Библиографическое описание:

Барган А. А. Учитель — это призвание и призыв к непрерывному творческому саморазвитию // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 491-494.

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

А. Дистервег

Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг. Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.

Форм активизации учительского творчества сейчас достаточно. Частично учитель свободен в выборе технологий, учебных пособий, у него есть широкие возможности заниматься проектной, исследовательской, инновационной деятельностью. Но все формы доступны только тем, кто способен к нескончаемому самообразованию. Восточная мудрость гласит: посмотреть внутрь себя и увидеть там секрет. Секрет успеха учителя — готовность к ревизии своего опыта.

В литературе появились совсем недавно разработанные уровни профессионального роста учителя (И. Щербо), уровни его саморазвития:

Нулевой уровень — слабая методическая подготовка;

1-й уровень — стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников;

2-й уровень — применение новых технологий обучения;

3-й уровень — разработка новых форм учебных занятий;

4-й уровень — разработка новых методик при частичном изменении содержания;

5-й уровень — изменение содержания курса без изменения идеологии предмета;

6-й уровень — создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части;

7-й уровень — создание авторского курса не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением.

В настоящее время все большее внимание уделяется вопросам личностно-профессионального саморазвития педагога.

Вышеперечисленные изменения в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного преобразования деятельности педагогов, постоянной и кропотливой работы по самосовершенствованию и построению индивидуальной траектории профессионального развития. Современные учителя призваны стать носителями идей обновления образования на основе сохранения и приумножения его лучших отечественных традиций.

Особое внимание уделяется в последнее время способности педагога к личностно-профессиональному развитию, что обусловило изменение приоритетов и повышения компетентности. Это направленность на поддержку преобразующей педагогической деятельности, на личностный и профессиональный рост, на обеспечение условий для самостоятельного решения жизненных и профессиональных проблем. Не случайно важнейшим научным направлением в области образования была и остается дальнейшая разработка проблемы повышения уровня профессиональной компетентности педагогов. Содержание профессиональной компетентности учителя, преподавателя той или иной дисциплины определяется квалификационной характеристикой. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, следует учитывать, что усвоение знаний (накопление информационного фонда) — не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т. е. умений и навыков — главного критерия профессиональной готовности.

Задача учителя — воспитывать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные выводы, решать поставленные задачи, принимать решения и нести за них ответственность.

Именно в начальном образовании педагог играет роль не только ориентира, но и формирует личность младшего школьника, помогает его становлению. Для каждого ученика личность педагога и его деятельность приобретает особое значение. Его профессионализм должен быть ориентирован на каждого учащегося. Профессиональная компетентность — одно из системообразующих качеств современного специалиста. В нашем случае это сформированность различных составляющих педагогической деятельности и педагогического общения, в которых личность педагога реализуется на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении и развитии учащихся.

Профессиональная компетентность определяется в литературе [2] как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности. Развитие личностного потенциала достигается посредством осознанного самовоспитания, профессионального образования, повышения квалификации. Повышение уровня профессиональной компетентности является важным звеном непрерывного профессионального образования.

Самообразование во все времена было основным источником человеческого знания. Основной объем знаний и умений каждый добывает сам. «Кто дорожит жизнью мысли, — писал Д. И. Писарев, — тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий».

Самообразование — это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него [3].

Данное определение имеет следующие признаки:

-          Во-первых, самообразование каким-то образом должно быть организовано и в этой связи предстает как некая система.

-          Во-вторых, самообразование может рассматриваться как процесс, в котором ведущее место занимают мотивация (самомотивация) и используемые технологии получения знаний, умений и навыков.

-          В-третьих, хотя самообразование — процесс, характеризующийся большой степенью автономности, специалист, занимающийся самообразованием, для того, чтобы сделать этот процесс эффективней, должен активно общаться с другими людьми (коллегами, подчиненными, вышестоящими руководителями и т. д.).

-          В-четвертых, организация и технологии самообразования могут обеспечить и фактически обеспечивают какой-то уровень знаний, умений и навыков. Самообразование является видом непрерывного образования.

Профессия педагога предполагает непрерывное самообразование. Самообразование учителей — практиков осуществляется не только через курсы повышения квалификации, но и самостоятельное штудирование научно-популярной литературы, работа с периодической печатью, методическая работа, участие в научно-практических конференциях, в профессиональных конкурсах.

Продуктивная форма работы, которая рассчитана на участие группы специалистов — это работа в методических объединениях, творческих группах, методсоветах, педсоветах, на которых проводятся различные тренинги, деловые или методические игры, во время которых учителя знакомятся с различным материалом из области дидактики и методики. На таких занятиях решаются три основные задачи:

-          помочь учителям за короткий срок усвоить определенный теоретический материал (степень усвоения информации при этом возрастает, так как в игре учитель непосредственно включается в необходимую деятельность);

-          через предлагаемые формы и приемы обучения помочь педагогам овладеть ими и дать понять, что их можно наполнить различным содержанием, использовать и при обучении учащихся;

-          способствовать формированию коммуникативной компетентности педагогов.

Активной формой развития профессиональных компетенций преподавателя, как показывает практика, считаю участие в проведении предметных декад. В рамках такой декады каждый учитель, преподаватель дает открытые уроки, мастер-классы. Учитель делится особенностями методики и формами организации познавательной деятельности, своими приемами и находками. После проведения публичных уроков и мероприятий происходит их коллективное обсуждение с самоанализом преподавателя. Именно благодаря взаимопосещению занятий, их совместному обсуждению, учителя и преподаватели приобретают навыки самоанализа, постановки операциональных целей и задач урока. Такие недели являются школой мастерства и обмена опытом. Участие в неделях педагогического мастерства особо ценно для молодых — начинающих учителей.

Обучение новому нельзя считать полным, если педагог сам не умеет оценить результаты используемого новшества, проанализировать свою деятельность и выявить скрытые причины недостатков. Традиционное самообразование — это чтение специальных статей и книг по профильным предметам, изучение широкого круга тем в области психологии.

Информатизация современного общества существенно изменила подходы к самообразованию. Развитие профессиональной компетенции педагогов, удовлетворение запросов личности в развитии сегодня неизбежно ведёт к использованию информационно — коммуникационных технологий. Информационные технологии сделали практически общедоступным колоссальный объём информации в самых разных направлениях человеческой деятельности. Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами дают огромные возможности для саморазвития и самосовершенствования [1].

Однако каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно:

-          повышение качества преподавания предмета (следует указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

-          разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

-          разработка новых форм, методов и приемов обучения;

-          доклады, выступления;

-          разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

-          разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

-          создание комплектов педагогических разработок;

-          проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился преподаватель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Пока педагог выполняет свои профессиональные обязанности, он ориентируется на требования, предъявляемые ему обществом, и он не может не заниматься самообразованием.

У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать свою собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику. Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.

Литература:

1.                    Ганин Е. А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей: ИТО, 2003.

2.                    Гонеев А. Д., Пашков А. Г. и др. Педагогика профессионального образования: учебн. пособие. М.: 2004.

3.                    Комаров Е. Организация, психология и технологии самообразования человека работающего // Управление персоналом. 2001. № 4.

4.                    Кинева И. М. Самообразование — необходимое слагаемое жизни//Дополнительное образование и воспитание — № 8, 2009, с. 46–48.

5.                    Михайлова Н. А. Калейдоскоп методических идей //Методист — № 1, 2008, с. 43–46.

6.                    Пунина Н. В. Учебно-методическое обеспечение инновационной деятельности образовательного учреждения//Методист- № 1, 2008, с. 46–49.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle