Автор: Дашенко Людмила Григорьевна

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.

Дата публикации: 07.03.2016

Библиографическое описание:

Дашенко Л. Г. Компетентность в области здоровьесбережения в образовательном процессе // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 1-3.



Задача учителей школы — сохранение и укрепление здоровья школьников, защита ребенка в условиях школьного коллектива, а также пропаганда здорового образа жизни, содействие утверждению в жизни школьников идей добра и красоты, физического и духовного совершенствования. Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос об оздоровлении нации, о том, что современная школа стала «школой болезни». Следуя за техническим прогрессом, она начинает наращивать объем и интенсивность информации, уход от проблемы самочувствия, физической и психической переносимости детьми непомерных перегрузок. Сам термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие (словарь С. И. Ожегова). В последнее время наряду с этим определением упоминается и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей.

Ребенок — барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста.

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей 6–8 лет стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.

В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего, совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя.

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация, а главное перегрузка учебного процесса многими дисциплинами.

В национальной Доктрине развития образования и в федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования:

 ценности здоровья и здорового образа жизни. Аналогичные задачи перед образовательными учреждениями ставит федеральная программа «Наша новая школа»;

 актуализация проблемы сопровождения здоровья детей в образовательных учреждениях связана с негативной динамикой здоровья подрастающего поколения.

Среди факторов, формирующих здоровье, большое значение имеют «школьные факторы». Их доля влияния на здоровье школьников составляют 20 %, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 10–15 %.

Система медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся применяется во многих инновационных школах как основной способ своевременной диагностики и коррекции нарушений психического здоровья детей и подростков.

Современные школьники большую часть времени проводят в образовательных учреждениях и режим их жизни, в значительной степени обусловлен школой. Это заставляет сконцентрировать внимание медицинских и педагогических работников на вопросах организации медицинской помощи, профилактике заболеваний и охране здоровья детей в самих образовательных учреждениях.

Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:

  1. Наследственность — определяет здоровье на 20 %.
  2. Условия внешней среды (природные и социальные) — на 20 %.
  3. Деятельность системы здравоохранения — на 10 %.
  4. Образ жизни человека — на 50 %.

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.

Успешность в решении задачи формирования у школьников культуры здорового образа жизни зависит как от насыщения образовательной среды информацией в виде знания о здоровье человека, так и от воспитательной работы, направленной на развитие познавательной активности детей и подростков и формирование у них потребности и умений в сохранении и развитии здоровья.

Анализ здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений показывает, что существующая модель включает следующие формы и виды деятельности (с учетом приоритетов, определяемых программами):

  1. систему коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса;
  2. различные формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся;
  3. проводить контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирование учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся;
  4. систему медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников;
  5. разработку и реализацию обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек;
  6. службу психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности, содействия гуманного подхода к каждому ученику, формирования доброжелательности и справедливых отношений в коллективе;
  7. организацию и контроль обеспечения сбалансированного питания всех учащихся в школе;
  8. мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьников и учителей, создание условий для их гармоничного развития.

Комплекс этих мер получил общее название «здоровьесберегающие технологии».

На основе изучения закономерностей влияния современной школы на здоровье детей, разработать систему сохранения и формирование здоровья учащихся через личностно-ориентированный подход к оздоровлению, образованию и воспитанию детей.

Поставлены следующие задачи для достижения главной цели:

  1. Изучить, проанализировать, обобщить современные теоретические, аналитические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни.
  2. Изучить влияние здоровьесберегающей технологии профессора В. Ф. Базарного на здоровье учащихся.
  3. Внедрить в практику работы школы Программу школы по здоровьесберегающим технологиям в образовательном процессе «Здоровье — основа развития личности».
  4. Разработать и реализовать:

 Методические рекомендации по сохранению, укреплению, формированию здоровья и здорового образа жизни учащихся и педагогического коллектива через учебно-воспитательный процесс;

 Методические рекомендации по реализации личностно — ориентированного подхода к обучению, воспитанию, оздоровлению и развитию детей на основе мониторинга и качества и двигательной подготовленности учащихся.

  1. На основе данных комплексного мониторинга здоровья и успеваемости создать банк данных по школе.
  2. Организовать обсуждение получаемых в ходе исследования результатов в педагогическом коллективе школы, в индивидуальных собеседованиях с учащимися и их родителями, а также проведение родительских собраний с целью анализа структуры здоровья класса, выявления причин понижения его уровня и выработки совместных программ, соответствующих действий по их устранению. Ход естественного эксперимента предусмотрен с первых классов школы. Это не случайно. Именно школа с первого класса должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Литература:

  1. Кореева И. А., Поляков С. Ю., Хрущев С. В. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: методическое пособие — М.: Айрис — Пресс, 2006 г.
  2. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя — М.: просвещение, 1986 г.
  3. Чумаков Б. Н. Валеология: Учебное пособие. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2000 г.
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, здоровья детей, укрепление здоровья школьников, формированию здоровья, здоровья учащихся, формированию здоровья учащихся, проблема здоровья детей, сопровождения здоровья детей, ухудшение здоровья детей, формирование здоровья учащихся, психического здоровья детей, охране здоровья детей, задачи сохранения здоровья, формированию культуры здоровья, учебного процесса, негативной динамикой здоровья, плохое состояние здоровья, образовательных учреждениях, укрепления здоровья, нарушений соматического здоровья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос