Библиографическое описание:

Есипова А. А. Интеграция общего и дополнительного образования как возможный путь повышения эффективности формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 21-22.

Развитие общества и государства сегодня во многом зависит от разрешения основной проблемы — обеспечения безопасности граждан как от внешних, так и от внутренних угроз, когда гарантированными являются защита жизни и сохранение здоровья каждого гражданина и, безусловно, безопасное развитие подрастающего поколения. Таким образом, курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений появился не случайно, его введение в учебный процесс было вызвано самой жизнью. Это обусловило возникновение нового направления педагогических исследований - изучение проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников.

Особенности функционирования культуры безопасности жизнедеятельности неразрывно связаны с характером и вектором направленности происходящих в обществе изменений, стремительного роста нематериальных компонентов, формирования знаний в разных отраслях (экология, экономика и т.д.), влияния информационной реальности; скорости взаимодействия обратных связей; уровня анализа состояния опасностей, их динамики и трансформации среды (как внутренней, так и внешней) [1].

В связи с тем, что все виды человеческой деятельности можно рассматривать как потенциально опасные, воспитывая культуру безопасности жизнедеятельности прежде всего у школьников необходимо формировать мотивацию к безопасности, развивать знание законов безопасности и умение безопасно действовать в различных ситуациях, вырабатывать навыки безопасного поведения. При этом следует акцентировать внимание на том, что предотвратить опасную ситуацию гораздо проще, чем правильно действовать в результате возникшей угрозы [4].

Вследствие этого, основной целью формирования культуры безопасности жизнедеятельности можно считать воспитание такого типа людей, при котором обеспечение безопасности жизнедеятельности является основной внутренней потребностью. Для этого выявим основные педагогические задачи [2.5] (рис.1):

Рисунок 1  Основные педагогические задачи формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Безусловно, ведущая роль в процессе подготовки к обеспечению безопасной жизнедеятельности принадлежит школе.

Процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности имеет свою внутреннюю логику. Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования соответствует возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей.

Именно в школе ребенок проводит значительный период своей жизни. Школьная пора для любого человека это время взросления и, порой, единственный период включения в систему обязательного образования. Следовательно, школьный курс "Основы безопасности жизнедеятельности" приобретает центральную роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности как основы личного и общественного благосостояния и стабильного долгосрочного развития и совершенствования. Однако, как показывает опыт, изучение данной дисциплины зачастую сводится к совокупности формальных знаний и разрозненных умений, не доведенных до уровня ценностных отношений и опыта действия в реальных условиях. Это не позволяет воспитать внутреннюю потребность к обеспечению, как собственной безопасности, так и безопасности окружающих. Вместе с тем, именно ценностные отношения личности являются ядром культуры безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, недостаток практического обучения стимулирует поиск новых путей к формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников, которые могли бы способствовать повышению эффективности решения поставленной перед школой и системой образования в целом, задачи.

Одним из таких путей может быть обращение к летнему каникулярному периоду, так как это позволяет обеспечить непрерывность становления культуры безопасности жизнедеятельности школьников и носит деятельностный, практико-ориентирующий характер. В связи с тем, что в летний период воспитательную и образовательную функцию в большей степени выполняет дополнительное образование необходимым обеспечить интеграцию возможностей среднего (полного) и дополнительного образования.

Программы дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности необходимо разрабатывать с учетом признаков безопасности человека и общества [3]. В научной, учебной и научно-методической литературе называются:

·                     состояние среды обитания, при котором с определенной вероятностью исключено причинение морального, материального, экономического или физического ущерба человеку;

·                    отсутствие вредных или опасных факторов жизнедеятельности;

·                    готовность человека к профилактике, преодолению без ущерба, минимизации (с минимальными, т.е. допустимыми, потерями), устранению негативных последствий воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности;

·                    мера защищенности организмов от внутренних и внешних опасностей (средство оценки уровня риска, защищенности);

·                    система мер защиты человека и среды обитания от опасностей (средство обеспечения защищенности, профилактики рисков);

·                    состояние, при котором риск сведен к объективному минимуму;

·                    степень защищенности человека, его способность обеспечивать личную безопасность, сознательно снижая степень риска, связанного с деятельностью.

Подводя итог, следует сделать вывод о том, что взаимосвязь школьного и дополнительного обучения не ограничивается проблемой согласованности педагогических программ. Помимо этого, практика совместной деятельности включает и опыт использования материальной базы и кадров учреждений дополнительного образования для проведения занятий со школьниками по обычным учебным предметам. Таким образом, следует отметить, что именно дополнительное образование с присущим ему практико-ориентированным подходом способно восполнить существующую лакуну.

Литература:

1.     Есипова А.А., Ребко Э.М. Культура безопасности жизнедеятельности как интегральное качество личности [Текст] / А. А. Есипова, Э.М. Ребко // ПИСЬМА В ЭМИССИЯ.ОФФЛАЙН. – 2012. - №5. – С. 1803.

2.     Мишин Б. Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России // Основы безопасности жизни. − 1998. − № 8. − С. 3-6.

3.     Ребко Э. М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах [Текст] / Э. М. Ребко // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 850-851.

4.     Ребко Э. М. Развитие культуры здоровья студентов как основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности [Текст] / Э. М. Ребко, А. П. Федорова // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1005-1009.

5.      Соломин В.П., Маликова Т.В., Михайлов Л.А.  Психологическая безопасность. Учебное пособие для вузов. СПб.: ДРОФА, 2008. – 288 с.

Основные термины: безопасности жизнедеятельности, культуры безопасности жизнедеятельности, безопасности жизнедеятельности школьников, формирования культуры безопасности, Основы безопасности жизнедеятельности, культуру безопасности жизнедеятельности, основам безопасности жизнедеятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности, дополнительного образования, основ безопасности жизнедеятельности, области безопасности жизнедеятельности, преподавания безопасности жизнедеятельности, Культура безопасности жизнедеятельности, обеспечению безопасной жизнедеятельности, опасных факторов жизнедеятельности, функционирования культуры безопасности, формировании культуры безопасности, ядром культуры безопасности, становления культуры безопасности, формированию культуры безопасности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle