Внедрение многопрофильных мультимедийных средств в образовательный процесс по физическому воспитанию студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 24.10.2013

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Эрдонов, О. Л. Внедрение многопрофильных мультимедийных средств в образовательный процесс по физическому воспитанию студентов / О. Л. Эрдонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 788-790. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8075/ (дата обращения: 27.04.2024).

В статье рассматривается применение многопрофильных мультимедийных средств, способствующих повышению эффективности образовательного процесса по физическому воспитанию студентов.

Ключевые слова: мультимедийные средства, эффективность применения, образовательный процесс по физическому воспитанию студентов.

Исходя из потребностей современного мира, в условиях формирования информационного пространства, в нашей республике особое внимание уделяется внедрению инновационных информационно-коммуникационных технологий во всех типах учебных заведений в соответствии с Постановлением кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июня 2002 г. «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий». В значительной мере этому содействует и осуществление ряда международных проектов в сфере образования, осуществляемых под контролем государства.

Практика показала, что информационно-коммуникационные технологии меняют годами сложившийся образовательный процесс, закладывают мощную основу для его модернизации, интегрируют процессы подготовки специалистов на всех уровнях обучения [1, с.224].

Научно-методические аспекты разработки и внедрение современных информационных технологий в физкультурное образование, вызывают определённый интерес у ряда специалистов в области физического воспитания и спорта [3, 5, с.59].

Назрела необходимость перехода от традиционных форм подготовки, направленных в первую очередь на накопление определённых знаний, умений и навыков, к использованию современных компьютерных технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения [4, с.169].

Как считают специалисты [2, с.96], компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы, организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых их личностным качествам, формированию познавательных способностей: стремление к самосовершенствованию.

Современные информационно-коммуникационные технологии могут быть реализованы в трёх вариантах:

1.                  Как «проникающие» (использование компьютеров и мультимедийных технологий при изучении отдельных тем, разделов для решения отдельных задач).

2.                  Как основные (наиболее значимые в используемой педагогической технологии).

3.                  Монотехнологии (когда всё обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга опираются на применение компьютера).

Построение учебного процесса с учетом государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по физической культуре предъявляет профессорско-преподавательскому составу повышенные требования по применению и использованию многообразных форм и методов проведения занятий, воспитания самодеятельности, организационных навыков, активности, находчивости и инициативы студентов. При этом использование различных средств физического воспитания на занятиях физической культурой должно способствовать формированию профессионально-прикладных двигательных умений и навыков студентов, а также правильному выполнению естественных движений (ходьба, бег, прыжки и т. п.). В стандартах отмечается, что учебный процесс должен быть направлен на формирование таких компетенций, которые позволяют совершенствовать и развивать интеллектуальный, общекультурный уровень; овладение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитаниядля достижения должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Многочисленными исследованиями доказано, что эффективность обучения физическим упражнениям и совершенствование физических качеств зависит от степени вовлечения в учебно-тренировочный процесс всех анализирующих органов занимающихся. Поэтому на практике для реализации одного из дидактических принципов построения тренировочных занятий принципа наглядности используются разнообразные формы наглядности. Среди них: показ упражнений, использование схем, плакатов, диафильмов и кинофильмов с образцами техники изучаемых упражнений [6, с.39]. Это достигается теми техническими средствами обучения, которые способны привнести в обучение, в образовательную деятельность информацию разных видов. К техническим средствам обучения, или средствам мультимедиа, по праву относятся ставшие традиционными аналоговые средства обучения, а также компьютеры и их соответствующее периферийное оборудование.

Дальнейшее развитие специализированных мультимедийных средств, основное предназначение, которых заключается в повышении эффективности обучения, на сегодняшний день, позволяет в процессе обучения использовать интерактивные мультимедиа доски. Современная интерактивная доска — это мультимедийное средство, которое, обладая всеми качествами и традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений. К основным характеристикам интерактивной доски можно отнести эргономичность обучения, увеличение потока предъявляемой информации на качественно новом уровне, возможность вести диалоговое обучение, создавать новые мотивационные предпосылки к обучению. Принцип действия интерактивной доски позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером, находясь постоянно около доски с помощью специальных маркеров, которые в данном случае заменяют клавиатуру или «мышь» компьютера. Функциональность интерактивной доски, как многопрофильного мультимедиа средства в различных сферах образовательной деятельности, позволяет применять ее также и на занятиях физической культуры и спорта, когда рассматривается процесс обучения физическим упражнениям, техническим приемам или технико-тактическим действиям в командных видах спорта. Особенно, по нашему мнению, она незаменима при обучении сложно-координационным движениям и техническим приёмам в спортивных играх. Когда необходимо сформировать представления об основных параметрах выполнения целостного движения и его составных частей. Понять каждое упражнение это не только создать о нём общее представление, но ещё и усвоить его биомеханические основы (элементы, фазы, периоды; пространственные формы, определяемые направлением, амплитудой, траекторией движения; временные параметры — скорость, темп, ритм, одновременность или последовательность выполнения элементов; характер движений интенсивность усилий и др.). Использование интерактивной доски, на данном этапе обучения, с демонстрацией (презентацией) видео-файла (каждый слайд, которого описывает отдельный шаг технического действия) того или иного технического приема, способствует вырабатыванию у студентов умения расчленять движения на составные части, элементы, фазы. Интерактивная доска позволяет в процессе демонстрации останавливаться на более важных моментах технического действия, производить методические указания и делать пометки цветным маркером. Комментируя, во время презентации, процесс обучения и совершенствования техники выполнения физических упражнений и двигательных действий, в любой момент, можно перейти из режима «нормальное изображение» в режим «замедленное действие», «пауза» или «повтор».

Организация учебного процесса на основе информационной среды становится приоритетным направлением деятельности преподавателя. Информационная среда позволяет расширить возможности студентов по организации самообучения, по планированию и выбору индивидуальных знаний в соответствии с личными потребностями и возможностями.

Таким образом, развитие и применение современных средств мультимедиа позволяет реализовывать образовательный процесс в высшей школе на принципиально качественно новом уровне, формируя компетенции стандартов в области физической культуры и спорта. Применение интерактивной доски в области спорта способствует: повышению качества результатов образовательной деятельности; позволяет более наглядно и детально отображать двигательные действия; внесет новизну при решении образовательных задач и повысит мотивацию обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.

Литература:

1.         Былдина Л. П. Создание мультимедийных тренажёров для образовательного процесса в ВУЗе.“Проблемы развития информационно-коммуникационных технологий и подготовки кадров” Международная научная конференция. –Ташкент, 2009.–С.224–225.

2.         Зайцев В. П., Крамской C. B. Теория и практика в алгоритме научных исследований по физической культуре и спорту: монография. — Белгород: Изд-во БГГУ. 2008. — 202 с.

3.         Кошбахтиев И. А. Информационное обеспечение образовательного процесса по физическому воспитанию студентов: учебное пособие. ТУИТ. Ташкент. 2004.–79с.

4. Кошбахтиев И. А., Эрдонов О. Л. Современные измерительно-информационные средства методологическая основа педагогических исследований в спортивной практике“IV Всемирный зелёный фестиваль по традиционным видам борьбы, посвященный 2200 летиюг.Ташкента” Материалы международной научно-практической конференции. Ташкент 22–24 октября, 2009. –С.168–170.

5.         Крамской С. И., Зайцев В. П. Управление творческой деятельностью кафедры физического воспитания и спорта технического вуза: монография. — Изд-во. АСВ. Россия, 2004. — 244 с.

6.         Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов. — СПб.: Лань, 2005. — 384 с.

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, физическая культура, учебный процесс, образовательная деятельность, образовательный процесс, процесс обучения, информационная среда, организационная форма обучения, техническое действие, физическое воспитание.


Ключевые слова

мультимедийные средства, эффективность применения, образовательный процесс по физическому воспитанию студентов., образовательный процесс по физическому воспитанию студентов

Похожие статьи

Использование интерактивного оборудования с детьми...

интерактивная доска, интерактивное оборудование, дошкольный возраст, ребенок, сенсорная комната, интерактивная игра, интерактивный стол, образовательный процесс, окружающий мир, занятие.

Обоснование необходимости и возможности использования...

учебный процесс, сердечный ритм, физическая культура, физическое воспитание студентов, физическое воспитание, учебная деятельность, традиционная система, отличный стиль, образовательный процесс, процесс...

Информационно-образовательная среда школы — новые...

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение...

Теория и методология обучения физической культуре...

– совершенствовать процесс обучения физической культуре; – разрабатывать новые образовательные оздоровительные технологии.

Теория и методология обучения предмету «Физическая культура» выполняет функции интеграции теоретических знаний и практических...

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

мультимедийное средство обучения, процесс обучения, курс ОБЖ, образовательный процесс, средство, самостоятельная работа, учебный процесс, современная школа, образовательная технология, интерактивная доска.

Изучение возможностей информационной среды...

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога.

образовательной системой до обучения и воспитания школьников.

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Стало очевидно, что старые формы физической культуры одряхлели, обесценились ее базовые ценности.

Включение ИКТ в урок физической культуры позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и значительно повысить его эффективность.

К вопросу о методах и формах обучения безопасности...

Организационные формы образовательного процесса.

Особенности подготовки бакалавров в процессе изучения курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» в условиях гуманизации образования.

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

Ключевые слова: интерактивная форма обучения, инновационная форма обучения технические дисциплины, технические средства обучения, мультимедийные системы, интерактивная доска, активизация познавательной деятельности...

Похожие статьи

Использование интерактивного оборудования с детьми...

интерактивная доска, интерактивное оборудование, дошкольный возраст, ребенок, сенсорная комната, интерактивная игра, интерактивный стол, образовательный процесс, окружающий мир, занятие.

Обоснование необходимости и возможности использования...

учебный процесс, сердечный ритм, физическая культура, физическое воспитание студентов, физическое воспитание, учебная деятельность, традиционная система, отличный стиль, образовательный процесс, процесс...

Информационно-образовательная среда школы — новые...

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение...

Теория и методология обучения физической культуре...

– совершенствовать процесс обучения физической культуре; – разрабатывать новые образовательные оздоровительные технологии.

Теория и методология обучения предмету «Физическая культура» выполняет функции интеграции теоретических знаний и практических...

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

мультимедийное средство обучения, процесс обучения, курс ОБЖ, образовательный процесс, средство, самостоятельная работа, учебный процесс, современная школа, образовательная технология, интерактивная доска.

Изучение возможностей информационной среды...

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога.

образовательной системой до обучения и воспитания школьников.

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Стало очевидно, что старые формы физической культуры одряхлели, обесценились ее базовые ценности.

Включение ИКТ в урок физической культуры позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и значительно повысить его эффективность.

К вопросу о методах и формах обучения безопасности...

Организационные формы образовательного процесса.

Особенности подготовки бакалавров в процессе изучения курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» в условиях гуманизации образования.

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

Ключевые слова: интерактивная форма обучения, инновационная форма обучения технические дисциплины, технические средства обучения, мультимедийные системы, интерактивная доска, активизация познавательной деятельности...

Задать вопрос