Библиографическое описание:

Макарова Л. П., Матусевич М. С., Бахтин Ю. К., Соловьёв А. В. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 941-943.

В статье показано, что различные социальные отклонения у подростков и молодёжи (наркомания, алкоголизм, курение и др.), характеризующиеся нарушениями в их поведении, имеют одинаковые факторы риска, единые механизмы и нередко сочетаются у одного и того же человека. Поэтому возможно осуществление неспецифических, универсальных методов первичной профилактики, то есть предупреждение одновременно всех психосоциальных расстройств на донозологическом уровне (на этапе предболезни). Рассмотрены методологические затруднения при организации и анализе результатов научных исследований, а также современные подходы к обоснованию профилактических концепций.

Ключевые слова: социальные отклонения, профилактика первичная, системный подход, подростки, молодежь, школьники, девиантное поведение, методология, предболезнь, здоровье, здоровый образ жизни.

The article shows that different social deviances of adolescents and youth (drug addiction, alcoholism, smoking, etc.), characterized by their behavioral disorders, have the same risk factors and common mechanisms and they are often combined in one person. Therefore it is possible to carry out non-specific, universal methods of primary prevention, that is warning of all psychosocial disorders at the same time at premorbid level (at the stage of pre-existing disease. The article describes the methodological difficulties in organizing and analyzing the results of scientific research, as well as modern approaches to justifying preventive concepts.

Key words: social deviances, primary prevention, systematic approach, adolescents, youth, schoolchildren, deviant behavior, methodology, pre-disease, health, healthy lifestyle.

Профилактика социальных отклонений, в том числе наркомании, алкоголизма, курения и др. (превентология) в настоящее время является актуальной проблемой, к которой обращено внимание многих отечественных и зарубежных исследователей. В связи с высокой коморбидностью (сочетанием) форм девиантного поведения, всё чаще в литературе появляется употребление термина «общий девиантный синдром», под которым понимается преморбидное (предболезненное) состояние с наличием различных клинических форм поведенческих расстройств [1, 9]. Такой подход позволяет говорить о неспецифичности, универсальности методов первичной профилактики, то есть предупреждения психосоциальных расстройств на донозологическом уровне, то есть этапе предболезни.

Междисциплинарный характер профилактических задач обусловливает присутствие в научной литературе различных аспектов рассмотрения концептуальных и методологических оснований превенции. В то же время накопленный теоретический и фактический материал, оставаясь узко дисциплинарным (медицинским, психологическим, юридическим, экономическим, социологическим, педагогическим), затрудняет осуществление профилактики в практическом плане [2, 3, 6, 8].

Даже в рамках одного направления имеются сложности, среди которых весьма существенными оказываются проблемы методологические. Так, наиболее распространённой схемой организации научных исследований психологических аспектов наркомании является обследование актуальных наркоманов и интерпретация полученных результатов как возможных причин наркотизации. При этом последствия употребления наркотиков часто рассматриваются как его причины [6, 7]. Вполне очевидно, что эти данные не дают возможности говорить о причинах начала использования наркотиков; достоверные результаты могут быть получены лишь при лонгитудинальных исследованиях на большой выборке, с учётом динамических особенностей взаимодействия личности и социальной среды.

Анализ этиологических теорий психосоциальных расстройств, в том числе наркозависимости, выявляет их неоднородность и противоречивость. К другим причинам неудовлетворительной эффективности профилактических программ относят: недостаток теоретически обоснованных моделей, отсутствие необходимого числа апробированных техник, разночтения в определении объекта воздействия, междисциплинарную и межведомственную разобщенность, расплывчатость зон компетентности и ответственности специалистов, работающих в этой области.

Современные подходы к обоснованию профилактических концепций, как правило, опираются на патогенетические основания, то есть рассматривают эти вопросы с точки зрения механизмов развития заболевания. Условия усвоения индивидом факторов устойчивости к влиянию внешних и внутренних неблагоприятных воздействий, причин поддержания и развития здоровья изучены мало, так как недостаточно экспериментальных данных для доказательств строго научного обоснования саногенетического подхода (с точки зрения здоровья) к формированию профилактических программ. Однако именно саногенетический аспект превенции признаётся более перспективным и более универсальным, чем патогенетические теории [1, 6, 9].

Дальнейшее эффективное развитие превентивных концепций возможно при объединении усилий специалистов смежных областей. Решение таких практических задач, находящихся на стыке научных дисциплин, требуют применения системного подхода, методологии системного анализа. Лишь в единичных работах [1] приводятся модели теоретического рассмотрения и практической реализации превенции в русле синтеза патогенеза и саногенеза, разработанные с позиций системной организации. Авторы на основании тщательного изучения школьной среды предлагают комплексную трехуровневую динамическую модель системы профилактики девиантного поведения школьников (с использованием универсальной концепции развития личности «Цветок потенциалов»), которая содержит принципы построения системной профилактики от диагностики до возможных путей её решения.

Реализация программ профилактики требует создания специальной среды как у школьников, так и у студентов, магистров [4, 5, 10]. Образовательная профилактическая среда может конструироваться на основе антропологического подхода при интеграции содержания образования относительно понятия «здоровье» как комплексной личностной характеристики, что позволяет редуцировать содержание профилактического образования на принятие учащимися здорового стиля жизни. В контексте профилактики наркозависимости это означает отказ от употребления наркотиков. Данная установка может формироваться в комплексе организуемых педагогическими средствами ситуаций. Проявление данной установки может выражаться:

-          в представлении о несовместимости употребления наркотиков со здоровым стилем жизни;

-          в отрицательном отношении к употреблению наркотиков;

-          в умении противостоять предложению пробы наркотиков.

Профилактика наркомании школьников должна быть направлена на формирование установки личности на избегание первичного приема наркотиков. Решение данной задачи возможно образовательными методами, которые являются основой для построения эффективных стратегий профилактики школьников.

Общими принципами проектирования образовательных программ могут быть:

1)        направленность программ на мишени профилактики;

2)        нацеленность их на формирование здорового стиля жизни и развитие навыков в решении жизненно важных проблем;

3)        коммуникативность, что означает необходимость построения образовательных программ на различных диалогических моделях, предполагающих доверительные взаимоотношения и групповое воздействие;

4)        адаптивность программ (адаптация к особенностям сообщества, класса, группы);

5)        «личностный» характер программ, ориентация на приобретение обучающимися «опыта здорового стиля жизни», опора на технологии «структурного учения», которые проектируются по следующей дидактической цепочке: восприятие информации — ее обсуждение — размышление — принятие установки ценности здоровья — свободный осознанный выбор поведения в жизненных ситуациях;

6)        направленность стратегий профилактики на усиление позитивных ресурсов личности.

Таким образом, наметилась чрезвычайно перспективная, на наш взгляд, тенденция междисциплинарного, системного подхода к организации и проведению профилактики наркомании, а также к созданию новой методологии, основанной на принципах системности и конструктивного альтернативизма.

Современная превентология, главная цель которой — здоровый образ жизни, актуализирует сложное, системное представление о здоровье, включающее различные аспекты (компоненты) его, в том числе физическое, психическое и духовное (моральное, нравственное) здоровье. Последние два объединяются некоторыми авторами в понятие «душевное здоровье», представляющее по своей природе культурно-исторический феномен. Поэтому в подходе к первичной профилактике с позиций системного представления о здоровье приоритетное значение приобретает идеологическая составляющая и в особенности психогигиеническая функция культуры». Деструктивные, связанные с запугиванием, методы профилактики заменяются на конструктивные, направленные не на изменение или разрушение социальных установок, а на формирование таких установок и смысловой ориентации личности, при которых психоактивные вещества не являются ценностью.

Литература:

1.         Ананьев В. А., Малыхина Я. В., Васильев М. А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения: Монография. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 171 с.

2.         Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете// Молодой ученый. 2012. № 6. — С.372–374.

3.         Буйнов Л. Г., Соломин В. П., Станкевич П. В. Способ оптимизации интеллектуальной деятельности обучающихся: Патент на изобретение RUS 2489179от 14.05.2012.

4.         Макарова Л. П., Буйнов Л. Г., Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема// Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. — С. 242.

5.         Макарова Л. П., Соловьев А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. 2013. № 12. — С. 494–496.

6.         Макарова Л. П. Методологические основы превентологии (профилактики социальных отклонений) // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. — С.44–54.

7.         Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде (на примере муниципального образования): Автореф. дисс. канд. пед. наук. С-Пб, 2009. — 20 с.

8.         Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья// Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. — С. 90–96.

9.         Соломин В. П., Макарова Л. П. О необходимости системного подхода к превентологии //Профилактическая и клиническая медицина.2011. № 3. — С.484–485.

10.     Станкевич П. В., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений)// Молодой ученый. 2013. № 10. — С.534–536.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle