Библиографическое описание:

Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 357-359.

Рассматриваются вопросы развития и формирования целостной личности, выявления и развития научно-творческих способностей школьников на примере реализации социально- образовательного проекта «Юные исследователи» (г.Пенза).

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одной из важных форм внеклассной работы, направленной на повышение уровня учебной подготовки, активности и личного развития учащихся, является проектная деятельность школьников (одна из инновационных технологий, используемых в школьной образовательной практике). Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества. Методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умение решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте. Это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Работая над проектами, учащиеся овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, самоутвердиться, ощутить радость успеха. Занимаясь проектной деятельностью, школьники развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения в различных ситуациях. Они получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними.

«Юные исследователи» представляет собой образовательный социальный проект, направленный на раскрытие творческого и научного потенциала школьников, а так же популяризацию научной деятельности. Проект реализуется путём создания сети научных кружков в школах, которыми руководят аспиранты и студенты Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС) и Пензенского государственного университета (ПГУ).

Реализация проекта направлена на достижение следующих целей:

-          развитие у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития;

-          выявление и помощь в раскрытие потенциала школьников;

-          популизация научно-исследовательской деятельности;

-          развитие материально — технической базы школ;

-          обеспечение работой студентов и аспирантов;

-          получение педагогического опыта аспирантами;

-          создание кадрового научного потенциала для ВУЗов;

-          более тесное взаимодействие школ и ВУЗов.

В пилотном варианте проекта задействованы группы школьников из различных школ г. Пензы общим количеством около 30 человек. С ними регулярно (каждую неделю) проводятся занятия в виде научных консультаций по различным научным направлениям:

-          экология и безопасность в техносфере,

-          общественные, социально-гуманитарные науки,

-          естественнонаучные дисциплины,

-          современные материалы и технологии.

В дополнении предлагаются и мастер-классы по различным профилям, например, таким как:

-          основы предпринимательства;

-          социальное проектирование;

-          личностный рост.

Школьники регулярно участвуют в конкурсах, семинарах и научно — практических конференциях с публикациями научных докладов (было опубликовано 20 статей) по различной тематике; получено более 15 грамот и благодарственных писем.

В настоящее время организационная структура проекта представляет собой следующую схему: руководитель проекта, научные консультанты (профессорско-преподавательский состав ВУЗов г.Пензы), студенты старших курсов и аспиранты, которые непосредственно осуществляют руководство кружками. Успешной реализации проекта способствует сплочённость собранной команды единомышленников, а так же привлечение к работе в проекте профессорско-преподавательского состава в виде консультантов. Руководители проекта среди студентов и аспирантов являются членами «Команды менеджеров социальной сферы» (организована «Агентством стратегических инициатив»), Молодёжного правительства Пензенской области, регионального отделения «Союз молодых строителей» и других общественных организаций.

В ходе реализации социального проекта было организовано проведение открытого научного конкурса учащихся «Юные таланты России» в рамках научного “Сурского Молодежного Инновационного Форума — 2012”(рис.1,2), который проводился на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства при поддержке Министерства образования Пензенской области и Управления инновационной политики и специальных проектов Правительства Пензенской области.

Рис. 1

Рис. 2

В настоящее время ведётся подготовка к проведению городской конференции, посвящённой экологии и техносферной безопасности. Наряду с этим совместно с Молодёжным правительством Пензенской области планируется провести конкурс научных работ среди учащихся старших классов, посвящённый 70-летию Сталинградской битвы.

В своей деятельности авторы и руководители проекта при работе со школьниками используют принципы тотальности (ко всем школьникам выдвигались одинаковые требования и давались равные знания) и индивидуальности (ко всем школьникам применялся индивидуально-ориентированный подход). Именно совместное применение этих двух принципов в ходе работы позволило получить максимально эффективные результаты.

Проект был успешно представлен и на межрегиональной X выставке-ярмарке «Образование и карьера» (21–22 марта, г.Пенза).

План развития проекта представляет собой создание сети научных кружков, организованных путём закрепления за каждой школой (или ряда школ) группы аспирантов с несколькими студентами старших курсов (представителей какой-либо научной школы). Данный коллектив смог бы проводить работу со школьниками, выявляя наиболее активных и талантливых среди них и нацеливая их на участие в научной исследовательской деятельности ВУЗа уже с 1 курса. При дальнейшем развитии проекта планируется расширить список научных направлений научной деятельности (архитектура и строительство, информационные технологии, творческие дисциплины) и увеличить тематику мастер-классов за счёт привлечения дополнительных руководителей кружков из различных ВУЗов г.Пензы.

В связи с тем, что руководители проекта работают на общественных началах, ведётся активная работа по привлечению средств со стороны (предприниматели, общественные организации, ВУЗы, профильные министерства и департаменты). Помощь оказывается не только в виде материальных, но и иных ресурсов (административных, информационных и т. д.). Полученные материальные ресурсы пошли на оплату апробацию научных исследований, а так же на поощрение участников проекта.

Для более успешной реализации проекта необходима поддержка органов исполнительной власти, а именно:

-          придание проекту правового статуса на региональном уровне;

-          выделение ставок (официально устроить на работу педагогами дополнительного образования) для руководителей кружков с дифференцированной системой оплаты (она должна зависеть от полученных результатов, а не от количества школьников в кружках);

-          выделение или приобретение необходимых материалов, приборов и оборудования для научно-исследовательской работы (распределение материально-технической базы требует согласования с региональным Министерством образования, руководством школ и руководителями научных кружков).

Социально-образовательный проект «Юные исследователи» успешно занимается решением вопросов развития и формирования целостной личности, выявлением и развитием научно-творческих способностей, индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатств. Иначе говоря, решает многие актуальные задачи в системе общего школьного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle