Требования федерального государственного образовательного стандарта к профессионально-деловым качествам офицера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Шадрин, А. С. Требования федерального государственного образовательного стандарта к профессионально-деловым качествам офицера / А. С. Шадрин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 592-595. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8750/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье, основываясь на изучении требования федерального государственного образовательного стандарта к общекультурным компетенциям и профессиональным компетенциям выпускников по направлению подготовки (специальности)030901 «правовое обеспечение национальной безопасности» и 035701 «перевод и переводоведение». На основе этих требований проведен анализ профессионально-деловых качеств офицера-выпускника, определены его структурные компоненты. Приведено их структурное содержание и базовые основы. Показаны направления которые необходимо придерживаться формируя данные качества в процессе обучения в военном институте внутренних войск МВД России. Итогом работы является уяснение государственного и социального заказа предъявляемого к профессионально-деловым качествам офицера-выпускника и определения условий методов и подходов способствующих формированию их в процессе обучения в военном институте внутренних войск МВД России.

Ключевые слова:федеральный государственный образовательный стандарт, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, квалификация(степень), способность.

На современном этапе развития российского государства реформирование армии и в частности внутренних войск является важным моментом укрепления защиты государственных интересов и конституционного строя страны. Это видно по участию внутренних войск во всех политических и неполитических событий, происходящих в стране. Для управления этой силой имеется своя иерархическая структурированная система во главе каждого из структурных подразделений стоит офицер. От уровня подготовки, которого зависит продуктивность работы данного подразделения, а значит, это отражается на качество и оперативность выполнения поставленных задач. [5].

Исходя из этого, подготовкой офицерских кадров необходимо заниматься особо тщательно. Данное умозаключение и научные разработки были положены в федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке офицерских кадров. [1,4].

В Новосибирском военном институте внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России готовятся специалисты по двум направлениям: направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист» и направлению подготовки (специальности) 035701 перевод и переводоведение (квалификация (степень) «специалист»). [2,3].

Для данных специальностей определены профессионально-деловые качества которыми должны владеть выпускники после обучения в военном институте.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью осуществлять деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности, патриотизма, нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению;

способностью понимать и анализировать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

способностью понимать закономерности исторических, социально значимых явлений и процессов, особенности политической и экономической организации общества, вопросы гуманистической и ценностно-мотивационной ориентаций, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия;

способностью к социальному, межкультурному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к осуществлению педагогической деятельности, формировать цели коллектива, проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, принимать оптимальные решения и нести за них ответственность, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации деятельности и психологического состояния;

способностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации понимать ее сущность и значение, использовать компьютер как средство для управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях, владеть стандартными методами компьютерного набора и редактирования, соблюдать основные требования правовых актов в области информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны, обеспечивать соблюдение режима секретности;

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в областях непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций, изменения вида своей профессиональной деятельности, работать с различными информационными ресурсами и технологиями, при решении профессиональных задач;

способностью к логически-правильному мышлению, обобщению, аргументации, анализу, критическому осмыслению информации, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения на основании принципов научного познания, применять основные научные положения и методы при решении профессиональных задач, креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу;

способностью организовывать свою жизнь в соответствии со здоровом образом жизни, анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности, оказывать первую медицинскую помощь. [2,3].

Выпускник по направлению подготовки (специальности) 030901 «правовое обеспечение национальной безопасности», должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в областях правоохранительной, правоприменительной экспертно-консультационной и правотворческой деятельности:

способностью осуществлять профессиональную деятельность, давать квалифицированные юридические заключения и консультации, осуществлять юридическую экспертизу нормативных правовых актов на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права, не допустить в них положения, способствующие проявлению коррупции;

способностью анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, квалифицированно применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права, разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы в профессиональной деятельности, осуществлять деятельность в сфере международного сотрудничества правоохранительных органов;

способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства, психологические методы, средства и приемы;

способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы личности, общества и государства, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

способностью выполнять профессиональные задачи в условиях чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайных ситуаций, режима чрезвычайного положения и в военное время, обеспечивать безопасность в процессе выполнения служебно-боевых задач;

способностью реализовывать мероприятия по выявлению юридически-значимой информации, анализировать, проверять и оценивать ее, использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия, профилактики и расследования преступлений и иных правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, обстоятельств их совершения;

в области организационно-управленческой деятельности:

способностью планировать, организовать, контролировать, регулировать служебную деятельность исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения;

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить отчеты по результатам исследования;

в области педагогической деятельности:

способностью преподавать юридические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования. [3].

Выпускник по направлению подготовки (специальности) 035701 «перевод и переводоведение», должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в области общепрофессиональной и научно-исследовательской деятельности:

способностью к теоретическому осмыслению задач профессиональной деятельности, владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях;

способностью на научной основе организовать свою адаптацию к профессиональной деятельности в меняющихся условиях на основе эффективного научно-методического анализа соответствующей речевой коммуникации и самостоятельно оценивать ее результаты;

способностью использовать в профессиональной деятельности понятийный аппарат философии и методологии науки, творчески использовать теоретические положения гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, а также их методы для решения практических профессиональных задач;

способностью применять знания в области географии, истории, политической, экономической, социальной и культурной жизни страны изучаемого языка, а также знания о роли страны изучаемого языка в региональных и глобальных политических процессах, применять знание двух иностранных языков для решения профессиональных задач;

способностью составлять комплексную характеристику основным параметрам и тенденциям социального, политического, экономического и культурного развития стран изучаемых языков, владеть основами современной информационной библиографической культуры;

способностью использовать методику ориентированного поиска информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях, применять современные образовательные и информационные технологии для повышения уровня своей профессиональной квалификации и общей культуры;

способностью проводить лингвистический анализ текста, дискурса на основе системных знаний современного этапа и истории развития изучаемых языков, осуществлять послепереводческое саморедактирование и контрольное редактирование текста перевода, создавать лингвопереводческий и лингвострановедческий комментарий к тексту;

в области информационно-аналитической, организационно-коммуникационной деятельности:

способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации информации, прогнозированию межкультурной коммуникации и переводоведения, постановке профессиональных целей и выбору путей их достижения, анализировать логику рассуждений и высказываний, давать им собственную оценку и интерпретацию;

способностью работать с материалами различных источников, осуществлять их реферирование и аннотирование, составлять аналитические обзоры по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, анализировать результаты собственной переводческой деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

способностью осуществлять предпереводческий анализ письменного и устного текста, способствующий точному восприятию исходного высказывания, прогнозированию вероятного когнитивного диссонанса и несоответствий в процессе перевода и способов их преодоления;

способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации, воспринимать на слух аутентичную речь в естественном для носителей языка темпе, независимо от особенностей произношения и канала речи (от живого голоса до аудио- и видеозаписи), владеть всеми регистрами общения: официальным, неофициальным, нейтральным;

способностью владеть устойчивыми навыками порождения речи на иностранных языках с учетом их фонетической организации, сохранения темпа, нормы, узуса и стиля языка на основе композиционно-речевых форм;

способностью к выполнению устного последовательного перевода и зрительно-устного перевода с соблюдением норм лексической эквивалентности и репрезентативности, учетом стилистических и темпоральных характеристик исходного текста, соблюдением грамматических, синтаксических и стилистических норм текста перевода, быстро переключаться с одного рабочего языка на другой. [2].

Профессионально-специализированные компетенции, которыми в соответствии со специализацией должен обладать выпускник, определяются вузом.

Каждое учебное заведение заинтересовано в отборе абитуриентов с предрасположенностью к развитию определенных профессионально-деловых качеств, для определенной деятельности. У такого человека необходимые качества будут развиваться быстрее и качественнее. [1].

Таким образом, пригодность абитуриента к данной профессии зависит от наличия у него таких физических и психических свойств, на базе которых в процессе профессиональной подготовки будут сформированы необходимые профессионально-деловые качества, которые определят успешность выполнения данного вида деятельности. [4].

Литература:

1.                  Климов Е. А. Психология профессионала. М., 1996.;

2.                  Приказ от 24 декабря 2010 г. n 2048 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 035701 перевод и переводоведение (квалификация (степень) «специалист»)»;

3.                  Приказ от 17 января 2011 г. n 39 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист»)»;

4.                  Сорокун П. А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005. — 312 с.;

5.                  Зибров Г. В. «Научные и прикладные основы военно-профессиональной подготовки офицерских кадров» Издательство Воронежского государственного университета 2004г. — 326 с.

Основные термины (генерируются автоматически): военный институт, направление подготовки, внутреннее войско МВД России, качество, национальная безопасность, Правовое обеспечение, профессионально-деловое качество офицера-выпускника, процесс обучения, федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного...

За период прохождения обучения в военном институте внутренних войск МВД России курсант обязан, помимо овладения профессиональными навыками, развить в себе умения четко, грамотно, и объективно передать собеседнику (командиру...

Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск...

Для развития лидерских качеств будущего офицера внутренних войск в настоящее время в образовательном процессе военного вуза необходимо решать следующие задачи

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной...

Главными критериями военно-профессиональной подготовки выпускников военной кафедры должны быть профессионализм, преданность воинскому долгу, высокие морально-нравственные качества защитника Отечества, его способность мыслить...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях

Процесс обучения военнослужащих обладает своей внутренней логикой.

Для большей эффективности обучения военнослужащих во время улучшения качеств Вооруженных Сил, которые вызваны добавлением в него новых средств, офицеру, командиру, военному...

Педагогическое сопровождение деятельности командиров...

Задачи осуществления реформирования внутренних войск МВД России, а также системы образования МВД России определяют увеличение требований к качеству подготовки личного состава.

Сущность и содержание профессиональной подготовки...

Влияние медиаобразовательной среды на качество военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих в вузах МО РФ. Формирование профессионально-коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки...

Инновационное направление в обучении курсантов вузов...

Таким образом, процесс внедрения в образовательные учреждения новых образовательных стандартов надо рассматривать как целостный процесс

Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного института внутренних войск МВД России.

Особенности правового воспитания военнослужащих во...

Ключевые слова: правовое воспитание, правовое обеспечение, задачи правового воспитания, правовая пропаганда, права человека. Правовое воспитание личного состава является составной частью всей системы воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России...

Новые федеральные государственные требования...

Ключевые слова: федеральные государственные требования, подготовка, юрист-бакалавр, анализ, образовательно-правовые акты, подходы.

Автор разделяет научный подход, что для подготовки выпускников по направлению подготовки «Юриспруденция» Минобрнауки...

Похожие статьи

Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного...

За период прохождения обучения в военном институте внутренних войск МВД России курсант обязан, помимо овладения профессиональными навыками, развить в себе умения четко, грамотно, и объективно передать собеседнику (командиру...

Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск...

Для развития лидерских качеств будущего офицера внутренних войск в настоящее время в образовательном процессе военного вуза необходимо решать следующие задачи

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной...

Главными критериями военно-профессиональной подготовки выпускников военной кафедры должны быть профессионализм, преданность воинскому долгу, высокие морально-нравственные качества защитника Отечества, его способность мыслить...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях

Процесс обучения военнослужащих обладает своей внутренней логикой.

Для большей эффективности обучения военнослужащих во время улучшения качеств Вооруженных Сил, которые вызваны добавлением в него новых средств, офицеру, командиру, военному...

Педагогическое сопровождение деятельности командиров...

Задачи осуществления реформирования внутренних войск МВД России, а также системы образования МВД России определяют увеличение требований к качеству подготовки личного состава.

Сущность и содержание профессиональной подготовки...

Влияние медиаобразовательной среды на качество военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих в вузах МО РФ. Формирование профессионально-коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки...

Инновационное направление в обучении курсантов вузов...

Таким образом, процесс внедрения в образовательные учреждения новых образовательных стандартов надо рассматривать как целостный процесс

Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного института внутренних войск МВД России.

Особенности правового воспитания военнослужащих во...

Ключевые слова: правовое воспитание, правовое обеспечение, задачи правового воспитания, правовая пропаганда, права человека. Правовое воспитание личного состава является составной частью всей системы воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России...

Новые федеральные государственные требования...

Ключевые слова: федеральные государственные требования, подготовка, юрист-бакалавр, анализ, образовательно-правовые акты, подходы.

Автор разделяет научный подход, что для подготовки выпускников по направлению подготовки «Юриспруденция» Минобрнауки...

Задать вопрос