Библиографическое описание:

Бахтин Ю. К., Коновалов М. В. Духовно-нравственные направления профилактики употребления психоактивных веществ в школе // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 33-35.



Мировой политико-экономический кризис привел к возникновению многочисленных проблем социального характера, прежде всего в сфере образования и здравоохранения. Многочисленные факторы риска, угрожающие существованию целых государств, в значительной степени участились в последнее десятилетие. Одна из ведущих угроз – непрерывно растущий уровень потребления психоактивных веществ.

Ключевые слова: психоактивные вещества, профилактическая работа, школьный возраст.

В 21 веке мировое сообщество встречает новые вызовы общественного развития, коренным образом изменяющие мировоззрение и содержательную деятельность людей. Мировые тенденции глобализации, обуславливающие интенсификацию образования, позиционируют необходимость создания новых образовательных парадигм, основанных на интеграции естественнонаучного и гуманитарного знаний [7]. По свидетельству представительств Организации Объединенных Наций проблема употребления психоактивных веществ (ПАВ) выдвинулась в один ряд с такими угрозами, как мировая ядерная война и всемирная экологическая катастрофа. Как отмечается во введении к «Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» (далее Концепция): «По данным Центра социологических исследований, в 2010 году в возрастной группе 11 - 24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2 - 3 раза в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); алкогольные напитки (включая пиво) - 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек); курят табачные изделия 45,6 % (12,3 млн. человек)» [3].

Концепция провозглашает тезис о том, что именно система образования является той средой, в которой необходимо проводить первичную профилактическую работу по борьбе с употреблением ПАВ и формировать у подрастающего поколения культуру здорового и безопасного образа жизни. Кроме того, «В соответствии со статьями 32 и 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Подобная работа должна учитывать «…развитие содержательных, научных, методических оснований профилактической деятельности в соответствии с реалиями современного этапа развития общества». Важным концептуальным аспектом является приоритет задач первичной профилактики, основанной, главным образом, на развитии культуры здорового образа жизни и других социально значимых ценностей - созидания, творчества, духовного и нравственного совершенствования человека.

Профилактика употребления психоактивных веществ – комплекс социальных, образовательных, психологических и медицинских воздействий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий употребления ПАВ [3]. Возможности школы, как социального института для реализации программ по профилактике очень велики. Это и формирование установок к здоровому образу жизни на протяжении всего периода обучения, помощь в преодолении психологической напряженности в периоды возрастных кризисов, доступ к семье подростка для контроля ситуации и своевременной помощи, и возможность привлечения превентологов [2].

В соответствии с Концепцией целью профилактики употребления ПАВ в образовательной среде является «развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений». Определяются и задачи профилактики, которыми являются:

- формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;

- мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений;

- исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

- развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся (личностных - формирование социально значимых знаний, ценностных ориентаций, нравственных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики; социально-средовых – создание инфраструктуры службы социальной, психологической поддержки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья; этико-правовых – утверждение в обществе всех форм контроля – юридического, социального, медицинского) [3].

Междисциплинарный характер профилактических задач обусловливает присутствие в научной литературе различных аспектов рассмотрения концептуальных и методологических оснований превенции. В то же время накопленный теоретический и фактический материал, оставаясь узко дисциплинарным (медицинским, психологическим, юридическим, экономическим, социологическим, педагогическим), затрудняет осуществление профилактики в практическом плане [4]. Профилактическая работа должна строиться на основе следующих принципов: системности, стратегической целостности, многоаспектности, ситуационной адекватности, динамичности, эффективного использования ресурсов и легитимности. При этом определяются технологические направления профилактики: социальное (информационно-просветительская, социально-поддерживающая и организационно-досуговая деятельность) и психолого-педагогическое (педагогическая профилактика с формированием желаемых свойств и качеств личности учащихся, а также с целью создания благоприятных условий для эффективной социальной адаптации; развитие личностных свойств учащихся, препятствующих злоупотреблению ПАВ; формирование стереотипов здорового образа жизни; создание доверительного климата в коллективе; консультирование учащихся, членов их семей и педагогов; психокоррекционный тренинг; диагностическое тестирование; оказание квалифицированной психологической помощи). В связи с этим необходимо признать тот факт, что для повышения успешности усвоения образовательных программ профилактики химической зависимости в молодежной среде действием, которое предваряет составление этих программ, является выявление отношения молодых людей к сложившейся в современной социальной среде ситуации злоупотребления психоактивных веществ [5].

Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Валдайского дискуссионного клуба 9 сентября 2013 года подчеркнул: «Именно образованные, творческие, физически, духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие будут главной силой России этого и последующего веков». Несомненно, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является основой построения общества будущего, но система образования, сведенная до уровня оказания образовательных услуг, не сможет решить эту стратегическую задачу [6]. Однако подобная задача как направление психолого-педагогической, воспитательной деятельности, к сожалению, не находит четкого выражения в Концепции.

Известно, что только на основе зрелой ценностно-смысловой сферы личности возможно добиться успеха в преодолении вовлеченности человека в химическую зависимость [1]. Это происходит путем формирования самоотказа от употребления ПАВ. В настоящее время допускается много ошибок в ходе профилактической работы и вместо самой профилактики зачастую у подростков вызывается интерес к наркотикам [8].
Выработка содержательного нравственного идеала начинается с первых лет учебы в школе, в период вызревания совокупных потребностей ребенка. В связи с этим целесообразно использование адаптивной модели развития личности в условиях педагогического, психологического и медицинского сопровождения адаптации ребенка к образовательному процессу [9].

Целью адаптивного подхода является формирование здорового физического, психического и духовно-нравственного уровня на основе определения природных наклонностей каждого ученика. Первостепенное значение имеет духовно-нравственное воспитание («примат духовного над материальным»), освоение иерархии жизненных ценностей. Реалии современного развития общества требуют пристального внимания к развитию граждан, здоровых во всех отношениях. При этом ведущая роль принадлежит воспитанию культуры здоровья учащихся, начиная с первого класса школы, в начальный период адаптации к процессу образования. Такой подход позволит выработать условия для формирования здоровой ценностно-смысловой сферы личности ребенка, что сможет воспрепятствовать развитию девиантного поведения, в частности, приобщению к употреблению ПАВ в подростковом возрасте.

Литература:

  1. Бахтин Ю.К., Плахов Н.Н. Модели и формы профилактики злоупотребления психоактивными веществами // Молодой ученый. – 2014. – № 3 (62). – С. 772-775.
  2. Буйнов Л. Г., Сыромятникова Л. И., Шпет И. Н. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников // Молодой ученый. – 2013. – № 11. – С. 660-662.
  1. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Утверждена Министерством образования и науки 5 сентября 2011г.).
  2. Макарова Л. П., Матусевич М. С., Бахтин Ю. К. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 941-943.
  3. Плахов Н. Н., Сыромятникова Л. И. Первичная профилактика химической зависимости как стратегическое направление педагогики // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 909-912.
  4. Славинская И.С., Наследов А.Д., Дворецкая М.Я. Разработка методики диагностики нравственных ориентаций // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), ResearchofSocialProblems, 2015.– № 1(45). -www.sisp.nkras.ru.
  5. Сорокина Л.А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2014. – № 5. – С. 114-116.
  6. Сыромятникова Л. И., Матусевич М. С. Коррекция профилактики наркомании в старших классах // Педагогика высшей школы. – 2015. – №3.1. – С. 138-141.
  7. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). М. – 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): употребления психоактивных веществ, употребления ПАВ, профилактики употребления психоактивных, профилактики употребления ПАВ, образовательной среде, употребление ПАВ, употреблению ПАВ, Молодой ученый, направления профилактики употребления, последствий употребления ПАВ, распространением употребления ПАВ, риска употребления ПАВ, «Концепции профилактики употребления, профилактической деятельности, профилактики наркомании, Концепция профилактики употребления, проблема употребления психоактивных, Педагогика высшей школы, Профилактика употребления психоактивных, Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос