Библиографическое описание:

Малькова Л. А. Каким будет педагог, таким будет и образование // Молодой ученый. — 2014. — №6.3. — С. 25-28.

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас.

К. Д. Ушинский

Качество получаемого образования в значительной степени зависит от профессионализма и компетентности педагогических кадров образовательных организаций. Именно поэтому обеспечение условий для непрерывного повышения квалификации педагогов и их профессиональной переподготовки становится все более актуальным.

Сегодня внедряются новые федеральные государственные образовательные стандарты в системе профессионального образования и требования. Но новые стандарты требуют новых знаний, а кроме новых знаний — новых методик, нового педагогического подхода.

Цель повышения квалификации в колледже:

Создание организационных и содержательных условий для достижения высокого уровня квалификации педагога как профессионала, владеющего определенными способами формирования ключевых компетентностей, мотивированного на личностный рост, изменение и развитие себя в ходе профессиональной деятельности, вносящего индивидуальный творческий вклад в профессию.

Повышение квалификации — расширение теоретического и практического арсенала, осмысление и приращение своего опыта, освоение культуры представления опыта. Участие в работе профессиональных сообществ и совместных проектах по повышению квалификации.

Рассмотрим виды повышения квалификации педагогического коллектива в нашем колледже.

Профессиональный рост через профессиональное взаимодействие педагогов. Ключевое звено — форма представления собственного опыта (открытые уроки, мастер-классы, демонстрация видеоматериалов, выступление на педсовете, презентации). При подготовке и проектировании этих событий анализируются теоретические знания преподавателя, полученные в ходе семинаров, происходит осмысление собственной деятельности, поиск средств и способов, позволяющих решить поставленную задачу. В процессе подготовки к различным мероприятиям и в соответствии с реализацией требований ФГОС преподавателями создается методический продукт, позволяющий усилить учебно-методические комплексы по дисциплинам и профессиональным модулям. Например, в 1-м семестре 2013–2014 учебного года были созданы:

1.                           Рабочая тетрадь «Методические указания к выполнению аудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины Термодинамика, теплотехника и гидравлика, специальность 151022 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)», (базовая подготовка), преподаватель Семенова С. Б.

2.                           Пособие «Подготовка и проведение учебных занятий в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса в ОУ СПО». Пособие для преподавателей. Методист Малькова Л. Л.

3.                           Пособие «Формирование фонда оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО». Пособие для преподавателей. Методист Малькова Л. Л.

4.                           «Учебные материалы для организации повторения полученных знаний по алгебре в школе». Пособие для студентов 1-го курса. Преподаватели Соколова Л. А., Плотникова И. А.

5.                           «Методическая разработка на тему: Решение дифференциальных уравнений с разделяющимися переменными и применение этих понятий при решении задач прикладного характера». Пособие для работы на уроке. Преподаватели Соколова Л. А., Плотникова И. А.

6.                           Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине: «Биохимия мяса и мясных продуктов» (части I — IV). Методические указания для лабораторной работы. Преподаватель Морозова Н. Е.

7.                           Бухгалтерский учет: Методические указания и задания для самостоятельной работы студентов специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Преподаватель Доронина О. В.

8.                           Методические указания для самостоятельного изучения темы: «Цены и ценообразование» и выполнения практической работы № 2 «Расчет цен на продукцию, работы и услуги» для обучающихся по техническим специальностям. Преподаватель Иванова О. П.

Всего преподаватели выполнили только в 1-м семестре 55 разработок методического продукта.

В ходе подготовки не только создаются новые, но достаточно часто переосмысливаются традиционные приемы и способы работы. Отсюда выход на новый уровень — от распространения опыта среди коллег к выходу на региональный и федеральный уровни. Преподаватели активно участвуют в профессиональном сообществе и публикуют свои материалы в социальной сети работников образования, создав предварительно свой мини-сайт. Приведу примеры только за 2014 год.

Соколова Л. А.

Социальная сеть работников образования nsportal.ru, статья «Ресурсы современного урока» — http// nsportal.ru/node/984052–15.01.2014 г.

Соколова Л. А.

Социальная сеть работников образования nsportal.ru, статья «Применение инновационно-образовательных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения» — http// nsportal.ru/node/986331–16.01.2014 г.

Соколова Л. А.

Социальная сеть работников образования nsportal.ru, презентация «Презентация инновационно-образовательных технологий» — http// nsportal.ru/node/986339–16.01.2014 г.

Соколова Л. А.

Социальная сеть работников образования nsportal.ru, презентация «Применение личностно-ориентированной технологии при обучении математике» — http// nsportal.ru/node/999324–22.01.2014 г.

Соколова Л. А.

Социальная сеть работников образования nsportal.ru, презентация «Как изучить самостоятельно пропущенную тему» — http// nsportal.ru/node/999302–22.01.2014 г.

Корешкова И. А.

Социальная сеть работников образования nsportal.ru, Учебно-методический материал. THE TIME — lesson. — http// nsportal.ru/node/1002200–23.01.2014 г.

Соколова Л. А.

Социальная сеть работников образования nsportal.ru, проект «Педагогический проект «Решение прикладных задач в свете деятельностного подхода к обучению математике и биологии в колледже» — http// nsportal.ru/node/1032007–06.02.2014 г.

Малькова Л. А.

Социальная сеть работников образования nsportal.ru, Статья «Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) — путь к успеху в педагогической деятельности» — http// nsportal.ru/node/1087374–12.03.2014 г.

Активно делятся собственным опытом преподаватели и руководители нашего колледжа на страницах педагогических изданий:

Преподаватель Смагин Н. И.: 1. Издательство «Молодой ученый», IV Международная научная конференция «Педагогическое мастерство», февраль 2014 г., статья «Общая физическая подготовка — фундамент здоровья»;

2. II Международная дистанционная научно-практическая конференция для педагогов «Педагогический поиск — 2014» — 31.01.2014., статья «Брось сигарету — задумайся о жизни».

Директор колледжа Снопко Н. М. и методист Малькова Л. А.: 1. Издательство «Молодой ученый», IV Международная научная конференция «Педагогическое мастерство», февраль 2014 г., статья «Педагогический опыт — результат творчества»; 2. Всероссийская научно-методическая конференция. «Педагогическая технология и мастерство учителя», Электронное периодическое издание «Наукоград». Роскомнадзор ЭЛ N ФC 77–51204 ISSN 2307–0781.

Хочу остановиться на участии педагогических работников колледжа во Всероссийском проекте «Школа цифрового века», целью которого является комплексное обеспечение образовательных учреждений предметно-методическими материалами по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни с адресной доставкой на современных носителях. Проект дает возможность педагогам приобретать знания на дистанционном уровне: чтение методической литературы по преподаваемой дисциплине, газету «Первое сентября», участие в педагогических конкурсах и проектах («Учительская книга», «Фестиваль педагогических идей», конкурс «Презентация», Всероссийский педагогический марафон учебных предметов (День учителя биологии, День учителя английского языка и др.) и другие мероприятия.

Главное — участники Школы цифрового века могут бесплатно пройти модульные дистанционные курсы повышения квалификации по проблеме «Навыки профессиональной и личной эффективности» и «Инклюзивный подход в образовании» и получить соответствующие сертификаты. Есть и платные недорогие курсы по другим вопросам педагогической деятельности. Новое в 2014/15 учебном году: в состав материалов проекта включены 36-часовые курсы повышения квалификации.

В результате проводимой работы по повышению квалификации педагогических работников налицо показатели эффективности: повышение качества профессиональной деятельности, освоение теоретических основ, активность в методической, познавательной, самообразовательной работе, изменения в мотивах деятельности.

Большое значение в управлении процессом повышения квалификации педагогических работников отводится мониторингу, который представляет собой целостную систему.


Мониторинг профессионального развития педагогов

№ 

Показатели успешности

Предмет мониторинга

Процедуры мониторинга

Периодичность сбора информации

Выход

1.

Процентный уровень повышения квалификационной категории педагогических работников по всем квалификационным категориям

Квалификационная категория

Анализ результатов аттестации

1 раз в год — май

Аналитическая справка, диаграмма

2.

Рост численности педагогов, прошедших курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку

Повышение квалификации или переподготовки (документ)

Анализ количественных данных

2 раза в год (декабрь, июнь)

Аналитическая справка, диаграмма

3.

Рост численности педагогов, владеющих ПК

Использование ПК в оформлении педагогической документации, информационных технологий в педагогическом процессе

По результатам внутреннего контроля

2 раза в год (декабрь, июнь)

Аналитическая справка, диаграмма

4.

Рост численности педагогов со вторым высшим образованием

Наличие документа об образовании

Запрос данных в отделе кадров

1 раз в год — июнь

Диаграмма

5.

Рост численности педагогов, повышающих профессиональную компетентность методом дистанционного обучения (ШЦВ)

Дистанционное обучение

Информация из ШЦВ

2 раза в год (декабрь, июнь)

Аналитическая справка, диаграмма

6.

Рост численности педагогов, принимающих участие в муниципальных, окружных, городских, федеральных и международных педагогических конкурсах

Конкурсы педагогического мастерства

По результатам представленных документов

2 раза в год (декабрь, июнь)

Аналитическая справка, диаграмма

7.

Процентный уровень участия (очного, заочного) педагогов в педагогических форумах, конференциях, семинарах и т. п. муниципального, окружного, городского, федерального и международного уровней.

Педагогические форумы, конференции, семинары и т. п. для педагогов

По результатам представленных документов

2 раза в год (декабрь, июнь)

Аналитическая справка, диаграмма

8.

Рост количества публикаций педагогов

Публикации

По результатам представленных документов

2 раза в год (декабрь, июнь)

Аналитическая справка, диаграмма

9.

Рост количества обобщенных, актуальных педагогических опытов

Актуальные педагогические опыты

Анализ банка педагогического опыта

2 раза в год (декабрь, июнь)

Брошюра, бумажный и электронный носители


Осуществляя рефлексию собственной практики, педагог открывает возможность ее осознания и развития. Также стоит отметить, что в связи с быстрым обновлением самих форм педагогической деятельности, знаний, информации, содержания предметов преподавания, а также социально-культурных контекстов, потребность в получении новых знаний и способность развивать свои компетенции становится необходимой характеристикой современного учителя. Таким образом, профессиональное образование и повышение квалификации учителей должны, в соответствии с требованиями времени, иметь непрерывный характер и быть адекватными новым целям профессионального образования.

Литература:

1.                  Гаспаришвили А. Т., Кружалин В. И., Крухмалева О. В. Статус и социальное самочувствие московского учителя // Народное образование. 2012. № 5. С. 23−30.

2.                  О. Н. Пономарева, Повышение квалификации учителей: проблемы и пути решения,//, Известия ПГПУ В. Г. Белинского.2012. № 28. С.957–960.

3.                  Боймуродова Г. Т. Система непрерывного повышения квалификации в условиях модернизированного образования [Текст] / Г. Т. Боймуродова // Молодой ученый. — 2012. — № 11. — С. 397–398.

4.                  Журнал «Методист»,2014. № 2. С.43–51

5.                  http://kurs.mioo.ru/reg/courlist-n12.asp

6.                  http://www.metobraz.ru

7.                  http://www.fpk.mgppu.ru/index.php

8.                  http://textbook.keldysh.ru

9.                  http://www.educasia.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle