Самообразование как источник индивидуального роста современного педагога | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)

Дата публикации: 06.01.2016

Статья просмотрена: 1351 раз

Библиографическое описание:

Батаева Ю. А. Самообразование как источник индивидуального роста современного педагога [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 121-122. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9315/ (дата обращения: 20.10.2018).



 

В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования.

Спенсер Г.

 

Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование — одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ.Работа по самообразованию — одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.Самообразование — это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего. Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разрабатываются новые программы, технологии с обновленным содержанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных моментов. Воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. В течение учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Воспитатель 21 века — это:

  1.      Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  2.      Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
  3.      Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог, который постоянно совершенствует свои знания и умения, занимается самообразованием, обладает многогранностью интересов.

Методические рекомендации по самообразованию:

  1.                Изучать специализированную профессиональную литературу.
  2.                Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, выявить сходство и различие систем.
  3.                Следует обсудить изученное с коллегами на педагогическом совещании. В ходе обсуждения могут выявиться неточности в осмыслении прочитанного, значит, следует скорректировать знания.
  4.                При использовании новаций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора, продумать, отвечают ли условия детского сада данным требованиям, а также уровню развития и потребностям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики.

Несколько советов занимающимся самообразованием.

          ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

          ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

          ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

          Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

          Формирование основ педагогического мастерства;

          Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

          Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

          Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

          Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

          Проявление творческого потенциала педагога;

          Пропаганда своих достижений;

          Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

          Овладение методикой работы с детьми;

          Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

          одна из годовых задач ДОУ;

          проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

          пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

          Повышение качества проводимой с детьми работы;

          Разработка конспектов. Программ, сценариев, пособий

          Доклады, выступления

          Разработка дидактических материалов, наглядности

          Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям

          Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов

          Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

 

Литература:

 

  1. www.aforism.su,
  2. Белая К. Ю. «Самообразование педагогов ДОУ».
  3. www.docviewer.yandex.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, самообразование, воспитательно-образовательный процесс, исследовательская деятельность, педагог, педагогическое мастерство, профессиональная компетентность, результат самообразования, тематика самообразования.

Похожие статьи

Самообразование как фактор устойчивого профессионального...

педагогическая деятельность, самообразование, знание, педагог, профессиональная компетентность, курс повышения квалификации, индивидуальная самообразовательная работа, проблема самообразования...

Самообразование педагога как условие профессионального...

Педагогическое самообразование — это процесс творческой реализации в профессии и связано с развитием осознания, а также определенных внутренних качеств и черт личности педагога, требует от личности самостоятельных познавательных сил.

Организация процесса самообразования педагога

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Проблема самообразования педагога | Статья в сборнике...

Проблема самообразования педагога. Авторы: Жигулина Ольга Владимировна, Миналиева Минзифа Абубикеровна, Рачителева Надежда Анатольевна.

Педагогический процесс, нацеленный на развитие и формирование самообразовательной деятельности педагогов...

Профессиональное самообразование педагога

Профессиональное самообразование педагога. Автор: Клименко Любовь Нардаевна.

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Исследовательская деятельность как одна из форм...

педагогическая деятельность, педагогическая рефлексия, профессиональная компетентность

исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход...

Самообразовательная деятельность современного учителя

педагогическое самообразование, самообразовательная деятельность, самообразование, педагогическая деятельность, профессиональное педагогическое самообразование, самообразование педагога...

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Самообразование как фактор, способствующий духовному...

педагогическая деятельность, самообразование, знание, педагог, профессиональная компетентность, курс повышения квалификации, индивидуальная самообразовательная работа, проблема самообразования...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Самообразование как фактор устойчивого профессионального...

педагогическая деятельность, самообразование, знание, педагог, профессиональная компетентность, курс повышения квалификации, индивидуальная самообразовательная работа, проблема самообразования...

Самообразование педагога как условие профессионального...

Педагогическое самообразование — это процесс творческой реализации в профессии и связано с развитием осознания, а также определенных внутренних качеств и черт личности педагога, требует от личности самостоятельных познавательных сил.

Организация процесса самообразования педагога

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Проблема самообразования педагога | Статья в сборнике...

Проблема самообразования педагога. Авторы: Жигулина Ольга Владимировна, Миналиева Минзифа Абубикеровна, Рачителева Надежда Анатольевна.

Педагогический процесс, нацеленный на развитие и формирование самообразовательной деятельности педагогов...

Профессиональное самообразование педагога

Профессиональное самообразование педагога. Автор: Клименко Любовь Нардаевна.

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Исследовательская деятельность как одна из форм...

педагогическая деятельность, педагогическая рефлексия, профессиональная компетентность

исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход...

Самообразовательная деятельность современного учителя

педагогическое самообразование, самообразовательная деятельность, самообразование, педагогическая деятельность, профессиональное педагогическое самообразование, самообразование педагога...

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Самообразование как фактор, способствующий духовному...

педагогическая деятельность, самообразование, знание, педагог, профессиональная компетентность, курс повышения квалификации, индивидуальная самообразовательная работа, проблема самообразования...

Задать вопрос