Библиографическое описание:

Бакун М. В. Подходы к изучению причин социальных конфликтов на военной службе // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 743-745.

В статье обозначены причины, способствующие возникновению социальной напряженности в Армии и обществе. Автор в качестве актуальности отмечает необходимость исследования факторов социальных конфликтов в условиях воинских частей.

Ключевые слова:общество, социальные отношения, военнослужащий, социальные конфликты.

В стратегии государственного развития России на обозримую перспективу важную роль будет играть военная составляющая, которая должна стать более действенной и эффективной. Обязанности военной службы связаны с выполнением военнослужащими специфических задач в условиях, сопряжённых с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием иных факторов. Это предопределяет обязанность государства гарантировать военнослужащим повышенную социальную защиту и социальное обеспечение, создание условий для формирования благоприятного социального климата.

Задача оптимизации структуры и функций военного института общества, призванного надежно обеспечить его безопасность и оборонное могущество — актуальна.

Вызывает научный и практический интерес проблема социальных конфликтов и социальной напряженности в военных частях.

Существует значительное количество научных публикаций, которые рассматривают вопросы профессиональной деятельности воинских частей и военнослужащих. Однако, разные авторы делают акцент на разные его составляющие. Проанализируем научные подходы некоторых ученых.

В зарубежной социологии сформировались структурно-функциональный и интеракционистский подходы к анализу военного института. Сторонники первого подхода (Ч.Москос, М.Яновиц, С.Хантингтон, С.Саркисянц, Д.Сегал и др.) основное внимание уделяют сущности и функциям военной организации общества, ее взаимосвязи с социальным и политическим окружением. Представители второго подхода (И.Гофман, Л.Пэнто и др.) концентрируют свои исследовательские интересы на системе отношений внутри военной организации [5].

Глухов Е. А. [4] рассматривает механизм совершения коррупционных правонарушений в сфере жилищного обеспечения военнослужащих, поскольку разложение коррупционных отношений на стадии, составные части является важнейшим условием их научного познания. Автор указывает на наиболее типичные формы проявления коррупционных отношений на различных этапах и формах жилищного обеспечения военнослужащих, а также делает вывод о причинах и условиях их возникновения. В ходе своих исследований Глухов Е. А. сформулировал предложения по совершенствованию законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих с точки зрения предупреждения коррупционных правонарушений.

Научная позиция Глухова Е. А. безусловно интересна, ведь проблемы жилищного обеспечения могут выступать одной из форм социальной конфликтности.

Ученый Амойлов В. И. в рамках своих научных исследований изучает вопросы реформирования военного института российского общества. Им получены следующие результаты: выведены политические, экономические и социальные детерминанты процесса реформирования военного института в России; проанализированы организационные патологии военного института российского общества; обоснована динамическая связь глобальных изменений в мире и принципов формирования военной организации; определены приоритеты государственной военной политики, конкретизированы цели, задачи и содержание военной реформы; разработаны меры, повышающие социальную эффективность реформирования военного института [1].

Захаров Н. Л. исследует вопросы системы и модели регуляторов социального действия: организационный, поведенческий и этический регулятор действий, делая акцент на российских государственных служащих [5].

Алехин И. А. делает упор в исследованиях на процесс воспитания военнослужащего. Отмечает, что важнейшей тенденцией процесса воспитания человека вообще и военного в частности выступает закономерная зависимость данного процесса от социально-экономических условий жизни общества, господствующих в нем идеологии, политики, права, морали [8].

В течение времени социальный статус военнослужащего может и повышаться, и снижаться в обществе. Выполнение ими своих профессиональных задач по обеспечению безопасности народа и государства оказывают прямое влияние на отношение к воинскому долгу, на процесс воспитания и развития личности. Сложно воспитывать военного человека и тогда, когда отсутствует или не осуществляется правовая и социальная защищенность его жизни, службы, профессиональной деятельности, когда нарушаются права человека.

Другой наиболее общей тенденцией, по мнению Алехина И. А., является закономерная, устойчивая связь воспитания военнослужащего с системой влияния различных факторов его жизнедеятельности, реальными условиями воинской службы, в результате чего формируется тот или иной уровень общей или профессиональной воспитанности. Данная закономерная связь также носит всеобщий и сложный характер и может выступать причиной социальной напряженности и конфликтности в условиях воинских коллективов [8].

Помимо жилищных затруднений в воинских коллективах, реформирования самой системы военного института, различий организационных и психологических условия несения военной службы, влияния воспитания на поведение и профессионализм военнослужащих, возможны и другие источники и формы социальных конфликтов. Кратко рассмотрим некоторые из них.

1.                  Коррупция. Общепризнанно, что коррупция в России приобрела системный характер и определяется в значительной мере деформацией отношений между государством и личностью, в частности, военнослужащего. Результаты опросов общественного мнения позволяют сделать вывод о том, что большинство россиян считает недостаточно эффективными имеющиеся в действующем законодательстве правовые средства противодействия коррупции, что, в целом, совпадает с позицией многих учёных и политического руководства страны в разных отраслях и сферах деятельности, в том числе в Вооруженных Силах РФ [4].

2.                  Отсутствие социологической диагностики состояния, функций и дисфункций военной организации, в том числе ее патологий. Необходимо подчеркнуть, что чем больше осведомленность общества о реальных процессах в военной организации, тем большую поддержку получат усилия по исправлению существующих в ней патологий [6,7].

3.                  Военный профессионализм и отношение общества к профессиональной армии. Социальная трансформация современного российского общества требует новых подходов и оценок при определении способов действий социально ориентированного индивида, наполнения новым содержанием представлений о характере, условиях эффективности и степени его социализации, в том числе и профессиональной. В сложившейся ситуации для Вооруженных Сил существенное значение приобретает показатель, определяемый как военный профессионализм [7]. Важна социальная оценка необходимости перехода к профессиональной армии.

4.                  Неоднозначность требований к «воспитателям» солдат. Современный этап развития Вооруженных Сил Российской Федерации предъявляет повышенные требования к кадрам руководящего состава органов воспитательной работы, их деловым, профессиональным, общечеловеческим, морально-боевым и другим качествам, выдвигает новые задачи по воспитанию военнослужащих [8]. Исторически сложившиеся уставные отношения российской традиционной армии сталкиваются с модернизацией и реформирование отношений руководящего состава и «контрактников».

5.                  Подавление потребностей, социальная агрессия, отсутствие чувства преданности. Преданность — социальный способ самоактуализации (Будь, как все! Следуй принятым нормам, но в той мере, в какой им следуют другие, в первую очередь вышестоящий! Не демонстрируй свою уникальность ни в желаниях, ни в успехе! Не принимай и не проси больше, чем положено по статусу! Будь готов проявить себя в сложной обстановке! и т. д.). Определенные социальные установки определяют интенсивность служебной преданности [2].

6.                  Недостаточный учет в военном управлении социального характера военной организации, социальных последствий управленческих решений, недооценка влияния военно-организационной культуры и интересов исполнителей, в конечном счете, проявляются в феномене инверсии, когда результат управляющего воздействия оказывается противоположным планируемым целям. Некоторые управленческие решения, рассчитанные на совершенствование военной организации, на деле приводят к ее деградации, провоцируют отток профессиональных военных кадров из Вооруженных Сил России [3].

Все обозначенные выше факторы и многие другие могут выступать в качестве причин социальной конфликтов в военных частях. Их изучением занимаются ученые и практики, проводят исследования, разрабатывают предложения и программы по социальной стабилизации и снижению социальной напряженности.

В настоящее время социальные и политические дисциплины располагают большим числом работ по военной тематике. Тем не менее, анализ опубликованных научных трудов, материалов конференций и дискуссий позволяет констатировать следующее. В нашей стране еще мало систематизированных социологических исследований, которые затрагивали бы проблемы строительства военной организации в России не только в широком контексте современной политической и военной обстановки в мире, но и в тесной связи со всей системой социальных отношений, ценностей и норм.

Так, в области военного строительства и управления необходимо:

1)                          создавать стройную систему военного управления и укреплять его национальные основы;

2)                          расширять социальные направления военного сотрудничества;

3)                          улучшать социально-экономические условия для военнослужащих;

4)                          воссоздать планомерно действующую систему боевой подготовки войск;

5)                          исключать из жизни воинских коллективов идеологический, религиозный и этнический антагонизм, подрывающий их единство;

6)                          ориентировать механизм воспитательной работы в Вооруженных Силах России на социально значимые нравственные ценности;

7)                          возрождать авторитет военной службы в обществе.

Литература:

1.                  Амойлов В. И. Реформирование военного института российского общества (теоретико-методологический анализ) — автореф. дисс. докт. социол. наук. — Москва, 2008.

2.                  Ведерников В. Н. О методологии военно-социологического познания // Социологические исследования. 1997. № 6

3.                  Галимуллин Р. Х. Современная армия и причины внутриармейских конфликтов / Теоретико-методологические проблемы исследования общества переходного типа: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Казань, 2003

4.                  Глухов Е. А. Административно-правовые средства предупреждения коррупции в сфере жилищного обеспечения военнослужащих — Автореф.т дисс. канд. юрид. наук. — Москва, 2011.

5.                  Захаров Н. Л. Система регуляторов социального действия российских государственных служащих (теоретико-социологический анализ). — Дисс. на соиск. Уч. ст. докт. социол. наук — Москва, 2002.

6.                  Самойлов В. И. Социально-политические механизмы укрепления военной мощи современной России // Наука. Культура. Общество. 2005. № 3.

7.                  Самойлов В. И. Военный институт российского общества (теоретико-методологический анализ). М.: Издательский дом «Академия», 2007.

8.                  Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации: Учебное пособие // Под общей редакцией И. А. Алехина. — М.: ВУ, 2003. — 377 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle