Психологическое обеспечение адаптации к службе военнослужащих по призыву | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Медин Р. Н., Огородник С. И. Психологическое обеспечение адаптации к службе военнослужащих по призыву [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 58-60. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/6623/ (дата обращения: 16.10.2018).

Вооруженный силы, как и вся страна, последние двадцать лет переживают серьезные перемены. Утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 года и новая Военная доктрина, представляющие собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. Одной из ступеней реализации Военной доктрины является формирование высокого профессионализма у военнослужащих. Вместе с тем происходящие перемены в обществе и российской армии обусловили и углубили социально-психологические и педагогические проблемы, связанные с воспитанием личности военнослужащих и их военно-профессиональной деятельностью в частях и подразделениях. Особую актуальность приобретает проблема эффективности педагогического обеспечения профессиональной адаптации военнослужащих по призыву. Перемещение из одной социальной среды в другую придает адаптации военнослужащих по призыву особую сложность, которая часто носит противоречивый, конфликтный характер. К тому же молодой человек, воспитанный в детском саду, школе, ссузе или вузе в основном женским коллективом, и видя в семье главенствующую роль мамы, призываясь на службу, попадает чисто в мужской коллектив, в котором он не знает как себя вести. В молодом человеке женский коллектив воспитывает феминистические черты, что ведет к тому, что он не знает как себя вести в мужском коллективе. В этом состоит еще одна особенность адаптации военнослужащих по призыву. Так же связи с сокращением срока службы повышаются требования к психологическому обеспечению профессиональной адаптации солдат по призыву.

Профессиональная адаптация — это процесс освоения профессиональной деятельности через приобретение практических, теоретических умений и навыков, овладения необходимым объемом знаний для выполнения должностных обязанностей на высоком качественном уровне [1, с. 4].

Профессиональная адаптация — это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу (службу), человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации (трудового коллектива, воинского коллектива), тем самым подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения [2, с. 89].

Реформирование армии в последние годы привело к ряду позитивных решений, обеспечивающих повышение профессионализма военнослужащих по призыву. В настоящее время военнослужащие по призыву освобождены от несвойственных военных обязанностей, что увеличивает время на профессиональную подготовку и профессиональную деятельность. Кроме того, внедряются новые методики обучения военному делу, больше внимания уделяется практическому знакомству с военной профессией. Во многих частях меняется режим труда и отдыха, устанавливаются постоянные интернет-связи с домом, что создает положительный психологический климат при освоении воинской специальности. В штате всех воинских частей есть должность — психолога. Однако, зачастую это не высококвалифицированные психологи, а вышедшие на пенсию военнослужащие или контрактники, которые только начали получать квалификацию психолога в ВУЗе. Поэтому они могут не иметь профессионального опыта и не знать особенностей адаптации военнослужащих и специфики работы по данной проблеме.

Вместе с тем остаются нерешенными проблемы эффективной профессиональной адаптации военнослужащих по призыву при переходе их из учебного подразделения в боевое. Наблюдается отрыв профессиональной и социальной адаптации, не учитывается адаптационный опыт военнослужащего, не ведется дифференцированная работа по профессиональной адаптации. Адаптация к службе в армии является проявлением общего, универсального явления и процесса, направленного на поддержание гармонии между личностью и социальной средой.

Подчиняясь общим закономерностям социальной адаптации, профессиональная адаптация к службе в армии имеет свои особенности, в основе которых лежат профессиональная деятельность в армии, содержание учебного процесса (в целом всего процесса воспитания и обучения воина), нормы и требования воинского коллектива. Показателями степени готовности к профессиональной адаптации в армии выступают: опыт социальной адаптации, полученный до призыва; степень психологической способности к адаптивным действиям; качество освоения военной профессией.

Адаптация молодых военнослужащих к условиям жизнедеятельности в армии выступает как процесс, который имеет сложную структуру, состоящую из элементов, представленных в виде адаптации к социальной среде воинского коллектива, новой социальной роли, организации учебного процесса, учебно-боевой деятельности, бытовой и досуговой адаптации. Он состоит из диагностики, разработки и реализации модели профессиональной адаптации и коррекции процесса профессиональной адаптации в течение всего срока прохождения службы.

Успешность профессиональной адаптации при переходе на службу в действующих частях достигается при помощи использования различных вариантов модели профессиональной адаптации. Для солдат-срочников, имеющих высокие адаптационные способности, следует использовать «мягкий» вариант модели профессиональной адаптации, ориентированный на межличностные отношения «солдат — командир — семья». «Жесткий» вариант модели, основанный на нормативно-нравственной триаде «военный устав — военный долг — ответственность перед семьей (домом в мировом смысле слова)», необходимо применять к солдатам со средними адаптивными способностями. «Более жесткий» и «очень жесткий» вариант моделей рекомендуется предлагать солдатам с низким уровнем адаптивных способностей, что означает организацию адаптации на принципах, «дисциплина — военная привычка — опыт», альтернативные домашним.

К психологическим условиям обеспечения успешной реализации предложенной модели профессиональной адаптации военнослужащих по призыву следует отнести: учет социального опыта новобранца; степень психолого- педагогической устойчивости призывников к адаптационным процессам; использование для отдельных категорий военнослужащих различных вариантов профессиональной адаптации: встречной, ресурсной, фоновой, принудительной.

Психологи частей так же должны в адаптационный период способствовать созданию благоприятного климата для успешной адаптации призывников к условиям военной службы, предупреждение гибели военнослужащих, суицидальных попыток, самовольного покидания частей. В целях качественной организации приема военнослужащих пополнения, их социально-психологического изучения и психологического обследования, формирования здорового морально-психологического климата в воинских коллективах и предупреждения правонарушений необъодимо организовывать:

-          проведение методических и практических занятий с должностными лицами, осуществляющими прием военнослужащих пополнения;

-          проведение углубленного социально-психологического изучения и психологического обследования военнослужащих пополнения в период проведения начальной военной и общевойсковой подготовки, предусматривая в расписаниях занятий необходимое время для проведения указанных мероприятий;

-          проведение контрольных психологических обследований при необходимости уточнения достоверности имеющихся в личных делах военнослужащих пополнения результатов их изучения специалистом по профессиональному психологическому отбору военного комиссариата;

-          взаимодействие психологов со специалистами медицинской службы экстренной психологической помощи военнослужащим пополнения, имеющим затруднения в адаптации к условиям военной службы, склонным к девиантному поведению (особенно употреблявшим ранее наркотические и токсические вещества, алкогольные напитки, а также приводы в милицию за совершенные правонарушения);

-          распределение военнослужащих пополнения по подразделениям с учетом рекомендаций специалистов психологической работы в призывных пунктах [1, с. 189].

Благополучное протекание процесса адаптации молодых воинов способствует повышению их общего профессионализм, связанного с признанием ценностей военного труда и социальных ценностей профессии военного. Это поднимает личную значимость освоения военной профессии в ее широком смысле слова. Высокий уровень профессионализма в конкретной военной специальности может способствовать профессиональной ориентации после службы в армии или при решении вопроса о службе по контракту. Важно правильно выбрать модель профессиональной адаптации молодого бойца и гибко менять ее варианты на разных этапах службы по призыву.

 

Литература:

 

1.                  Корытков В. А. Педагогическое обеспечение профессиональной адаптации военнослужащих по призыву в частях противовоздушной обороны Вооруженных сил России. / диссертация на соискание степени к. п.н.– Новосибирск, 2013.

2.                  Маслова, Ж. М. Психологические факторы адаптации и профессионального роста сотрудников ГИБДД: автореф. дис.... канд. псих, наук / Ж. М. Маслова. — СПб.: СПбУ МВД РФ, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба, женский коллектив.

Похожие статьи

Возможности социальной работы с военнослужащими

профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба...

Формирование психологической готовности юношей...

профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба, женский коллектив.

Особенности социально-психологической адаптации...

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ. Автор: Устимова Анна Николаевна. Рубрика: 6. Социальная психология.

Подходы к изучению причин социальных конфликтов на военной...

профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба, женский коллектив.

Ключевые слова: условия, военная среда, адаптация, обучение...

учебный центр, военная служба, военная среда, Российская Федерация, адаптация, психологическая готовность, военнослужащий, служба, адаптация курсантов, учебный центр ВС РФ.

Типологический анализ как диагностическое средство...

профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба, женский коллектив.

Копинг-стратегии у военнослужащих срочной и контрактной...

Военная профессия предполагает наличие экстремальных ситуаций и состояния фрустрации.

уровень тревожности, профессиональная деятельность, социальная фрустрация, уровень, ситуация

Мотивация граждан, поступающих на военную службу по...

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

адаптация, военная служба, военный психолог, гендерное общение, курсанты, психодиагностические методики.

обязательная воинская служба, психологическая готовность, военная служба, прохождение, личностный адаптационный потенциал, воинская...

Особенности профессионально-психологического отбора...

Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы. Кисель Алексей Юрьевич, магистрант. Современная гуманитарная академия (г. Москва).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Возможности социальной работы с военнослужащими

профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба...

Формирование психологической готовности юношей...

профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба, женский коллектив.

Особенности социально-психологической адаптации...

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ. Автор: Устимова Анна Николаевна. Рубрика: 6. Социальная психология.

Подходы к изучению причин социальных конфликтов на военной...

профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба, женский коллектив.

Ключевые слова: условия, военная среда, адаптация, обучение...

учебный центр, военная служба, военная среда, Российская Федерация, адаптация, психологическая готовность, военнослужащий, служба, адаптация курсантов, учебный центр ВС РФ.

Типологический анализ как диагностическое средство...

профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба, женский коллектив.

Копинг-стратегии у военнослужащих срочной и контрактной...

Военная профессия предполагает наличие экстремальных ситуаций и состояния фрустрации.

уровень тревожности, профессиональная деятельность, социальная фрустрация, уровень, ситуация

Мотивация граждан, поступающих на военную службу по...

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

адаптация, военная служба, военный психолог, гендерное общение, курсанты, психодиагностические методики.

обязательная воинская служба, психологическая готовность, военная служба, прохождение, личностный адаптационный потенциал, воинская...

Особенности профессионально-психологического отбора...

Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы. Кисель Алексей Юрьевич, магистрант. Современная гуманитарная академия (г. Москва).

Задать вопрос