Современные подходы к организации совместных действий в образовательном пространстве «детский сад и начальная школа» | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Валентир Е. А., Пятигорова Л. И. Современные подходы к организации совместных действий в образовательном пространстве «детский сад и начальная школа» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 100-102. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9751/ (дата обращения: 24.10.2018).



Современные подходы к организации совместных действий в образовательном пространстве «детский сад и начальная школа»

Валентир Елена Алексеевна, старший воспитатель;

Пятигорова Лидия Ильинична, воспитатель

МБДОУ с. Вольное Республики Адыгея «Детский сад № 13»

 

Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться

Л. А. Венгер, А. Л. Венгер

 

Среди научно-педагогических исследований и в работе педагогов-практиков заметное место в последнее время занимают вопросы преемственности содержания воспитательно-образовательного процесса и преемственности в организации этого процесса на образовательных ступенях дошкольного и начального школьного этапа. Долгое время готовность к школе рассматривалась лишь как определенный объем полученных знаний и умений, при этом мало внимания уделялось формированию фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования. В настоящее время необходим принципиально новый взгляд на решение проблемы преемственности, при котором дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Как отмечал В. А. Сухомлинский: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.

Сегодня дошкольные образовательные учреждения предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи. Вариативность образовательных программ значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени школьного образования. Но, несмотря на то, что реализуемые вариативные программы дошкольного образования содержат богатый материал, который возможно и необходимо использовать при формировании предпосылок универсальных учебных действий, в то же время в комплексном виде проблема развития универсальных учебных действий в этих программах не решается.

В условиях введения стандартов нового поколения актуальность проблемы определяется недостаточной согласованностью в вопросах понимания педагогами ДОУ и учителями школ общего и различного в целях и организации дошкольного и начального образования (приоритетов коллективных и индивидуальных форм обучения, организации и видов работ на уроках и занятиях, организации совместной продуктивной деятельности, уровня межвозрастного воздействия, возрастных показателей интеллектуального и личностного развития, произвольности (саморегуляции), сформированности учебной деятельности и т. д.).

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому важнейшим направлением совместной работы детского сада и начальной школы считаем социально-психологическое сопровождение личностного развития ребенка путем реализации единых концептуальных подходов к определению цели, задач и содержания образования на каждой из этих ступеней с учетом их преемственности и непрерывности. Непрерывность образования подразумевает плавный переход с одной ступени на другую, где каждая предыдущая ступень является стартом для последующей ступени. Для развития ребенка существенным является успешное продвижение по каждой ступени: для первоклассника важным качеством является формирование «умения учиться в школе», тогда как в детском саду должны быть созданы условия для формирования предпосылок учебной деятельности.

В рамках единого образовательного пространства в нашем населенном пункте перед детскими дошкольными учреждениями и начальной школой, как перед полноправными компонентами единой образовательной среды, реализующими принцип личностно-ориентированного обучения, стала необходимость обеспечения преемственности между детским садом и начальной школой.

С 2013 года, и на протяжении рада лет, работая по Программе преемственности «Детский сад — школа», ежегодно разрабатывается План совместных действиях в образовательном пространстве между детским садом и начальной школой, который направлен на создание условий плавного, внутренне бесконфликтного перехода выпускников из детского сада в школу в условиях реализации новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования и федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

План преемственности разрабатывается в интересах детей, педагогов и родителей с целью обеспечения качественной подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе. На данный момент этот документ является ориентиром для конструктивного взаимодействия педагогов, специалистов дошкольного учреждения и начальной школы, родителей детей.

За период реализации Программы между МБДОУ № 13 и МБОУ СОШ № 9 сложилась определенная система работы по осуществлению преемственности, которая включает в себя широкий спектр совместных мероприятий по эффективной предшкольной подготовке и введению в школьную жизнь:

                    согласованы цели, задачи, содержание, методы и формы обучения и воспитания, внесены изменения в основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения, связанные с формированием предпосылок универсальных учебных действий с учетом Федеральных государственных требований

                    определены согласованные действия педагогов дошкольного учреждения и учителей начальной школы, направленные на формирование начальных ключевых компетентностей и универсальных учебных действий;

                    согласованы действия педагогов дошкольного учреждения и начальной школы в работе с родителями по вопросам формирования универсальных учебных действий;

                    определён состав, формы и содержание сопроводительных документов, характеризующих уровень развития, обученности, сформированности психических процессов выпускников детского сада для передачи их в начальную школу;

                    разработаны и утверждены планы по преемственности;

                    проведены Советы педагогов по темам «Развитие учреждения в рамках внедрения ФГОС в образовательный процесс», «Общее и различное в целях, задачах, содержании, методах и формах обучения детей в ДОУ и начальной школе: проблемы, решение, опыт»;

                    разработано комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в условиях ФГОС;

                    проведены административные совещания по итогам адаптации и результатам успеваемости выпускников ДОУ (учащихся 1-х классов);

                    проведены совместные психолого-педагогические консилиумы «Адаптация к школе: проблемы дезадаптации, пути их решения»;

                    состоялись совместные педагогические совещания, круглые столы по итогам адаптационного периода;

                    проведены общие родительские собрания для родителей старшей группы с участием учителей «Как правильно готовить ребенка к школе»;

                    проведена акция «Посвящение в первоклассники», торжественные линейки ко Дню Знаний;

                    проведены праздничные мероприятия для старшей группы «Скоро в школу», экскурсия дошкольников в школу;

                    разработаны модели, представляющие систему работы с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет) по обеспечению формирования интегративных качеств личности, предпосылок универсальных учебных действий;

                    проведены открытые занятия по речевому и математическому развитию;

                    проведены круглые столы, родительские собрания по ознакомлению педагогов и родителей с программами детского сада и начальной школы;

                    функционируют консультативный пункт при МБОУ СОШ № 9 «Субботняя школа»;

                    организованы совместные заседания школьного ПМПк с педагогами ДОУ;

                    состоялись совместные посещения НОД в ДОУ и уроков в школе;

                    разработан механизм взаимодействия участников Программы преемственности.

Решение поставленных задач осуществляется через консультационно-методическую, организационную, психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую деятельности.

Все эти мероприятия значительно улучшили качество работы по обеспечению преемственности, сплотили образовательное учреждение в общей деятельности по эффективной предшкольной подготовке воспитанников детского сада и успешному обучению в школе первоклассников.

Согласование совместных действий позволило обеспечить преемственность образовательного процесса детского сада с образовательным процессом начальной школы:

                   на нормативном уровне — с Федеральными государственными образовательным стандартами начального общего образования (ФГОС НОО),

                   на программно-методическом уровне — с образовательными программами начального общего образования и общеобразовательными программами дошкольного учреждения, разработанными в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС).

Об эффективности представленной системы работы можно судить по результатам проводимого ежегодно мониторинга уровня готовности детей к обучению в школе Отмечается положительная динамика увеличения количества детей с высоким уровнем (с 16 % до 44,3 %) и уменьшения (с 24 % до 3,7 %) с низким уровнем готовности к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников детского сада — учащихся начальной школы показывает стабильность результатов.

Из всего вышесказанного следует, что сложившаяся в учреждении система работы по преемственности дошкольного и начального образования позволяет осуществлять естественный переход ребенка с ограниченными возможностями зрения с одной образовательной ступени на другую и в конечном итоге повысить эффективность и качество образования в системе его непрерывности.

Успех в жизни ребёнка закладывается уже с дошкольного детства, поэтому совместная работа по созданию системы предшкольного образования в нашем селе обеспечивает на качественном уровне преемственность в работе детского сада и начальной школы, а значит, создаёт единый старт детям дошкольного возраста при поступлении в школу.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, начальная школа, школа, дошкольное учреждение, дошкольное образование, образовательный процесс, формирование предпосылок, система работы, начальное общее образование, действие.

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие детского сада и школы по социальной...

детский сад, начальная школа, школа, дошкольное учреждение, дошкольное образование, образовательный процесс, формирование предпосылок, система работы, начальное общее образование, действие.

Преемственность в использовании... | Молодой ученый

детский сад, начальная школа, дошкольная организация, ребенок, педагог, школьная жизнь, старший дошкольный возраст, образовательный процесс, начальное общее образование, учитель.

Преемственность уровней дошкольного и начального общего...

общее образование, начальная школа, дошкольное образование, уровень, детский сад, дошкольный возраст, ребенок, преемственность, познавательное развитие, физическая культура.

Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Педагогические условия подготовки детей к школе...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика... Оптимизация взаимодействия дошкольной организации...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

детский сад, начальная школа, дошкольная организация, ребенок, педагог, школьная жизнь, старший дошкольный возраст, образовательный процесс, начальное общее образование, учитель.

Преемственность между дошкольным уровнем и уровнем...

общее образование, начальная школа, дошкольное образование, уровень, детский сад, дошкольный возраст, ребенок, преемственность, познавательное развитие, физическая культура.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие детского сада и школы по социальной...

детский сад, начальная школа, школа, дошкольное учреждение, дошкольное образование, образовательный процесс, формирование предпосылок, система работы, начальное общее образование, действие.

Преемственность в использовании... | Молодой ученый

детский сад, начальная школа, дошкольная организация, ребенок, педагог, школьная жизнь, старший дошкольный возраст, образовательный процесс, начальное общее образование, учитель.

Преемственность уровней дошкольного и начального общего...

общее образование, начальная школа, дошкольное образование, уровень, детский сад, дошкольный возраст, ребенок, преемственность, познавательное развитие, физическая культура.

Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Педагогические условия подготовки детей к школе...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика... Оптимизация взаимодействия дошкольной организации...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

детский сад, начальная школа, дошкольная организация, ребенок, педагог, школьная жизнь, старший дошкольный возраст, образовательный процесс, начальное общее образование, учитель.

Преемственность между дошкольным уровнем и уровнем...

общее образование, начальная школа, дошкольное образование, уровень, детский сад, дошкольный возраст, ребенок, преемственность, познавательное развитие, физическая культура.

Задать вопрос