Библиографическое описание:

Попова Р. И. Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 548-550.

В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, личностно-профессиональные компетенции, методические дисциплины

Система высшего образования России в настоящее время переживает период активного реформирования обусловленного переходом к новой образовательной парадигме, приоритетами которой являются интересы личности. Осуществляемые преобразования определяют существенные изменения в целях, задачах, структуре и содержании системы высшего педагогического образования. Эти изменения подготовки современного специалиста требуют пересмотра содержания профессионального образования, повышения степени его вариативности как необходимого условия эффективной самореализации выпускника. Проблема подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности затрагивалась в трудах К. Э. Загуменных, И. А. Клюшниковой, Э. М. Киселевой, Л. А. Михайлова, В. П. Соломина, П. В. Станкевича, И. А. Щеголева [3, 5, 6, 8, 9] и др. Несмотря на значимость данных исследований проблема подготовки магистров в области безопасности жизнедеятельности является одной из недостаточно исследованных проблем. Можно констатировать, что целостного исследования проблемы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности не проводилось. Важным направлением решения указанной проблемы является изучение современного состояния подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности и перспектив ее развития. Экспериментальное исследование проводилось нами в 2008–2012 годах. По совокупности этапов в экспериментальном исследовании принимали участие 137 бакалавров, 89 магистров, 70 учителей преподающих курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Целью экспериментального исследования было изучение состояния проблемы подготовки магистров по различным направлениям безопасности жизнедеятельности, проведение наблюдений за ходом обучения, педагогической и научно-исследовательской практик, определение характера трудностей магистров, осуществление бесед и анкетирования с бакалаврами, магистрами и преподавателями-организаторами безопасности жизнедеятельности, методистами.

Важным направлением исследования являлось проведение анкетирования с учителями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, преподающих курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Представим результаты проведенного анкетирования по отдельным вопросам. При ответе на вопрос: «Какие нетрадиционные виды уроков Вы используете?» подавляющее большинство учителей выделили следующие виды: урок-игра (43 %); урок с применением информационных технологий (22 %); урок-семинар (12 %); урок-экскурсия (11 %); интегрированный урок (5 %). Некоторые опрошенные учителя (7 %) не используют нетрадиционные формы обучения. Как видно из результатов, большинство учителей в своей педагогической практике при изучении школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» используют нетрадиционные формы обучения.

Однако на следующий вопрос анкеты «Применяете ли Вы современные технологии обучения?» только 33 % учителей ответили, что используют их постоянно, 44 % опрошенных применяют их эпизодически и 23 % анкетируемых отдают предпочтение традиционному уроку. Из используемых технологий обучения наиболее часто учителя применяют: коллективный способ обучения (27 %); игровые технологии (22 %); информационные технологии (18 %); проблемное обучение (11 %); модульное обучение (5 %). Незначительное количество опрошенных учителей (17 %) ответили, что не используют технологии обучения.

На вопрос анкеты «Удовлетворены ли Вы содержанием учебно-методической литературы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» ответы учителей распределились следующим образом: большинство респондентов (37 %) ответили отрицательно, такое же количество опрошенных (37 %) затруднились ответить и только 26 % педагогов ответили, что удовлетворены состоянием учебно-методической литературы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

На очередной вопрос анкеты «Существуют ли у Вас методические разработки по вопросам безопасности жизнедеятельности» результаты анкетируемых учителей были следующими: 15 % респондентов указали, что они используют самостоятельно разработанные презентации по вопросам безопасности жизнедеятельности; 9 % анкетируемых учителей используют в своей работе рефераты, сообщения и исследовательские работы учеников. Необходимо отметить, что 70 % опрошенных учителей не имеют методических разработок в данной области и только 6 % анкетируемых имеют собственные статьи по данной тематике.

Среди основных трудностей, которые учителя испытывают при организации процесса обучения называют: недостаточная материальная база (33 %); недостаточность методической подготовки к работе в современных условиях (20 %); недостаточное количество часов по предмету (11 %); недостаточное владение информационными технологиями (11 %); недостаток учебной и методической литературы (7 %). Как видно из приведенных данных, учителя испытывают затруднения различного характера: методические (недостаточное владение информационными технологиями обучения), материально-техническими (недостаток учебной и методической литературы, средств обучения и др.). 18 % опрошенных учителей отмечают, что у них не возникает трудностей при организации процесса обучения.

Изучение опыта деятельности бакалавров в период учебно-исследовательской и производственных практик выявил, что только 9 % студентов не испытывают трудностей при подготовке и проведении урочных и внеклассных занятий. Среди основных трудностей студенты определили: определение задач урочных и внеклассных занятий с учащимися (20 %); выявление взаимосвязи курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с внеклассным материалом (16 %); проектирование урочных и внеклассных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (25 %); организация и проведение исследований с учащимися по актуальным проблемам безопасности жизнедеятельности (30 %). Так же студенты отмечали, что после прохождения педагогической практики они хотели более подробно узнать: о наиболее эффективных технологиях обучения, способствующих формированию безопасного поведения школьников; особенностях работы с учащимся в разновозрастных группах; особенностях организации исследовательской деятельности школьников на уроках и во внеклассной работе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Таким образом, проведенные наблюдения, беседы и анкетирование с учителями, преподающими курс «Основы безопасности жизнедеятельности» показали необходимость подготовки специалиста, не только владеющего содержанием предмета, но и проектирующего собственные методики, организующего творческую учащихся деятельность. Необходимость совершенствования методической подготовки магистров и бакалавров и позволили выявить необходимые направления развития: пересмотр содержания методической подготовки; усовершенствование педагогических практик, в направлении расширения баз практик; разработку и введение курсов по выбору, направленных на применение различных технологий обучения. Как показывает, практика обучения исходный уровень подготовки магистров существенно варьирует, это связано с тем, что обучение в магистратуре проходят не только, кто получил подготовку в бакалавриате, но и выпускники других вузов. В этой связи содержание учебных дисциплин важно проектировать исходя из более широкой трактовки целей и содержания образования в области безопасности жизнедеятельности. Указанные задачи решаются, если студенты включены в активную творческую деятельность по приобретению основных знаний и умений о будущей профессиональной деятельности. Так же специальная подготовка магистров к организации и проведению различных направлений урочной и внеклассной работы в образовательных учреждениях различных типов и уровней значительно устраняет недостатки традиционной системы подготовки. Учитывая вышеизложенное, нами разработаны и реализуются блок дисциплин методической направленности [1, 2, 4, 7], способствующий подготовке магистра по теории и практике обучения безопасности жизнедеятельности для учреждений общего, профессионального и дополнительного образования. При проектировании программ учебных дисциплин данного блока мы учитывали необходимость соблюдения преемственности, последовательности и углубленности содержания. В содержание блока входят дисциплины:

-       «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе»;

-       «Теоретические основы и технологии обучения в области безопасности жизнедеятельности в вузе»;

-       «Теоретические основы исследовательской деятельности в образовательной области безопасности жизнедеятельности»;

-       «Современные способы обработки и презентации научной информации в области образования жизнедеятельности»;

-       «История и теория обучения безопасности жизнедеятельности.

Содержание указанных методических дисциплин позволяет получить магистрантам расширенную методическую подготовку и способствует формированию следующих личностно-профессиональных компетенций:

-       готовность использовать углубленные методические знания в организации образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности в учреждениях различных типов и уровней;

-       способность к самостоятельному освоению методов педагогических исследований при решении актуальных проблем методики обучения безопасности жизнедеятельности;

-       способность самостоятельно приобретать методические знания с помощью информационно-коммуникативных технологий;

-       готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности;

-       готовность проектировать и реализовывать новое учебное содержание, технологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях различных уровней.

Анализ результатов экспериментального исследования показал, что важное значение в подготовке магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности имеет блок методических дисциплин. Представленные дисциплины способствуют формированию профессиональных компетенций, которые являются основой, позволяющей выпускникам быть подготовленным для работы в образовательных учреждениях различных типов и уровней и продолжить свое образование по программе послевузовского образования.

Литература:

1.       Абрамова В. Ю. Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» //Молодой ученый. 2012. № 9. С.260–263.

2.       Абрамова В. Ю., Бахвалова С.Б, Елизарова И. С. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету //Мир науки, культуры, образования. 2013.№ 3 (4). С.3–6.

3.       Киселева Э. М. Развитие интеллектуальных исследовательских умений в профессиональной компетентности магистров в области безопасности жизнедеятельности //Мир науки, культуры, образования. 2012 № 3. С.96–98.

4.       Костецкая Г. А., Киселева Э. М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов//Научно-технические ведомости СПбГПУ Серия «Гуманитарные и общественные науки» 2012. Т.2 № 148. С.54–60.

5.       Костецкая Г. А. Учебно-производственная практика в профессиональной подготовке специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности //Научное мнение. 2012 № 4 С.71–75.

6.       Ребко Э. М. Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013 № 162. С.156–162.

7.       Силакова О. В. Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасности жизнедеятельности» по экологической безопасности //Молодой ученый. 2014 № 3. С.1014–1018.

8.       Соломин В. П. Магистерская подготовка в современном профессиональном педагогическом образовании //Профессиональное образование. Столица. 2011 № 12 С.13–15.

9.       Станкевич П. В. Формирование содержания специализированных магистерских программ в сфере естественнонаучного образования//Известия Российского государственного педагогического университета. 2009 № 94. С.28–35.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle