Библиографическое описание:

Винокурова А. В., Сафонова А. С. Организация досуговой деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 468-470.

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблем в сфере организации досуга дошкольников. Основное внимание уделено роли семьи в контексте организации свободного времени детей дошкольного возраста. Также представлены результаты разведывательного социологического исследования, проведённого авторами.

Ключевые слова: досуговая деятельность, семья, рекреационная функция семьи, дошкольный возраст.

Семья представляет собой специфическую систему социального функционирования человека. Исторически семья является предшественницей всех социальных институтов, она объединяет людей общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья как социальный институт представляет собой ценностно-нормативный комплекс отношений, регулирующий поведение членов семьи (супругов, родителей, детей, братьев, сестёр, других родственников) и определяет присущие им социальные статусы и роли [4, с. 75]. Исходя из этого, можно заключить, что семья находится в постоянном движении, меняется не только под воздействием экономических, политических и культурных условий, но и в силу внутренних процессов своего развития, поэтому все социальные проблемы современности, так или иначе, затрагивают семью, влияют на ее способность выполнять свои многочисленные функции.

Функции семьи подразумевают под собой способы проявления активности, определённые действия по реализации потребностей семьи. Помимо своих основных функций, к которым относятся репродуктивная и социализирующая, семья выполняет и ряд дополнительных функций, в том числе и рекреационную.

Эта функция семьи приобретает всё большее значение на современном этапе развития общества. В условиях ускоряющегося темпа жизни, роста социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Стоит также добавить, что рекреационная функция способствует организации рационального досуга и отдыха.

По данным К. Леш, в современной семье дети как объект и вид деятельности стоят на первом месте среди других форм проведения досуга (общение с друзьями, спорт, общение с родственниками). По мнению большинства супругов, совместное проведение свободного времени с детьми оказывает положительное влияние на микроклимат семьи, повышает жизнестойкость, несмотря на то, что дети сами по себе являются стрессовым фактором [цит. по: 3, с. 47].

В то же время отечественные авторы отмечают уменьшение возможностей для качественной реализации рекреационной функции семьи. В частности, И. Ф. Дементьева констатирует, что сейчас немногим более 15 % семей могут проводить отпуск в учреждениях организованного семейного типа [1, с. 153].

По данным аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, под эгидой которого проводилось исследование в сентябре-ноябре 2011 года с участием 1314 подростков и молодежи, а также 567 родителей детей школьного возраста, было выявлено, что 22 % обследованных семей являются неполными, только в 15 % из них, помимо родителей, есть другие взрослые люди, которые могли бы контролировать свободное время детей и подростков. Данный аспект влияет на рациональное проведение досуговой деятельности ребенка. Так, 48 % школьников видят основным занятием в свободное время просмотр теле- и видеопрограмм, 35 % — чтение и книг, 11 % — работу по дому, земельному участку, 6 % вообще предпочитают ничем не заниматься. Хочется отметить, что если экстраполировать последнюю категорию детей, выбравших своей основной деятельностью избегание любых занятий, на общую численность школьников Краснодарского края, то получится довольно большая сумма тех, чей отдых организован иррационально [2].

На основании представленных данных можно заключить, что дефицит «семейного времени» способствует тому, что семья перестаёт полноценно выполнять функцию «психологического убежища», характер взаимодействий между её членами может становиться все более отстраненным.

Именно поэтому нам представилось целесообразным проведение исследования, выявляющего проблемы и перспективы организации досуга детей дошкольного возраста. Исследование проводилось в декабре 2012 года, оно носило разведывательный характер. В качестве основной цели мы обозначили следующее: определить, насколько актуальной для Находкинского городского округа является потребность в развлекательных детских центрах и прочих заведениях, предлагающих услуги по организации досуга дошкольников. Общий объем выборочной совокупности составил 37 человек (14 мужчин и 23 женщины).

Перейдем к описанию результатов исследования. По мнению большинства опрошенных, детские развлекательные центры, где имеется возможность провести свободное время с детьми, в нашем городе есть, но их недостаточно. Данную точку зрения разделяют 65 % респондентов, 30 % полагают, что, в целом, обеспеченность неплохая и лишь 5 % опрошенных отметили, что в Находке имеется достаточное количество заведений, где можно с пользой провести время с ребенком.

Таким образом, с большой долей уверенности можно сказать, что необходимо предпринимать конкретные действия, направленные на улучшение организации досуга детей дошкольного возраста. Это подтверждается результатами ответов на вопрос: «Как Вы думаете, что необходимо сделать для того, чтобы досуг детей был более разнообразным и полезным≤». Самой простой и действенной мерой, по мнению респондентов, является увеличение количества современных, хорошо оборудованных детских площадок в непосредственной близости от дома. Этот вариант выбрали 41 % опрошенных. Такое же количество принявших участие в опросе считают необходимым строительство развлекательных игровых центров. Плюс ко всему респонденты отмечали, что необходимо приобщать детей к труду и творчеству, увеличить заработную плату родителей и т. п.

Следовательно, можно предположить, что в детских развлекательных центрах Находкинского городского округа стоимость предоставляемых услуг довольно высока. Данную гипотезу мы проверяли с помощью вопроса: «Какую денежную сумму Вы тратите при посещении детского развлекательного центра≤». 3 % тратят в пределах от 150 до 299 рублей; 19 % — 300–499 рублей; 32 % — 500–800 рублей; 22 % воздержались от ответа; 24 % респондентов готовы потратить за одно посещение детского развлекательного центра более 800 рублей. Очень примечателен тот факт, что женщины более экономно расходуют денежные средства, предпочитая не превышать лимит в 500 рублей. Что касается мужчин, то их траты в детском развлекательном центре начинаются от 400 рублей.

Учитывая то, что стоимость разового посещения детских развлекательных центров достаточно высока, и не каждая семья может себе это позволить, необходимо выявить дополнительные формы организации свободного времени детей-дошкольников. В качестве таковых респонденты обозначают: прогулки во дворе собственного дома (30 %), просмотр кинофильмов, телепередач (27 %), посещение детских развлекательных центров (24 %). Кроме того, 19 % респондентов отметили, что они стараются посещать со своими детьми выставки, цирковые представления, выезжать на природу, заниматься рукоделием, читать книги и т. п. Мужчины на первое место ставят прогулки с ребенком во дворе собственного дома, второе место занимает просмотр телепередач и кинофильмов. Женщины же, наоборот, предпочитают проводить время с ребенком в развлекательных центрах, нежели гулять во дворе собственного дома или просматривать кинофильмы.

В целом, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в семье подрастающее поколение получает первый социальный опыт, который затем расширяется и углубляется по мере включения формирующейся личности в другие, более широкие общности. Семья является той непосредственной средой, где под влиянием тех общностей, в которые входят родители, происходит формирование и развитие личности ребенка.

Современный идеал семьи предполагает, что родительско-детские отношения в эмоциональном плане выступают как взаимная любовь, взаимная поддержка, защита, помощь, вера друг в друга, гордость друг другом и т. д. В тех семьях, где этот идеал хотя бы частично реализуется, складывается благоприятная эмоциональная атмосфера.

Также к этому следует добавить и то, что в современном обществе, основанном на отношениях конкуренции и индивидуализма, семья стала олицетворять практически единственный источник эмоциональной опоры для своих членов. Особенно это характерно для нашей страны. В настоящее время в России многие семьи, даже обладая прожиточным минимумом и «нормальным» потребительским стандартом, живут под угрозой утраты этого стандарта и вынуждены постоянно бороться за его сохранение. Подобная объективная ситуация часто сосредотачивает мотивы поведения личности на элементарных потребностях физического существования, укрепляет у человека ориентацию на выживание («прожить как-нибудь», «остаться на поверхности», «сохранить то, что есть»). Если эту стратегию укрепляют семейные роли (отца и мужа, матери и жены), тогда семейные отношения становятся главным, а то и единственным источником положительных эмоциональных переживаний [3, с. 48].

Таким образом, для современной семьи первостепенное значение имеет ее «внутреннее содержание», включающее эмоциональные отношения между членами семьи и семейное общение, досуг. Люди по-прежнему ценят семью как неотъемлемую часть своей индивидуальной судьбы. При этом главная задача государства и общества должна состоять в поощрении семейного образа жизни, создании благоприятных экономических и социальных условий для рождения и воспитания детей.

Литература:

1.                            Дементьева И. Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2004. № 6–7. С. 151–162.

2.                            Ежегодный доклад «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в 2011 году» // SCHOOL54.KUBANNET.RU: официальный сайт МБОУ Гимназия № 54 города Краснодара. URL: http://school54.kubannet.ru> docs/problema.doc

3.                            Елизаров А. Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2003. № 1. С. 42–49.

4.                            Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М.: Политиздат, 1979. 368 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle