Екатеринбург: Уральский ин-т практической психологии, 2013. — 179 с.

3.         Михайлова Т. В. Оценка и прогноз профессиональной пригодности личного состава специальных подразделений МВД РФ к деятельности в чрезвычайных и экстремальных ситуациях: Дис.... канд. психол. наук. — СПб, 2002. — 196 с.

4.         Мягких Н. И. Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел Российской Федерации: Концепция, принципы, критерии, технологии: Дис.... канд. психол. наук. — М., 2004. — 174 с.

5.         Прокопенко И. Г. Формирование психологической готовности студента к профессиональной карьере: Дис.... канд. психол. наук. — Оренбург, 2011. — 213 с.

6.         Наумов П. Ю. Изучение проблем, влияющих на образовательный процесс в ВОУ ВПО ВВ МВД России (опыт авторского анализа) [Текст]: Монография / П. Ю. Наумов, Д. Е. Матвеев, А. В. Вальков, А. А. Дьячков. — Saint-Louis, MO: Publishing House «Science & Innovation Center», 2012. — 128с.

7.         Наумов П. Ю. Социально-гуманитарные проблемы военной науки, армии и внутренних войск [Текст]: Монография/ П. Ю. Наумов, Н. В. Мартьянов, А. А. Дьячков, А. В. Вальков, Д. В. Смирнов. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. — 128 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle