Подготовка бакалавров к проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности в основной школе | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Киселева, Э. М. Подготовка бакалавров к проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности в основной школе / Э. М. Киселева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/403/ (дата обращения: 24.04.2024).



 

В статье показаны возможности реализации задач ФГОС ООО в области безопасности жизнедеятельности в условиях дефицита учебного времени на обучение основам безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены вопросы организации и методики подготовки бакалавров к внеурочной деятельности в школе.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, безопасный образ жизни, внеурочная деятельность, подготовка бакалавров, дисциплины учебного модуля.

 

Реализация государственных задач в области общего образования, поставленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) выдвигает новые требования, как к содержанию профессиональной подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, так и к методике и технологиям обучения [7].

В материалах ФГОС ООО большое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучаемых. Так, в требованиях стандарта к достижению результатов освоения ООО раскрываются личностные результаты:

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

В области требований к предметным результатам по основам безопасности жизнедеятельности в стандарте декларируются серьезные задачи, охватывающие различные аспекты безопасности личности, общества и государства [7].

В то же время федеральные требования к составлению учебных планов позволяют образовательному учреждению существенно уменьшить количество часов для изучения ОБЖ, оставив по 1 часу в 8, 9, 10 и 11 классах. Очевидно, что в решении задач, поставленных государством в области безопасности жизнедеятельности, значительно усиливается роль организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении [4].

Под внеурочной деятельностью понимаются различные формы организации учащихся, ориентированные на становление личностных характеристик выпускника, обеспечивающих духовно-нравственное развитие, воспитание и сохранение здоровья.

Внеурочная деятельность направлена на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с образовательными интересами и возможностями. Формы внеурочной деятельности отличаются широким разнообразием, но должны быть отличны от классно-урочной системы. Перспективным направлением развития форм внеурочной деятельности является массовая работа с учащимися в области безопасности жизнедеятельности. Массовая работа рассматривается как форма внеурочной деятельности в образовательном учреждении, направленная на решение задач по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы и формированию общей культуры безопасности.

В материалах ФГОС ООО подчеркивается значение безопасного образа жизни как планируемого результата освоения образовательной программы. Под безопасным образом жизни понимается индивидуальная форма поведения человека, основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечивает сохранение жизни [3]. Приоритетными направлениями безопасности в стандарте декларируется антитеррористическое воспитание, развитие патриотизма и гражданственности, формирование экологической культуры и культуры здоровья [5]. Все эти направления входят в предметную область безопасность жизнедеятельности и занимают значительное место в системе подготовки учителя безопасности жизнедеятельности.

Вот почему столь актуальна практико-ориентированная подготовка бакалавров к различным видам педагогической работы, в том числе и к внеурочной деятельности в образовательных учреждениях разных типов, осуществляется через встраивание вариативных образовательных модулей в основную образовательную программу[1,2,6]. Преподавателями кафедры «Методика обучения безопасности жизнедеятельности разработано три вариативных методических модуля:

- Дополнительное образование в области безопасности жизнедеятельности;

- Профильное обучение в области безопасности жизнедеятельности;

- Безопасность образовательного учреждения.

Каждый модуль включает три учебные дисциплины, раскрывающие конкретные вопросы методического обеспечения деятельности школьного педагога в области безопасности жизнедеятельности. Студенты бакалавриата на каждом курсе выбирают одну из вариативных дисциплин, в соответствии со своими интересами и профессиональными планами.

Рассмотрим содержание дисциплины по выбору «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности». Трудоемкость освоение учебной дисциплины рассчитана на 4 кредита (54часа, в том числе 22 лекционных, 32 практических).

Основной целью дисциплины «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности» является усвоение студентами теоретических и методических основ проектирования и организации массовой работы в общеобразовательной школе. Учебная дисциплина направлена на формирование готовности к проектированию и проведению массовой работы по основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе. Для реализации такой цели студенты должны владеть профессиональными умениями и навыками внеурочной деятельности по проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности, опытом творческой самостоятельной работы. Дисциплина включает в себя знания по основам методики массовой работы в области безопасности жизнедеятельности, раскрывает специфику содержания и организации массовой работы, базирующейся на психофизиологических возрастных особенностях обучающихся.

В содержании дисциплины «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности» рассматриваются цели, задачи и принципы массовой работы. Большое значение придается структуре образовательных программ учреждения по внеурочной деятельности, при этом более подробно рассматриваются методические аспекты массовой работы по направлениям:

- познавательно-развивающее;

- военно-патриотическое;

- антитеррористическое и антиэкстремистское;

- спортивно-оздоровительное;

- учебно-тренировочное;

- безопасный образ жизни;

- профилактика дорожного травматизма;

- экологическая безопасность.

Учитывая практическую направленность дисциплины, преподавателями используются активные и интерактивные методы обучения: презентации с использованием различных вспомогательных средств, работа с интернет-ресурсами, разработка тем проектов, мозговой штурм, дискуссии, работа в группах, деловые игры и др. При изучении дисциплины достаточно много времени уделяется самостоятельной работе бакалавров: подготовке докладов, презентаций, анализу методической литературы и периодических материалов, разработке фрагментов мероприятий и групповых проектов. Организация самостоятельной работы на занятиях и вне аудиторий позволяет повысить мотивацию и ответственность студентов за свое обучение, способствует развитию общих и профессиональных компетенций, создает условия для развития готовности к самообразованию и саморазвитию.

С целью накапливания педагогического опыты и приближения к реальным профессиональным условиям бакалавров часть занятий проводится в базовых школах. При этом учитывается направленность внеурочной деятельности в школе, актуальность тематики и возможность использовать лучший педагогический опыт. Студенты, работая группами, проводят массовые мероприятия в базовых школах. Таким образом проходит защита групповых проектов и оценка подготовленности студентов.

Положительные отзывы учителей и студентов, интерес школьников подтверждают необходимость использования более тесного взаимодействия с образовательными учреждениями для подготовки бакалавров к внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.

 

Литература:

  1.                Бахвалова С.Б., Керимова А.В., Попова Р.И. Блочно-модульная организация профессиональной подготовки магистров по программе «Экологическая безопасность» Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 3. С. 23-35.
  2.                Верещагина Н.О., Вилейто Т.В., Киселева Э.М. Совершенствование методической подготовки бакалавров и магистров в образовательной области безопасность жизнедеятельности в условиях модернизации образовательных стандартов. Сб. «Перспективы развития науки», Международная научно-практическая конференция. Отв. Редактор: А.А. Сукиасян. г.Уфа. Респ. Башкорстан, 2014, с.252-259.
  3.                Гафнер В. В. Безопасный образ жизни: Как его сформировать учителю? От теории к практике // В. В. 3. Гафнер. / Народное образование. 2014. № 3, с. 186–192.
  4.                Колодницкий, Г. А. Внеклассная работа по ОБЖ // Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецова / ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009. № 11. С. 39–48.
  5.                Макарова Л.П. О необходимости формирования культуры здоровья школьников [Текст] / Л.П. Макарова // Здоровьесберегающее образование. – 2013. - №1(29). – с.76 – 79.
  6.                Станкевич П.В. Обновление системы естественно-научного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования. Наука и школа. 2009. № 1. С. 3-5.
  7.                Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011. 48 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, массовая работа, область безопасности жизнедеятельности, безопасный образ жизни, образовательное учреждение, общеобразовательная школа, безопасность жизнедеятельности, основа безопасности жизнедеятельности, учебная дисциплина, экологическая культура.

Похожие статьи

Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном курсе...

внеклассная работа, ОБЖ, Основа безопасности жизнедеятельности, занятие, студент, курс, учебно-воспитательный процесс, безопасность жизнедеятельности, программа курса, выбор.

Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!».

внеурочной деятельности в области безопасности жизнедеятельности. Целью данной программы является формирование осознанной мотивации на здоровый и безопасный образ жизни, осознание безопасности...

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами... | Молодой ученый

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, межпредметные связи, интеграция, дифференциация, урочная работа, внеурочная деятельность. В педагогической науке значение использования межпредметных связей...

Педагогические аспекты экологической безопасности...

экологическая культура, здоровый образ жизни, физическая культура, Культура здоровья, устойчивое развитие, культура безопасности жизнедеятельности, окружающая среда, здоровье, общая культура человека, двигательная...

Современные проблемы обучения основам безопасности...

Данченко С.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Практические работы на уроках и во внеурочной деятельности. 5-11 классы / С.П. Данченко. – Волгоград: Учитель, 2016.

Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности...

1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного...

Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях...

Экологические факторы, экологическая безопасность, обучение безопасности жизнедеятельности, экологическая культура.

окружающая среда, экологическая безопасность, экологическая культура, здоровый образ жизни, экологическое воспитание...

Взаимосвязь урочной и внеклассной работы со школьниками по...

Для организации целенаправленного обучения в области безопасности жизнедеятельности в государственные общеобразовательные учреждения России Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г...

Использование учебных материалов по информационной...

Суть предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является закономерным продолжением образовательного предмета «Окружающий мир» для учащихся...

Похожие статьи

Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном курсе...

внеклассная работа, ОБЖ, Основа безопасности жизнедеятельности, занятие, студент, курс, учебно-воспитательный процесс, безопасность жизнедеятельности, программа курса, выбор.

Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!».

внеурочной деятельности в области безопасности жизнедеятельности. Целью данной программы является формирование осознанной мотивации на здоровый и безопасный образ жизни, осознание безопасности...

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами... | Молодой ученый

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, межпредметные связи, интеграция, дифференциация, урочная работа, внеурочная деятельность. В педагогической науке значение использования межпредметных связей...

Педагогические аспекты экологической безопасности...

экологическая культура, здоровый образ жизни, физическая культура, Культура здоровья, устойчивое развитие, культура безопасности жизнедеятельности, окружающая среда, здоровье, общая культура человека, двигательная...

Современные проблемы обучения основам безопасности...

Данченко С.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Практические работы на уроках и во внеурочной деятельности. 5-11 классы / С.П. Данченко. – Волгоград: Учитель, 2016.

Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности...

1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного...

Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях...

Экологические факторы, экологическая безопасность, обучение безопасности жизнедеятельности, экологическая культура.

окружающая среда, экологическая безопасность, экологическая культура, здоровый образ жизни, экологическое воспитание...

Взаимосвязь урочной и внеклассной работы со школьниками по...

Для организации целенаправленного обучения в области безопасности жизнедеятельности в государственные общеобразовательные учреждения России Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г...

Использование учебных материалов по информационной...

Суть предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является закономерным продолжением образовательного предмета «Окружающий мир» для учащихся...

Задать вопрос