Библиографическое описание:

Пазыркина М. В. Использование здоровьеформирующих технологий в педагогическом процессе ДОУ // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 55-57.

Концепция модернизации российского образования предусматривает использование современных технологий для организации управления педагогическим процессом, реализации идеи развивающегося обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса,  повышения его эффективности и качества [21].

Научные исследования последних лет выявили устойчивую тенденцию к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей. Уже на стадии дошкольного детства до 50% детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья, а более 20%  - хронические заболевания, а здоровых школьников насчитывается лишь от 14 до 23%, 50% имеют функциональные отклонения, а остальные – хронические заболевания [2]. Это свидетельствует о тенденции к ухудшению физического, нервно-психического и репродуктивного здоровья детей и необходимости адресной социальной заботы о детях, прежде всего решения вопросов охраны их здоровья, приоритетности профилактических и оздоровительных программ. [11].  Ведущая роль в формировании здоровья принадлежит и дошкольным образовательным учреждениям. В дошкольном возрасте начал у ребенка  наиболее быстрыми темпами формируются функциональные системы организма, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, определяющие будущий характер человека [3].

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение должно быть способно с самого раннего возраста создать ребенку общий положительный и устойчивый фон, благоприятствующий развитию гармоничной личности [9].

Здоровье подрастающего поколения – общемировая проблема ХХ1 века: ухудшение экологической ситуации привело к тому, что 25% заболеваний и 23% смертей в мире вызваны воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, что явилось причиной каждого третьего заболевания и у детей младше 5 лет. В России возрос уровень инвалидизации детей, а число детей, страдающих алкоголизмом, увеличилось с 1993 по 2003 г. в 2 раза, токсикоманией – в 3 раза, наркоманией в 20 раз.  Аксиологическая парадигма здоровья диктует необходимость формирования новых обучающих программ и развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в частности создание психологической службы, центров профилактики наркозависимости и коррекции здоровья детей [5, 10, 13].

В настоящее время система образования переходит к деятельности по новым государственным образовательным стандартам общего образования, в которых важное место занимает проблема охраны и укрепления здоровья детей. Стратегическим вектором развития образовательной системы в данном направлении должен быть тезис: «От здоровьесберегающего к здоровьефомирующему образованию» [7,15].

Кроме того, впервые в требованиях к результатам образования включен такой важный, с позиции сохранения здоровья детей, критерий как «способность к контролю и самоконтролю».  Сохранение здоровья детей из категории «условие реализации образовательного процесса переходит в более значимую категорию – «результат процесса образования» [17, 20].

Забота о здоровье участников педагогического процесса представляется актуальной задачей и предполагает систематическую работу как в направлении изучения влияния учебного процесса на здоровье, так и в направлении понимания сущности здорового образа жизни, а также наличия мотивации для реализации его установок [6,8].  Поэтому старший дошкольный и младший школьный возраст является важнейшим этапом формирования здоровья ребенка, обеспечивающим ему единство физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития.

В настоящее время актуальным для педагога является умение помочь детям познать самих себя, направить ребенка на путь самосовершенствования, решать проблему формирования  здоровой личности методами конструирования положительных ориентиров, закладки установок на ценность здоровья, на доступную и доходчивую мотивацию. Реализуя основную цель – образование и воспитание, педагог должен сохранять и улучшать психосоматическое здоровье ребенка, развивать его эмоциональную, нравственно волевую и интеллектуальную сферы. Начинать надо с осознания того, что педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы от каждого его участника востребовалась активная позиция в различных жизненных ситуациях [12,14].

На примере опыта работы ГБОУ прогимназии № 698 «Пансион» представлены комплексные (интегрированные) здоровьеформирующие и  здоровьесберегающие технологии [7,15].

Здоровьесберегающие: профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания. Особую роль в этом направлении играет вопрос совершенствования питания дошкольников, т.к. проблема питания в РФ перешла из ряда медицинских в общегосударственную в связи с тем, что для большинства жителей России характерным стало разбалансированное, недостаточное питание и низкое качество продуктов, часть из которых являются генномодифицированными, насыщенными ксенобиотиками. Это привело к увеличению числа алиментарнозависимых заболеваний [19].

Оздоровительные: физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, лечебная гимнастика, массаж, фитотерапия, сказкотерапия, арттерапия. Медицинской службой учреждения разработана ежемесячная «Активная программа в действии», включающая проведение профилактических мероприятий по снижению уровня заболеваемости, комфортного пребывания ребенка. Это – применение гомеопатического комплекса, организация осмотров врачами-специалистами, КУФ, кислородные коктейли, витаминные чаи, массаж по назначению врачей, занятия с инструктором  ЛФК [4, 16].

Технологии обучения здоровью: включение здоровьеформирующих тем в общеобразовательный цикл.

Внесубъективные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Кроме того направлению деятельности в учреждения применены частные здоровьеформирующие технологии: медицинские (профилактика заболеваний), образовательные (информационно-обучающие и воспитательные), психологические (коррекция личностного и интеллектуального развития) [7, 18] .

В основе построения педагогического процесса лежат вариативные и комплексные программы образования и воспитания, предполагающие интегративный подход к обучению. Так, апробирована интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника Д.И. Воробьевой – «Гармония развития» [1].  Ее глубина и целостность опираются на теорию Л.С. Выготского «О культурно-историческом развитии психики». Автор рассматривает изодеятельность, как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человечества. Основная идея программы - всестороннее, гармоническое развитие ребенка 2-7 лет; сохранение и укрепление физического и психического здоровья; равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности ребенка дошкольного возраста; создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.

В основе программы «Гармония развития» лежит проблемно-поисковый метод образования и воспитания, базирующийся на ручных умениях и игре. Это позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка без потери критериев стандарта образования, а в большинстве случаев и поднять уровень подготовки ребенка к школе.

  Анализ результатов обследования уровня достижений интегративных качеств - «Физически развитый» -  показывает положительную динамику   достижений детьми в этой области.

Средний уровень достижений составляет 56,2%, низкий уровень этого показателя равен  47,4 %.

В мае 2013 года  мы можем наблюдать следующее соотношение: высокий уровень равен 56,2% от общего количества детей, средние показатели указывают на 47,4%.

Оптимизация здоровьеформирующего компонента заключается также в проведении педагогической диагностики и психологического обследования каждого воспитанника. Эта работа включает: социально-эмоциональное развитие, речевое развитие, овладение грамотой, культурой быта, ознакомление с природой, развитие ребенка в театрализованной деятельности, развитие в конструктивной деятельности, лепка, аппликация, развитие игровой деятельности, развитие элементарных математических представлений, рисование, физическое развитие, музыкальное развитие. Психологическое обследование выявляет: степень адаптации детей к учебному и воспитательному процессам, эмоциональное состояние (уровень тревожности) каждого ребенка; оценивает уровень сформированности волевых качеств;  определяет группы «риска» (агрессивное поведение, зависимости, эмоциональную нестабильность и т.п.).

При построении процесса образования учитываются также медицинские показатели: родовые травмы, группа здоровья, изучение сопутствующих диагнозов.

Таким образом, в работе ГОУ прогимназии №698 «Пансион» реализуется качественно новый подход к процессу образования и воспитания: с применением вариативных программ, соединением  работы нескольких специалистов в цепочку единых психолого-педагогических, оздоровительных действий, направленный на развитие и воспитание здоровой личности ребенка. Это приводит к повышению уровня образования в начальной школе (у младших школьников отслежена положительная динамика психосоматического развития по сравнению с данными предыдущих выпусков начальной школы).

Литература:

  1. Воробьева Д.И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. – М.: Детство- Пресс, 2003.–145 с.
  2. Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема / Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. – С. 242.
  3. Макарова Л.П., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. О необходимости формирования культуры здоровья дошкольников в образовательном процессе/Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии. Сб. тезисов докладов  ХУ научно-практической конференции с международным участием.22-23 ноября 2011  г. СПб.  Изд-во РГПУ  им. А.И.Герцена.
  4. Макарова Л.П.. Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении / Молодой ученый - 2012. -  № 2. -  С. 286-289.
  5. Марецкая Н.И., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Компетентный подход к проектированию информационно-развивающего пространства в детском саду/ Научно-методический электронный журнал  «Концепт».– 2013. – № 3. – С. 112-118.
  6. Пазыркина М.В., Сопко Г.И. Значение формирования здоровьесберегающих компетенций педагога / Школа будущего. - 2013. -  № 2. -  С. 138-142.
  7. Пазыркина М.В., Сопко Г.И. Педагогические технологии формирования здоровья в дошкольном образовательном учреждении/«Современные тенденции в образовании и науке». Сборник научных трудов по материалам н/практической конференции . 31 октября 2013 г. Ч. 13. С. 108-110. Из-во ТРОО «Бизнес-Наука-Образование». Г. Тамбов.
  8. Пазыркина М.В., Сопко Г.И., Буйнов Л.Г. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения. / Материалы Ш международной научно-практической конференции «Инновации и современные технологии в системе образования». 20-21 февраля 2014 г. Киев. Из-во Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ» (Прага).
  9. Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Шатровой О. В. Здоровье как системный индикатор самоидентификации ребенка: Мат-лы. 18-й Междун. конф.: «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры». СПб. 2011. С. 600-604.
  10. Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - № 145.-  С. 90-96.
  11. Романова Т.В., Пазыркина М.В., Сопко Г.И. Организация внедрения валеологической поддержки ребенка на основе новых Федеральных государственных требований с использованием диагностических методик/ Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 55-57.
  12. Соломин В.П., Бахтин Ю.К., Буйнов Л.Г., Макарова Л.П.
     О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // Молодой ученый. - 2013.-  № 6.-  С. 730-732.
  13. Соломин В.П., Корчагина Г.А., Бахтин Ю.К., Михайлов Л.А., Сопко Г.И. Профилактика инфекционных болезней  в образовательной программе  педагогического вуза. В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии материалы Всероссийской научно-практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения. редкол.: В. В. Латюшин, гл. ред. и др.. 2005. С. 51.
  14. Сопко Г. И., Пазыркина М.В. Здоровьеформирующий компонент как важная часть современных интегрированных программ для образовательных учреждений/ Молодой ученый. - 2012.-   № 6.-  С. 417-420.
  15. Сопко Г.И. Пазыркина М.В. О необходимости компетентностного подхода к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении. /Молодой ученый.-  2012.-   № 11. -  С 484-486.
  16. Сопко Г.И.Скворцова Н.Н.Платонов Д.В. «Закаливание как фактор повышения культуры здоровья». Здоровье детей как ценность культуры/Материалы Х международной конференции «Ребенок в современном мире». 16-18 апреля 2003. СПб.  РГПУ им. А.И. Герцена. С. 313-315.
  17. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Педагогические технологии обеспечения безопасности здоровья /«Начальная школа плюс «До и После».-2012.- № 7.-С.9 -12.
  18. Сопко Г.И., Пазыркина М.В., Журина Т.Г. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога / Молодой ученый.-  2012. -  № 3. - С. 380-382.
  19. Спиридонов А.М., Сазонова О.В., Березин И.И. Разбалансированность питания – универсальный фактор в возникновении заболеваний внутренних органов /Гигиена и санитария. - 2009. - №1.-  С.42-43.
  20. Станкевич П.В. Инновационная образовательная программа в образовательной практике Герценовского университета: Опыт реализации в 2007/2008 учебном году // Вестник Герценовского университета. -  2008.-  № 4.-  С. 28-30.
  21. Станкевич П.В. Обновление системы естественнонаучного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования / Наука и школа.-  2009. - № 1.-  С. 3-5.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle