Библиографическое описание:

Миннибаев Б. И., Гусманов И. Ф. Особенности системы государственного управления Республики Монголия // Молодой ученый. — 2014. — №1.1. — С. 14-16.

Ключевые слова: Республика Монголия, Соёмбо, аймак, Великий Государственный Хурал, Президент, Правительство, Конституция.

Государство в Центральной Азии.

По форме государственного устройства Республика Монголия — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 21 аймак (аймаки делятся на сомоны) и столица [2, с. 443].

По форме правления Монголия — парламентско-президентская республика с некоторыми элементами советской республики (согласно Конституции Великий государственный хурал является высшим органом государственной власти, которому подотчетны Президент и Правительство) [2, с. 443].

Высшая законодательная власть в Монгольской Республике согласно Конституции ст. 20 осуществляет однопалатный парламент — Великий Государственный Хурал. Великий государственный хурал (ВГХ) в составе 76 членов, избираемых прямым всеобщим голосованием сроком на 4 года. ВГХ может прекратить свою деятельность досрочно только в результате самороспуска. Соответствующее решение Хурал может принять не менее 2/3 всех его членов [2, с. 443].

На основании ст. 25, Конституции МР, парламент осуществляет следующие полномочия:

-          принятие законов, внесение в них дополнений и изменений;

-          определение основ внутренней и внешней политики государства;

-          назначение выборов Президента и Великого Государственного Хурала;

-          установление, изменение структуры и состава постоянных комитетов Великого Государственного Хурала, Правительства, а также других органов, подотчетных, согласно закону, Великому Государственному Хуралу;

-          принятие закона о признании полномочий избранного Президента, об условиях его отставки и освобождения от должности;

-          назначение, освобождение от должности и принятие отставки премьер-министра, членов Правительства, а также других государственных органов, которые, согласно закону, непосредственно подотчетны Великому Государственному Хуралу;

-          определение основных направлений финансовой, кредитной, налоговой, денежной политики, экономики государства, общественного развития; принятие программы деятельности Правительства, бюджета государства, заслушивание отчета о выполнении государственного бюджета;

-          контролирование выполнения законов, а также и других актов Великого Государственного Хурала;

-          установление структуры, состава, полномочий Государственного Совета;

-          определение структуры, состава и полномочий Государственного Совета национальной безопасности Монголии;

-          утверждение по представлению Правительства административно-территориального деления Монголии, а также внесение изменений в него;

-          установление структуры, организации и правовых основ деятельности административных и местных органов самоуправления и администрации;

-          учреждение государственных званий, орденов, медалей, высших воинских званий, установление иерархии служебных должностей некоторых государственных служб;

-          принятие решений об амнистии;

-          ратификация и денонсация по представлению Правительства международных договоров, установление и прекращение дипломатических отношений с иностранными государствами;

-          проведение всенародного референдума; утверждение результатов референдума, в котором приняло участие большинство граждан, обладающих избирательным правом;

-          объявление и отмена военного положения в случае возникновения угрозы независимости государственному суверенитету Монголии или военного вторжения со стороны других государств;

-          объявление чрезвычайного или военного положения на всей территории страны или в некоторых ее частях, утверждение или отмена указов Президента по этим вопросам, в случае чрезвычайных обстоятельств, сформулированных в пп. 2 и 3 данной статьи.

Для того, чтобы ликвидировать последствия чрезвычайных обстоятельств и стабилизировать жизнь общества, чрезвычайное положение может быть объявлено в следующих случаях:

-          внезапные стихийные бедствия по всей стране или в ее отдельных частях, прямо угрожающих жизни, здоровью, безопасности населения;

-          невозможность для государственных органов и организаций обычными средствами на основе своих полномочий предотвратить общественные беспорядки, возникшие в результате незаконной деятельности с применением силы какой-либо организации или группы людей, покушающихся на Конституцию и общественное устройство.

-          Военное положение может быть объявлено при возникновении на всей или на части территории страны общественных беспорядков, вооруженных столкновений или реальной угрозы таковых, вооруженного вторжения со стороны иностранных государств или реальной угрозы такового вторжения.

-          Другие полномочия Великого Государственного Хурала, структура, порядок его организации и деятельности устанавливаются законом [1].

Глава государства и символом единства народа Монголии является Президент Республики, избираемый на альтернативной основе всеобщим, прямым и тайным голосованием непосредственно гражданами сроком на 4 лет. Он может быть переизбран на повторный срок только один раз [2, с. 444].

Согласно Конституции (ст.33) Президент Республики осуществляет следующие права и прерогативы:

-          имеет право наложить вето на принятые Великим Государственным Хуралом законы, другие его решения, либо в целом, либо на их часть. Наложенное Президентом вето обсуждается Великим Государственным Хуралом, и если две трети всех участников сессии отвергают его, то тогда данный закон или решение считаются вступившими в силу;

-          предлагает Великому Государственному Хуралу кандидатуру на пост Премьер-министра, выдвинутую партией, имеющей большинство мест в Великом Государственном Хурале, либо в случае отсутствия такой партии кандидатуру, согласованную со всеми партиями, имеющимися в Великом Государственном Хурале;

-          вносит предложения об отставке Правительства;

-          по вопросам, относящимся к его полномочиям, дает указания Правительству. Если Президент издает по этим вопросам указ, то он вступает в силу после подписания его Премьер-министром;

-          вправе представлять свою страну на международной арене, по согласованию с Великим Государственным Хуралом от имени Монголии заключает международные договоры;

-          по согласованию с Великим Государственным Хуралом назначает и отзывает полномочных представителей Монголии в зарубежных государствах;

-          принимает верительные и отзывные грамоты полномочных представителей иностранных государств в Монголии;

-          присваивает почетные звания государства, высшие воинские звания, награждает орденами и медалями; осуществляет помилование;

-          решает вопросы принятия гражданства Монголии и выхода из него и предоставления политического убежища;

-          осуществляет руководство Советом национальной безопасности Монголии;

-          объявляет полную или частичную мобилизацию в вооруженные силы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, перечисленных в пп. 2, 3 ст. 25 Конституции;

-          в период между сессиями Великого Государственного Хурала в чрезвычайных случаях объявляет чрезвычайное или военное положение на всей или на части территории страны, а также издает акты о передислокации войск;

-          после издания Президентом указа о введении чрезвычайного или военного положения в течение семи дней Великий Государственный Хурал рассматривает и выносит решение об утверждении или отмене указа Президента. Если Великий Государственный Хурал не примет никакого решения, то указ Президента будет недействительным;

-          Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Монголии;

-          Президент может обратиться с посланием к Великому Государственному Хуралу и к народу, по своему усмотрению может участвовать в работе сессии, вносить предложения и информировать Хурал по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики;

-          иные конкретные полномочия Президенту могут быть даны только в законодательном порядке [1].

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство. Глава Правительства в соответствии с Конституцией ст. 38 реализует следующие полномочия:

-          обеспечивает исполнение Конституции и других законов по всей стране;

-          разрабатывает проект государственного бюджета, план финансового и кредитного развития государства, основные направления экономического и социального развития, единой политики в области науки и технологии и вносит все эти документы на рассмотрение Великого Государственного Хурала;

-          выполняет принятые решения; разрабатывает и осуществляет меры по вопросам отраслевого, межотраслевого, регионального развития; принимает меры по охране окружающей среды и разумному использованию природных ресурсов, восстановлению экономического равновесия;

-          осуществляет оперативное руководство центральными органами государственного управления, руководит и направляет деятельность местных органов власти;

-          укрепляет обороноспособность государства, обеспечивает национальную безопасность;

-          принимает меры по защите прав и свобод человека, обеспечению общественного порядка, по борьбе с преступностью;

-          воплощает в жизнь внешнюю политику государства;

-          по согласованию с Великим Государственным Хуралом заключает международные договоры, исполняет эти договоры после их ратификации Великим Государственным Хуралом; заключает межправительственные соглашения (договоры), расторгает их [1].

Конституция закрепляет принцип подотчетности Правительства ВГХ. В качестве форм политической ответственности Правительства перед парламентом Конституция устанавливает отчеты Правительства и вотум недоверия. ВГХ выносит на свое обсуждение вопрос об отставке Правительства по официальному предложению не менее четверти своих членов, требованию Президента или самого Правительства [2, с. 445].

Литература:

1.      Конституция Монголия. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/33 (Дата обращения: 20.12.2013).

2.      Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С. 443–452.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle