Библиографическое описание:

Славинская А. Л., Гайдашевская Е. Б. Прогнозирование развития ассортимента детской одежды по сезонам и назначению // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 175-179.

В статье представлен анализ внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия, и сформулирован ассортимент детской одежды по признакам назначения и сезонности одежды. По назначению рассмотрены более подробно следующие группы одежды — повседневная и одежда для школы с учётом сезонного формирования комплектов.

Ключевые слова: ассортимент детской одежды, перечень ассортиментных единиц, сезонность одежды.

Для обеспечения высокого уровня качества и конкурентоспособности продукции швейные предприятия Украины расширяют ассортимент, учитывая значительные сокращения сроков проектирования новых моделей.

Разработка предпринимательского проекта, что предполагает создание нового или усовершенствованного существующего предприятия по изготовлению швейных изделий, начинается с определения его места в системе рыночных отношений, которые сложились, путём создания стратегии целей развития [1].

Функционирование предприятия в рыночных условиях невозможно без комплексного анализа факторов, влияющих на его деятельность.

К таким факторам, которые не контролируются предприятием, относят: технологические (уровень развития научно — технического прогресса), международные (влияние международного рынка товаров); экономические (влияние инфляции, уровень занятости, стабильность национальной валюты); политические (законодательство страны рынка, правительственные постановления, указы президента) социально — культурные (отношение к предприятию различных групп населения); рыночные (возможность проникновения на рынок, распределение сегментов, перспектива развития рынка и его структуры); конкуренты (условия, доминирующие на рынке товаров, возможность сосуществования и т. д.). Анализ внешних факторов необходим для своевременного выявления угроз и возможностей предприятия [2].

Для предприятий швейной промышленности одним из основных вопросов в их деятельности является ассортиментная политика, которая рассчитана на конкретные группы потребителей [3].

Ассортимент одежды является сложным техническим объектом. Ассортимент изготавливаемой одежды всегда должен быть ориентирован на реальную рыночную ситуацию. Прогнозирование структуры ассортимента должно обеспечить соответствие между предложением продукции и спросом на неё.

В процессе управления ассортиментом выпускаемой продукции фирмы принимают такие меры:

-          периодически проводят ревизию имеющегося ассортимента и принимают решение о конструктивных изменениях товаров и технологии производства, а также относительно дополнения товарного ассортимента новыми изделиями и изъятие отдельных товаров с производства;

-          непрерывно контролируют влияние внешних факторов — снижение и повышение спроса на отдельные товары на определённых сегментах рынка, изменения товарного предложения конкурентов, совершенствование технологии производства и т. п.;

-          осуществляют технические исследования товаров и процессов их потребления в зависимости от потребностей и положения фирмы на рынке;

-          обеспечивают соответствующее обслуживание потребителей по организации использования товаров имеющегося ассортимента и оказание помощи в оценке специфических индивидуальных требований заказчиков;

-          обеспечивают необходимую интенсификацию усилий для формирования спроса при оценке, создание и предложения рыночного нового товара и дальнейшего стимулирования спроса на него;

-          осуществляют целенаправленный поиск идей новых товаров;

-          обеспечивают координацию усилий и максимальную оперативность действий в течение всего процесса разработки нового товара.

Формирование ассортимента — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукции.

Прогнозирование развития ассортимента детской одежды — процесс предсказания его будущего состояния, на основе анализа прошлого и настоящего, систематической информации о качественных и количественных характеристиках развития ассортимента одежды в перспективе. Результатом прогнозирования является прогноз — знание о будущем и о вероятном развитии сегодняшних тенденций развития ассортимента детской одежды [1].

Поскольку ассортимент одежды очень широк и разнообразен, его классифицируют по многим признакам: по назначению, по способу использования, по сезону, по полу, по возрасту, по конструкции, по силуэту [4]. Классификация одежды для детей школьного возраста по совокупности признаков приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Классификация детской одежды

На данном этапе исследования проанализирована информация путем обработки учебных пособий, научной литературы отечественных и зарубежных авторов, подборок систем периодических изданий. Составлен списочный перечень ассортиментных единиц одежды, которые приведены в вышеперечисленных источниках.

Учитывая общий объем перечисленных единиц, выделены те ассортиментные единицы, которые перечислены в литературе наибольшее количество раз, в частности те, доля которых от общего объема ассортиментных единиц превышает 15 %. Все другие ассортиментные единицы считаем случайными и не принимаем во внимание. Списочный перечень приведен в таблице 1.

Таблица 1

Перечень ассортиментных единиц одежды

Ассортиментная единица

Доля от общего объема ассортиментных единиц, %

Платье

17,40

Пальто

17,20

Юбка

16,60

Блузка

16,40

Сарафан

16,20

Брюки

15,20

Как видно из таблицы 1, многообразие ассортиментных единиц является весьма ограниченным, поскольку проработанная литература предлагает более консервативный и сдержанный стиль для девочек анализируемого времени. Основными изделиями являются платье и пальто.

На следующем этапе проанализировано ассортимент детской одежды, который предлагают магазины розничной торговли детской одежды в г. Хмельницком, Украина — «Бэмби», «Чиполинко», «Тигрес». Составлен перечень ассортиментных единиц, также обработано информацию из сети Интернет. Рассмотрен ассортимент одежды следующих Интернет — магазинов: peppy.com.ua, sela — shop.ua, msuzie — shop.ru, zironka.com.ua, ksf.com.ua klumba.ua, baby — teen.com.ua, detki — modniki.com.ua. Создан электронный каталог, по которому подсчитано количественное выражение каждой ассортиментной единицы в общем ассортименте одежды. Определены основные ассортиментные единицы и их сочетания, которые предлагают потребителям предприятия- производители детской одежды.

Учитывая структуру сегодняшних Интернет — магазинов, в ассортименте одежды выделены группы по назначению, в частности рассматривалась одежда для школы и повседневная. Это позволяет провести анализ статистических данных с учетом назначения одежды. Создан списочный перечень ассортиментных единиц, приведенных в Интернет — магазинах. Как и в предыдущей обработке информации рассчитана доля каждой ассортиментной единицы от общего объема. Исходя из рекомендаций [2] принимаем во внимание количество ассортиментных единиц, превышающих 7 %, как предел стремительного спада процентного показателя. Обработанные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Перечень ассортиментных единиц одежды с учетом вектора назначения

Одежда по назначению

Ассортиментная единица

Доля от общего объема ассортиментных единиц, %

Одежда по назначению

Ассортиментная единица

Доля от общего объема ассортиментных единиц, %

Повседневная одежда

Брюки

9,1

Одежда для школы

Жакет

7,85

Капри

7,2

Штаны

8,0

Бриджи

7,1

Юбка

7,7

Сарафан

7,6

Сарафан

8,0

Шорты

7,1

Блузка

7,40

Полукомбинезон

7,1

Платье

7,25

Болеро

7,1

Шорты

7,20

Кардиган

7,1

Бриджи

7,20

Гольф

7,8

Свитер

7,40

Свитер

7,1

Туника

7,1

Футболка

7,9

Гольф

8,15

Пальто

7,6

Пальто

7,25

Куртка

7,2

Куртка

7,25

На третьем этапе уточнения информации дополнительно проведено анкетирование родителей девочек младшего школьного возраста. В ходе исследования для сбора первичной информации было опрошено 32 родителей. По результатам обработки анкет, была установлена определенная тенденция в количественном соотношении ассортиментных единиц в гардеробе. При анкетировании учтен признак сезонности, что позволило проанализировать статистические данные с учетом сезонности одежды. Перечень ассортиментных единиц представлен в таблице 3.

Таблица 3

Результаты анализа ассортиментных единиц с учетом признака сезонности

Демисезонная одежда

Летняя одежда

Зимняя одежда

Ассортиментная единица

Доля от общего объема ассортиментных единиц, %

Ассортиментная единица

Доля от общего объема ассортиментных единиц, %

Ассортиментная единица

Доля от общего объема ассортиментных единиц, %

Брюки

9,1

Юбка

9,6

Брюки

20,5

Юбка

9,1

Шорты

9,05

Юбка

10,4

Капри

7,7

Брюки

8,3

Полукомбинезон

7,2

Жакет

8,05

Бриджи

7,35

Сарафан

10,8

Сарафан

8,4

Платье

7,45

Гольф

16,2

Блузка

14,35

Сарафан

8,25

Свитер

15,1

Гольф

12,2

Блузка

8,25

Кофта

9,8

Кофта

7,0

Футболка

13,65

Кофта на застёжке

7,6

Кофта на застёжке

7,35

Топ

12,2

Пальто

8,05

Кофта

7,4

Куртка

7,7

Кофта на застёжке

7,4

Это позволило проанализировать ассортимент одежды для девочек по признакам назначения и сезонности одежды. По сезонам одежду разделено на демисезонную, летнюю и зимнюю. По назначению рассмотрены более подробно следующие группы одежды — повседневная и одежда для школы, мотивируя это тем, что процентное соотношение этих двух групп в гардеробе каждого ребенка значимое по сравнению с другими группами и предусматривает их выпуск как наиболее прибыльный для производителей детской одежды.

Для формирования ассортимента, выполнено перекрестный анализ путем сопоставления полученных статистических данных об ассортименте одежды, который предлагают Интернет — магазины, и результаты анкетирования родителей детей. Установлены общие для обоих исследований ассортиментные единицы, что позволило выделить ассортиментные единицы, которые еще несколько лет будут востребованы на рынке и наличие которых в гардеробе девочки обеспечит его рациональность. Трикотажные изделия исключены, рассмотрены лишь швейные изделия. В формировании информации учтены: по горизонтали — ассортимент одежды по сезону, по вертикали — классификация ассортимента по вектору назначения. Также для применения функциональной типизации ассортиментные единицы одежды разделены в зависимости от числа конструктивных отверстий: тип пальто, тип брюк, тип юбки, тип комбинезона. Тип пелерины не используется для одежды девочек младшего школьного возраста.

Систематизированная информация представлена в таблице 4.

Таблица 4

Формирование ассортимента детской одежды по сезонам и назначению за показателем функциональной типизации

Вектор использования

Сезонность

Демисезонный

Летний

Зимний

Повседневный

Тип пальто

Пальто, куртка, сарафан

Повседневный

Тип пальто

Сарафан

Повседневный

Тип пальто

Пальто, куртка

Тип брюки

Брюки, капри

Тип брюки

Брюки, шорты, бриджи

Тип брюки

Брюки

Тип юбка

Юбка

Тип юбка

Юбка

Тип комбинезон

Полукомби­незон

Для школы

Тип пальто

Пальто, куртка, жакет, сарафан, блуза

Для школы

Тип пальто

платье, сарафан, блузка

Для школы

Тип пальто

Пальто, куртка, сарафан

Тип брюки

Брюки

Тип брюки

Брюки, шорты

Тип брюки

Брюки

Тип юбка

Юбка

Тип юбка

Юбка

Тип юбка

Юбка

Таким образом, сформированная по принципу комплектности структура ассортимента обеспечивает разработку ассортиментной политики предприятия производителя детской одежды, с учётом соответствия между предложением продукции и спросом на нее.

Рассмотренная группа потребителей детской одежды имеет свои предпочтения к стилю и оформлению изделий в комплекте.

В стилевом решении комплекта предпочтение отдается классическому и спортивному стилям, так как эти стили наиболее обеспечивают модные ощущение собранности и удобства в деловой рабочей атмосфере.

Согласование вещей в комплекте происходит по принципу пропорционального соотношения и пластического сочетание форм. Пропорциональное отношение верхней части комплекта (блузы, жакета) к его нижней части (юбки, брюк) передается соотношением простых чисел (1/3, 2/3 и т. д.) [5].

Формы костюма соединяются между собой по принципу простого примыкания форм взаимоперекрещивания форм и зависимости форм, расположенных на расстоянии. Примером простого примыкания форм служат комплекты, состоящие из блузы и юбки или брюк с рубашкой, если блузка или рубашка заканчиваются у пояса юбки или брюк, то есть у края одного изделия начинается второй изделие.

Примером взаимоперекрещивания форм могут выступать комплекты, состоящие как минимум из трех вещей, например, блузка, брюки и жилет до линии бедер с высокой застежкой спереди. Форма жилета, как верхней части, по отношению к брюкам полностью не закрывает их: края жилета (низ, пройма и горловина) якобы перекрещивают формы брюк и блузы, которые выходят из-под него. Этот принцип положен в основу многослойности одежды.

Зависимость формы, расположенных на расстоянии, это соответствие форм обуви и дополнений (сумок) формам одежды.

Выбор и утверждение принципа сочетания форм влияют на степень открытости или замкнутости формы костюма в целом.

В целом примыкания форм дает замкнутое построение костюма. В взаимоперекрещивании форм прослеживается тенденция открытости формы. Само же пересечения «пронизывания» формы возможно только тогда, когда одна из форм имеет открытый характер.

При проектировании комплектов одежды широко используют пластические свойства материалов — от изделий, выполненных из одной ткани, из тканей — компаньонов (тканей одной линейной плотности, но различных структур), ткани с различным составом смесей, изделий, которые изготовлены из тканей контрастных пластических свойств (это зависит от вида волокон, характера пряжи, структуры переплетения, обработки ткани). Разнообразие тканей значительно возрастает, если учитывать рисунок ткани. Сочетание цветов в комплектах строится на принципах контрастности, родства или родственно — контрастного сочетания.

Требования стилевого единства изделий комплекта задают характер всем составляющим. Композиционно это достигается повторением или развитием тех линий, которые обеспечивают утилитарно — практическую функцию. В таком случае, если блузка на кокетке, то юбку или брюки также выполняют на кокетке (это принцип тождества в решении комплекта). Но также в юбке можно использовать вертикальные швы, подчеркнуть их строчкой (принцип контрастного решения).

Существенную роль играет правильный выбор материалов. Так, при построении композиции на контрасте зон расположения в изделиях конструктивных линий, материалы должны их объединять.

Активным средством является цвет. По разным характеристикам, а именно, по плотности и пластическим свойствам ткани — цветовое решение предоставит комплект, который соединяет в себе целостность и единство. Комбинируя различные элементы формы, получают многочисленные варианты изделий одного назначения [6].

Таким образом, построение комплекта происходит по принципам сочетания форм и их гармонизации, пропорциональности и приведения конструкции и пластики формы к стилевого единству.

Литература:

1.         Дианич М. М. Ассортимент и качество одежды для детей /Дианич М. М., Кушнир Н. К., Семак Б. Д. — К.: Тэхника, 1988. — 175 с.

2.         Лапуста М. Г. Предпринимательство 2-е изд. — Инфра-М, 2004. — 224с.

3.         Современные формы и методы проектирования швейного производства: Учебное пособие для вузов и сузов/ Т. М. Серов, А. И. Афанасьева, Т. И. Илларионова, Р. А. Дель. — М.: Московский государственный университет дизайна и технологии, 2004. — 288с.

4.         Коблякова Е. Б. Конструирование одежды с элементами САПР: Учеб. Для вузов/ Е. Б. Коблякова, Г. С. Ивлева, В. Е. Романов и др. — 4-е изд., перераб. и доп.; Под ред. Е. Б. Кобляковой. — М.: Легпромбытиздат, 1988. — 464с.

5.         Козлова Т. В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. 2 — е изд., прераб. и доп./ Т. В. Козлова, Л. Б. Ритвинская, З. Н. Тимашева — М.: Легпромбытиздат, 1990. — 320с.

6.         Пармон Ф. М. Композиция костюма: Учеб. для вузов/ Ф. М. Пармон. — М.: Легпромбытиздат, 1985. — 264с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle