Библиографическое описание:

Комиссарова Ю. Ю., Ермилова С. Б. Здоровьсберегающие технологии в учебном процессе // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 926-928.

Статья посвящена роли и значению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни подрастающего поколения.

Ключевые слова:учебный процесс, здоровьсберегающие технологии, принципы обучения.

В последние годы много внимания уделяется здоровьесберегающим технологиям реализуемым как в рамках учебного процесса, так и в других сферах социальной реальности. В этой связи следует отметить, что технология (в любой сфере) — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной области, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям [1; 6; 10; 14].

Руководствуясь этим методологическим принципом, здоровьесберегающие технологии, в широком контексте можно определить как педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между учащимся и образовательной системой, переводя учебно-воспитательную деятельность в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья всех субъектов образовательного процесса. В узком смысле под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер направленных на оптимизацию учебного процесса с целью коррекции негативных тенденций, связанных с повышенными умственными нагрузками, сильным психоэмоциональным напряжением, недостатком двигательной активности [3; 5; 8].

Исходя из сказанного, можно выделить следующие принципы, составляющие функциональную основу здоровьесберегающих технологий:

1.                  Формирующий — базирующийся на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. Как известно в основе формирования личности лежат наследственные качества, во многом предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы: обстановка в семье, классном коллективе, различные установки на сбережение и умножение здоровья, как базисная основа функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде.

2.                  Информативно-коммуникативный — обеспечивающий трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций и ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.

3.                  Диагностический — заключающийся в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерять усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями обучаемого, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.

4.                  Адаптивный — направленный на формирование у учащихся заинтересованности в здоровом образе жизни, оптимизации состояния собственного организма, в целях повышения устойчивости к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды; обеспечивающий адаптацию обучаемых к социально-значимой деятельности.

5.                  Рефлексивный — заключающийся в переосмыслении предшествующего личностного опыта, связанного с сохранением и приумножением здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

6.                  Интегративный — объединяющий различные научные концепции и методики воспитания, а так же народный опыт, в единую систему ценностей, направленных на сохранения здоровья подрастающего поколения [2; 4; 7; 9; 14].

На основе вышеизложенных принципов, можно выделить следующие типы здоровьесберегающих технологий:

1)                 здоровьеформирующие — профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания;

2)                 оздоровительные — физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, фитотерапия, арттерапия, массаж и т. д.;

3)                 обучения здоровью — включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла;

4)                 воспитания культуры здоровья — факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д [11; 12; 13].

Кроме того, по характеру деятельностиздоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

Среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:

-                   медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санаторно-гигиенической деятельности);

-                   образовательные (информационно-обучающие и воспитательные);

-                   социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни, профилактики и коррекции девиантного поведения);

-                   психологические (технологии профилактики и коррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиямотносят:

-                   технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);

-                   педагогические технологии, содействующие укреплению здоровья и формирующие здоровый образ жизни.

При этом стоит отметить, что здоровьесберегающие технологии могут эффективно реализовываться только на основе личностно-ориентированного подхода, предполагающего активное участие самого субъекта в формировании опыта здоровьесбережения, осознания им ответственности как за свое здоровье, так и за жизнь и здоровье окружающих. Таким образом, формируя культуру здоровья, данные технологии прививают подрастающему поколению ценности здорового образа жизни.

Образовательный процесс, который в широком контексте можно трактовать как совокупность мероприятий направленных на воспроизводство социальных институтов, тесно связан с вопросами формирования здорового образа жизни. Поэтому, активное применение здоровьесберегающих технологий в рамках учебного процесса представляется особенно важным. Именно образовательная система формирует будущее нации. Только здоровое поколение сможет обустроить страну, станет основой процветания России.

Литература:

1.         Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.

2.         Буйнов, Л. Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции [Текст]: / Л. Г. Буйнов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии, Санкт-Петербург, 2002 год, том 1, № 2, стр. 27–50.

3.         Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

4.         Буйнов, Л. Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников / Л. И. Сыромятникова Л. И., И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2013. № 11. с. 660–662.

5.         Матусевич, М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. 2012. № 8. с. 360–364.

6.         Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.

7.         Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

8.         Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.

9.         Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.

10.     Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

11.     Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2435617 23.03.2010

12.     Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2437689 04.06.2010

13.     Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. RUS 2453346 27.04.2010

14.     Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.

Основные термины (генерируются автоматически): активизации познавательной деятельности, здорового образа жизни, Молодой ученый, повышения умственной работоспособности, умственной работоспособности человека, работоспособности человека патент, Л. А. Способ повышения умственной, изучении курса, методов активизации познавательной, учебном процессе, учебного процесса, в рамках учебного процесса, изучении курса «естествознание», изучении курса естествознание, История и педагогика естествознания, использование методов активизации, Л. А. Комплексное использование методов, Л. А. Методы активизации познавательной, Л. А. Активизация познавательной деятельности, познавательной деятельности школьников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle