Автор: Вальков Александр Васильевич

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (43) август 2012 г.

Статья просмотрена: 1779 раз

Библиографическое описание:

Вальков А. В. Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 312-315.

Служебно-боевая деятельность офицера внутренних войск требует наличия комплекса определенных качеств, которые, образуя профессиональную структуру его личности, являются в тоже время основой лидерства офицера в коллективе.

Совокупными признаками, позволяющими сделать вывод о наличии лидерских качеств офицера внутренних войск, являются отличительные характеристики уровня его профессиональной и психологической компетентности.

Р.Л. Кричевский выделяет следующие качества современного офицера – лидера:

  • высокий профессионализм. Каковы бы ни были организаторские качества руководителя, все-таки главным для него был и остается высокий профессионализм, знание сути и особенностей своей специальности. В этом — основа формирования и поддержания авторитета руководителя, от этого зависит качество выполнения порученных заданий;

  • ответственность и надежность. Дефицит этих управленческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной действительности;

  • уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных. Успех управленческой деятельности офицера во многом определяется именно этой чертой. Во-первых, в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться. Тем самым создается соответствующий эмоциональный настрой у подчиненных. Во-вторых, уверенность руководителя по закону психологического заражения передается подчиненным, и они действуют соответствующим образом. Вот почему руководителю, как бы ни складывались обстоятельства, следует всегда держать себя достаточно спокойно и уверенно. В-третьих, уверенность руководителя в себе важна при его контактах сдругими руководителями равного или более высокого положения. Сомнительно, чтобы колеблющийся, мечущийся, неуверенный в себе руководитель мог вызвать доверие и достойно представить и защитить интересы своей организации. При влиянии на подчиненных явно недостаточно опоры лишь на властные, должностные полномочия. Влияние должно обязательно подпитываться эмоциональным, психологическим компонентом. Только в этом случае руководитель может рассчитывать на отдачу подчиненных. Кроме того, любое влияние должно находить внутренний отклик у подчиненных;

  • самостоятельность. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это в своих подчиненных. Как бы хороши ни были заместители и консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конкретное решение он должен принимать сам;

  • способность к творческому решению задания, стремление к достижениям. Здесь мы вплотную касаемся проблемы интеллекта руководителя. Для руководителя большое значение имеет именно практический интеллект, то есть способность творчески решать ежедневные проблемы управленческой деятельности.

  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководителю крайне важно уметь контролировать свои эмоциональные проявления. Со всеми окружающими, независимо от настроения и личного расположения, он обязан строить ровные и деловые отношения. Эмоциональная неуравновешенность снижает уверенность человека в своих силах, а тем самым и его управленческую активность.

  • коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным. Руководитель может принимать взвешенные и рациональные решения только в том случае, когда он знает реальное положение дел, активно взаимодействует со своими подчиненными, опирается на них. Все это возможно лишь при развитии в себе коммуникабельности, общительности [4, с.63 - 68].

А.Н. Ашихмин в своей работе выделяет лидерские качества, проявляемые в экстремальных условиях, на фоне значительных физических нагрузок и нервно – психических напряжений. Он наблюдал проявление таких качеств, как: исполнительность, способность к межличностной коммуникации, товарищеская взаимопомощь, уверенность в своих силах, инициатива, упорство, настойчивость в решении поставленных задач, решительность, желание управлять сокурсниками и вести их за собой, чувство ответственности за порученное дело, честность, справедливость, смелость [1].

М. С. Балунов в своем исследовании определяет основные качества личности лидера – организатора:

  1. Способность управлять собой. Способность в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выйти из стрессовых ситуаций, заботиться о накоплении сил и энергии (в т. ч. и физических).

  2. Наличие четких личных целей: ясность в вопросах о целях своих поступков, наличие целей, совместимых с условиями общения и деятельности, понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним.

  3. Умение решать проблемы: умение вычленить в проблеме главное и второстепенное, оценить варианты решения проблемы, прогнозировать последствия после принятия решения, определять необходимые ресурсы для решения проблемы.

  4. Творческий подход к организации людей: поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем, умение генерировать идеи, стремление к нововведениям.

  5. Умение влиять на окружающих: уверенность в себе, умение устанавливать хорошие личные отношения, способности убеждать и внушать, умение слушать других.

  6. Знание особенностей организаторской деятельности: умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выражение, стимулировать работу подчиненных, осуществлять контроль за их работой.

  7. Наличие специфических организаторских качеств личности: организаторское чутье, эмоционально – волевая воздейственность, склонность к организаторской работе.

  8. Умение работать с группой: понимание важности сплоченности коллектива, способность преодолеть ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива, умение добиваться согласия в коллективе, стремление к анализу развития группы и поиск путей ее развития [2].

Э.Е. Лукьянчиков помимо простого перечисления качеств, выделяет в структурной композиции личности офицера 3 группы качеств, обеспечивающих лидерство в деятельности командира: качества квалифицированного военного специалиста, качества руководителя и организатора своих подчиненных, качества военного педагога, умеющего воспитывать подчиненных. В каждую из этих групп входит значительное количество конкретных качеств, разносторонне характеризующих типичного лидера коллектива. При этом одна часть этих качеств отражает прирожденные особенности психических процессов и свойств личности, а другая часть – приобретаемые знания, навыки, умения, нравственные привычки личности, складывающиеся в личном опыте, приобретенном в социальной среде, в организованных процессах образовательной деятельности по обучению и воспитанию будущих офицеров [5].

Н.Н. Маслянов основу в подготовке командиров видит в самовоспитании и самообразовании, а залогом успешной управленческой деятельности считает глубокие знания, умение применять их на практике в конкретной обстановке. По его мнению, успешному выполнению управленческих функций, способствуют два блока качеств: личностно – ценные и профессионально – значимые.

К первым можно отнести патриотизм, твердость характера, инициативу, смелость, силу духа, мужество и другие морально – нравственные качества. Ко вторым Н.Н. Маслянов относит комплекс приемов, навыков военного человека, тактического и стратегического мышления, который объединяет людей в движении к единой цели. Офицеры должны вести за собой людей не силой приказа, а силой убежденности последних в правильности действий командира [6].

О.И. Скрыпников отмечает следующие, имеющие наибольшее значение для авторитета командира качества:

  • активность в общественной жизни подразделения;

  • профессиональная подготовленность, глубокое знание военного дела, хорошая военно – техническая подготовка;

  • любовь к своей профессии, ответственное и творческое отношение к делу;

  • нравственная чистота, честность, правдивость, трудолюбие, скромность, достойное поведение в быту, в семье;

  • организаторские способности, деловитость, практическая сметка, умение своевременно заметить и поддержать все новое, передовое;

  • дисциплинированность, исполнительность, целеустремленность, инициативность, выдержка, самообладание, настойчивость, смелость, умение переносить тяготы и лишения воинской службы;

  • тактичность, высокая требовательность в сочетании с заботой, справедливостью и уважением личного достоинства человека;

  • отсутствие мнительности, раздражительности, вспыльчивости и высокомерия;

  • педагогическое мышление и педагогическое мастерство [7].

Таким образом, анализируя характеристики представленных выше профессиональных и психологических компетентностей офицера - лидера, представляется необходимым выделить существенные признаки лидерских качеств офицера внутренних войск:

  • высокий интеллект

  • наличие четких личных целей (целеустремленность)

  • способность к психоанализу

  • способность к рефлексии

  • использование интуиции

  • стрессоустойчивость

  • эмоциональная уравновешенность

  • способность управлять собой

  • эмпатичность

  • организаторская проницательность

  • способность к активному психологическому воздействию

  • тактичность

  • высокая требовательность в сочетании с заботой, справедливостью и уважением личного достоинства

  • высокий профессионализм

  • коммуникабельность

  • красноречивость

  • умение влиять на подчиненных (работать с группой)

  • способность к творческому решению задач (стремление к достижениям)

Для развития лидерских качеств будущего офицера внутренних войск в настоящее время в образовательном процессе военного вуза необходимо решать следующие задачи:

  • выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации целей, осознания собственной силы, веры в достижение цели.

  • развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств: профессиональная компетентность, порядочность, развитый интеллект, проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели.

  • обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с воинским коллективом. Это предполагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать подчиненных, делать замечания, давать советы, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку.

  • приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов воинского коллектива.

Развитие лидерских качеств будущего офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза должно реализовываться на основе общих и частных принципов.

Общие принципы:

  • социальной обусловленности обучения военнослужащих;

  • научности обучения военнослужащих;

  • практической направленности обучения военнослужащих и связи его с жизнью;

  • наглядности в обучении;

  • доступности и высокого уровня трудности обучения;

  • сознательности, активности и самостоятельности военнослужащих (обучающихся) при руководящей роли педагога;

  • систематичности, последовательности и комплексности в обучении;

  • прочности усвоения в обучении, прочности результатов обучения и развития познавательных сил военнослужащих;

  • коллективизма и индивидуального подхода к обучению военнослужащих, рациональное сочетание коллективных (групповых) и индивидуальных форм и способов обучения;

  • гуманного, воспитывающего и развивающего характера обучения военнослужащих.

Частные принципы:

  • непрерывность управленческого образования и саморазвития как единого процесса, сочетание и чередование формального образования и самостоятельной подготовки в службе;

  • направленность на развитие профессиональных качеств важных для исполнения всех основных ролей руководителя – исполнителя, администратора, новатора – творца и лидера;

  • приоритет развития интеллектуальных навыков, умения выявлять проблемы и находить способы их решения, ставить вопросы в условиях неопределенности;

  • направленность обучения на выработку управленческого способа мышления, управленческой точки зрения;

  • развитие интеллектуальных навыков и управленческой точки зрения на реальных и учебных проблемах поддержания боевой готовности, являющихся актуальными и злободневными для современного этапа развития внутренних войск [3, с.288].

Исходя из вышеизложенных задач и принципов, необходимых для развития лидерских качеств офицеров внутренних войск, образовательный процесс военного вуза должен выполнять следующие функции:

  • аксиологическая (потребность в совершенствовании духовно-нравственной сферы личности каждого курсанта; умение строить взаимоотношения с окружающими на основе этики, толерантности, эмпатии);

  • процессуальная (знание целей, принципов, содержания, методов, форм и особенностей лидерской деятельности);

  • когнитивная (потребность в постоянном повышении знаний, умений, навыков, наличие творческого мышления);

  • управленческо-регулятивная (актуализация внутренних сил саморазвития человека, обоснование конкретных направлений самосовершенствования личности, способность к самопознанию, рефлексии).

Таким образом, в целях успешного и эффективного решения служебно – боевых задач, стоящих перед внутренними войсками МВД России в современных условиях, офицеру руководство подчиненным личным составом необходимо осуществлять в форме лидерства. Лидер – это личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе между людьми, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.

Целенаправленное развитие лидерских качеств будущих офицеров внутренних войск существенно повышает эффективность их профессиональной подготовки, мотивационную и практическую готовность к лидерской деятельности, потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, самореализации.


Литература:

  1. Ашихмин А.Н. Развитие профессиональных лидерских качеств у курсантов вузов МВД России средствами физической подготовки и спорта. Диссертация кандидата педагогических наук, 2006

  2. Балунов М.С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно – экономического вуза. Диссертация кандидата педагогических наук, 2000

  3. Военная дидактика: Учебник – 2-е изд., переработ./ Под общей ред. В.Г. Михайловского. – М.: ИД «Куприянова», 2010. – 503с.

  4. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – 2-е изд., доп. и перераб. М, 1996

  5. Лукьянчиков Э.Е. Становление лидерских качеств личности в системе высшего военного профессионального образования. Диссертация кандидата педагогических наук, 2003

  6. Маслянов Н.Н. Психолого – педагогические условия развития готовности курсантов к лидерству. Диссертация кандидата педагогических наук, 2001

  7. Скрыпников О.И. Психолого – педагогические условия формирования качеств лидера у курсантов военных институтов. Диссертация кандидата педагогических наук, 1999

Основные термины (генерируются автоматически): внутренних войск, внутренних войск, офицера внутренних войск, офицера внутренних войск, лидерских качеств, лидерских качеств, качеств офицера внутренних, качеств офицера внутренних, лидерских качеств офицера, лидерских качеств офицера, Развитие лидерских качеств, Развитие лидерских качеств, развития лидерских качеств, развития лидерских качеств, военного вуза, военного вуза, процессе военного вуза, процессе военного вуза, офицеров внутренних войск, офицеров внутренних войск.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос