Оценка факторов отличий моделей женской бытовой одежды | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Прокопова Е. В., Моськина Е. Л. Оценка факторов отличий моделей женской бытовой одежды [Текст] // Современные тенденции технических наук: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 21-25. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/300/14095/ (дата обращения: 16.12.2018).



При проектировании женской одежды для массового тиражирования необходимо учитывать возможность расширения ассортимента и разнообразия исходной модели, так как мода и новизна одежды становятся одним из главных признаков, определяющих её ценность для потребителя.

Для этого можно использовать проектирование систем моделей на одной конструктивной основе. Характерной чертой этих систем является общность конструктивных основ при значительном разнообразии моделей. Выбирая базовую основу, следует отдавать предпочтение основам, которые позволяют разработать максимальное число модельных решений. Наиболее удобными для разработки систем моделей на одной конструктивной основе являются стабильные конструктивные решения, а оригинальность и разнообразие моделей может достигаться за счёт расположения на поверхности формы декоративных деталей и элементов и других средств композиционного разнообразия. Характер заполнения частей формы декоративной отделкой может повлиять на эстетическое восприятие, выразительность и разнообразие моделей, так как, выполняя только эстетическую функцию, декоративная отделка подчёркивает, развивает и обогащает форму.

Для выбора композиционного решения месторасположения декора на поверхности формы, необходимо учесть динамический потенциал основных информативных точек формы (т. е. способность точки перемещаться в определённом диапазоне и тем самым влиять на изменение формы) и интенсивность информативности точек, которая зависит от шага отличия (т. е. такого изменения в местоположении точек, при котором форма воспринимается по-другому). Наибольшим динамическим потенциалом обладают точки линии талии, низа изделия и низа рукава. Интенсивность информативности всех точек лифа примерно одинакова, так как шаг отличия их колеблется в одинаковых пределах, равных 1–2см [3]. Для усиления информативной выразительности точек в практике моделирования одежды используют различные композиционные приёмы, способные усилить интенсивность отличия, например для расширения низа рукава применяют воланы.

В совокупности с отделкой, на разнообразие моделей, выполненных на одной конструктивной основе, может влиять варьирование размерных признаков швейного изделия, таких как длина изделия, длина рукава и др.

Так же для достижения новизны необходимо учитывать показатели внешних отличий моделей, особенно такой признак отличия, как структуру поверхности формы с точки зрения её заполнения декоративными деталями. Модификациями данного показателя отличия являются: различия моделей по числу, размеру, конфигурации и месту расположения данных деталей на поверхности формы. Для достижения новизны моделей с расположенными на их поверхности декоративными элементами необходимо установить существенность показателей отличий восприятия моделей (в эскизах) по первому впечатлению. В основу методики положен экспертный метод оценки эскизов моделей, выполненных для типовых фигур одной полнотно-размероростовочной группы. Для установления признаков, влияющих на отличие восприятия следует структуру, образующую изделие, разложить на составляющие элементы. Этими элементами могут быть размерные (длина, ширина модели и её деталей и т. д.) и количественные (число элементов в структуре изделия, число декоративных деталей и т. д.) признаки, а также уровни их варьирования. Задачу установления существенности признаков отличий для получения новизны восприятия моделей на одной конструктивной основе можно решить, применяя неполноблочный частично сбалансированный план в виде греко-латинского квадрата. Греко-латинским квадратом называют план в виде таблицы 4 × 4, где исследуются четыре фактора на четырёх уровнях варьирования каждый [2,3].

Для проведения эксперимента выбрали количественно превышающую в женском гардеробе ассортиментную группу бытовой верхней одежды (БВО)– блузки. Тем более что блузки относятся к предметной группе женской БВО, для которой диапазон применения средств композиционного разнообразия наиболее широк. Следует отметить, что интенсивность информативности лифа примерно одинакова и достаточно высокая. Вид декора для эксперимента выбрали — воланы, так как они непосредственно оказывают влияние на свойства пространственной формы, на её иллюзорно — эмоциональное восприятие, а различное заполнение ими поверхности формы меняют её структуру. Тем более что форма и структура поверхности формы являются достаточно весомыми признаками отличия. Воланы и рюши популярный и сравнительно стабильный вид отделки в современной женской одежде. Данный вид декора применим в одежде для разных возрастных и полнотно-размероростовочных групп. Результаты эксперимента могут быть использованы для выбора места и характера расположения декоративной отделки на всех плечевых изделиях относящихся к БВО.

При планировании эксперимента учитывались такие признаки и уровни их варьирования, как:

– длина блузки (до линии талии, на 10см ниже линии талии, до линии бедер, на 10см ниже линии бедер);

– месторасположение воланов (воротник-застёжка, верхняя часть полочек, низ блузки, низ рукава);

– воротник (без воротника, стойка, отложной, отложной на стойке);

– длина рукавов (без рукавов, короткие, , длинные);

Признаки и уровни их варьирования кодировались и заносились в матрицу эксперимента.

Длина блузки АВ СД

Месторасположение ДО abcd

Воротник 1 2 3 4

Длина рукавов Ι ΙΙ ΙΙΙ ΙV

Каждый квадрат представляет собой ряд из четырёх моделей блузок. Для установления воздействия ДО (воланов) на новизну моделей, в каждом ряду предлагалось их различное количество. В матрице эксперимента количество воланов проставлено индексами (1, 2, 4) у обозначения признака «месторасположение ДО» (a,b,c,d). В четвёртом ряду была изменена конфигурация расположения воланов. В матрице эксперимента её обозначили индексом (к).

Первичная матрица (план эксперимента) имеет вид

A d1 3 ΙΙ

B a2 4 Ι

C b4 2 ΙV

D c2к 1 ΙΙΙ

D c1 4 Ι

A d2 2 ΙV

B a4 1 ΙΙΙ

C b2к 3 ΙΙ

C b1 2 ΙV

D c2 1 ΙΙΙ

A d4 3 ΙΙ

B a2к 4 Ι

B a1 1 ΙΙΙ

C b2 3 ΙΙ

D c4 4 Ι

A d2к 2 ΙV

В этой матрице ни один признак не встречается по вертикали и горизонтали дважды, что отвечает основному требованию планирования по данному методу и обеспечивает максимальное разнообразие исследуемых признаков в исходных моделях. Таким образом, получаем информацию для разработки 16 исходных моделей. Каждому эскизу присваиваются порядковые номера от 1 до 16 (рисунок 1).

Рис. 1. Исходные модели блузок на одной конструктивной основе (модели 1–16)

Отличие не имеет физического выражения, поэтому оно может быть выявлено лишь при сопоставлении 120 пар сочетаний из 16 исходных моделей для сопоставления, сравнения двух идентичных структур. Для оценки отличий производился анкетный опрос.

Анкетный опрос является незаменимым приёмом для получения информации о мнениях людей. Опрос производился по анкете. Номер в анкете (1,27,55,110 и т. д.) соответствует порядку представления для оценки пары сопоставляемых моделей. Внешние отличия пары моделей оценивались экспертами в течение 10–15с.

Обработка результатов экспертной оценки заключалась в группировке ранжированных (балльных) рядов с их средними значениями:

1-я группа — от 1 до 2 баллов. Эти модели не имеют существенных отличий друг от друга;

2-я группа — от 2,1 до 3 баллов. Эти модели имеют весьма незначительные отличия;

3-я группа — от 3,1 до 4 баллов. Эти модели имеют отличия;

4-я группа — 4,1 до 5 баллов. Модели этой группы имеют весьма существенные отличия.

Для выполнения анализа данных эксперимента проводилась вторичная кодировка моделей, при которой применяются только арабские цифры.

Первичная матрица принимает вид

1 41 3 2

2 12 4 1

3 24 2 4

4 3 1 3

4 31 4 1

1 42 2 4

2 14 1 3

3 2 3 2

3 21 2 4

4 32 1 3

1 44 3 2

2 1 4 1

2 11 1 3

3 22 3 2

4 34 4 1

1 4 2 4

Таким образом, каждая из 16 моделей получает четырёхзначный код. Для выявления весомостей признаков были составлены таблицы балльных группировок по парным сопоставлениям.

Результаты по выявлению весомостей показаны на таблице 1.

Таблица 1

Весомости признаков

Итого

А

Длина изделия

В

Месторасположе-ние ДО

С

Воротник-застёжка

Д

Длина рукава

По 1-й группе

0/0

0/0

0/0

0/0

По 2-й группе

4/0,8

4/0,8

0/0

0/0

По 3-й группе

16/1

16/1

10/0,63

8/0,5

По 4-й группе

140/1,43

140/1,43

150/1,53

152/1,55

Наибольший интерес представляет 3–я группа моделей (модели имеющие отличия). Первое место заняли признаки «длина изделия» и «месторасположение» декоративной отделки. Наиболее весомым показателем отличия в этой группе моделей, по сравнению с другими группами, является декоративная отделка (воланы), количественное отличие и конфигурация декоративной отделки. Это видно из приведенных данных, полученных экспериментально (таблица 2).

Таблица 2

Показатели весомости декоративной отделки

Группы моделей

Показатель весомости декоративной отделки (воланы)

1

0

2

1

3

1,63

4

1,15

Следует отметить, что на достижение отличий оказывает влияние не только количественное различие рядов воланов, но и их месторасположение. Наиболее активно воздействуют на восприятие модели воланы, расположенные вверхней части рукава (до локтя), вверхней части полочек ина воротнике-застёжке. Менее активно воспринимается декор (воланы), который расположен в нижней части изделия, длина которого ниже линии бедра.

Не маловажную роль играет конфигурация расположения декоративной отделки (воланов). Чтобы ещё раз подчеркнуть значимость месторасположения воланов при их различной конфигурации на поверхности формы рассмотрим модели на рисунке 2.

Рис. 2.Модели имеющие отличия (5–15); модели, имеющие весьма незначительные отличия (7–13, 8–14); модели, не имеющие существенных отличий друг от друга (6–16)

Более активно влияют декоративные элементы (ДЭ), расположенные в центральной части переда изделия, менее активно ДЭ расположенные внизу изделия, длина которого ниже линии бедра и практически не оказывают влияние на внешнее отличие моделей ДЭ, расположенные в нижней части длинного рукава. Следовательно, изменение конфигурации положения декоративных элементов при их одинаковом количестве иразличном расположении на изделии по-разному оказывают влияние на внешнее отличие моделей.

Таким образом, при различиях моделей по всем признакам отличий или по большинству из них, роль декоративной отделки заключается в усилении данных отличий. Когда модели одинаковы или признаков отличий мало, то именно отделка играет ведущую роль в получении отличий восприятия моделей, т. е. с её помощью достигается их новизна.

Литература:

  1. Прокопова, Е. В. Влияние средств разработки поверхности формы на получение внешнего разнообразия моделей [Текст] / Е. В. Прокопова, Е. Л. Моськина // Швейная промышленность. — 2007. — № 1. — С. 46–47.
  2. Тихомиров, В. Б. Планирование и анализ эксперимента (при проведении исследований в лёгкой и текстильной промышленности) [Текст] / В. Б. Тихомиров. — М.: Лёгкая индустрия, 1974. — 262 с.
  3. Шершнёва, Л. П. Проектирование и производство женского платья [Текст] / Л. П. Шершнёва, А. П. Рогова. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): декоративная отделка, поверхность формы, конструктивная основа, модель, волан, отличие, матрица эксперимента, линия талии, группа моделей, разнообразие моделей.

Похожие статьи

Основные методы формообразования при разработке моделей...

Сайитова У. С., Нутфуллаева Ш. Н., Нутфуллаева Л. Н., Алимов С. Р. Основные методы формообразования при разработке моделей швейных изделий

Внешняя форма одежды во многом определяется силуэтными, конструктивными и декоративными линиями [2].

Винтовой крой как метод моделирования оригинальных форм...

Конструктивные линии одежды (боковые и плечевые швы, швы пройм, вытачки и др.) переводятся в декоративные витые линии.

Полученный ∆АВЕ отрезаем (если линия талии по модели прямая), или используем для оформления.

Интенсификация процесса проектирования одежды

При существующих условиях частично эта задача решается путём типового проектирования, создания серий моделей на одной конструктивной основе или с использованием унифицированной конструкции, унифицированных деталей и конструктивно-декоративных...

Особенности создания промышленных коллекций одежды на...

‒ выполнение зарисовки в виде наброска силуэта и пропорций (соотношение длины и ширины, распределение поверхностей) модели. ‒ рисование деталей — бортов, линий швов, формы горловины и воротника, застежки, карманов и т. д.

К вопросу о влиянии свойств текстильных материалов на...

Сегодня покупатели предпочитают модную, качественно изготовленную одежду, отличающуюся разнообразием моделей.

Ткани с хорошей драпируемостью придают мягкость и округлость силуэтным и конструктивным линиям в модели.

Форма и общие вопросы формообразования в дизайне

Каждая выше изложенная понятия являются основой формообразования в дизайне, для развития дизайнерского

Достоинство метода — возможность получения поверхности формы любой сложности из любых.

Основные методы формообразования при разработке моделей...

Подсистема проектирования одежды промышленного...

В изделиях особо сложных моделей может быть предусмотрена одна примерка для уточнения расположения модельных линий и декоративно-конструктивных элементов на фигуре заказчика.

Проектирование одежды на основе средневекового костюма...

Проектирование моделей одежды на основе исторических прототипов является актуальной темой проектных работ и выполнения

М. Т. Кидд [12] в работе «Сценический костюм» приводит описания костюмов различных эпох в целом, декоративной отделки, рекомендуемые виды и...

Моделирование и конструирование изделия из меха

Таким образом, на основе одной внешней композиционной формы можно создать серии моделей, отличающихся разнообразием внутренней композиционной формы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Основные методы формообразования при разработке моделей...

Сайитова У. С., Нутфуллаева Ш. Н., Нутфуллаева Л. Н., Алимов С. Р. Основные методы формообразования при разработке моделей швейных изделий

Внешняя форма одежды во многом определяется силуэтными, конструктивными и декоративными линиями [2].

Винтовой крой как метод моделирования оригинальных форм...

Конструктивные линии одежды (боковые и плечевые швы, швы пройм, вытачки и др.) переводятся в декоративные витые линии.

Полученный ∆АВЕ отрезаем (если линия талии по модели прямая), или используем для оформления.

Интенсификация процесса проектирования одежды

При существующих условиях частично эта задача решается путём типового проектирования, создания серий моделей на одной конструктивной основе или с использованием унифицированной конструкции, унифицированных деталей и конструктивно-декоративных...

Особенности создания промышленных коллекций одежды на...

‒ выполнение зарисовки в виде наброска силуэта и пропорций (соотношение длины и ширины, распределение поверхностей) модели. ‒ рисование деталей — бортов, линий швов, формы горловины и воротника, застежки, карманов и т. д.

К вопросу о влиянии свойств текстильных материалов на...

Сегодня покупатели предпочитают модную, качественно изготовленную одежду, отличающуюся разнообразием моделей.

Ткани с хорошей драпируемостью придают мягкость и округлость силуэтным и конструктивным линиям в модели.

Форма и общие вопросы формообразования в дизайне

Каждая выше изложенная понятия являются основой формообразования в дизайне, для развития дизайнерского

Достоинство метода — возможность получения поверхности формы любой сложности из любых.

Основные методы формообразования при разработке моделей...

Подсистема проектирования одежды промышленного...

В изделиях особо сложных моделей может быть предусмотрена одна примерка для уточнения расположения модельных линий и декоративно-конструктивных элементов на фигуре заказчика.

Проектирование одежды на основе средневекового костюма...

Проектирование моделей одежды на основе исторических прототипов является актуальной темой проектных работ и выполнения

М. Т. Кидд [12] в работе «Сценический костюм» приводит описания костюмов различных эпох в целом, декоративной отделки, рекомендуемые виды и...

Моделирование и конструирование изделия из меха

Таким образом, на основе одной внешней композиционной формы можно создать серии моделей, отличающихся разнообразием внутренней композиционной формы.

Задать вопрос