Проектная деятельность как условие роста социальной активности младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 11.04.2018

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Зисман М. С. Проектная деятельность как условие роста социальной активности младших школьников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 27-29. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14108/ (дата обращения: 20.06.2018).



На ступени начального обучения младшие школьники стараются проявить себя во «взрослых делах», в различных видах деятельности помимо учебной. Одним из таких видов, несомненно, является проектная деятельность. С помощью социального проектирования школа решает очень важную задачу, воспитывает не просто образованных, а еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать и за себя, и за страну.

Ключевые слова: социальная активность, младший школьник, проектная деятельность.

Мгновенный рост инновационных преобразований, касающихся самых различных сфер жизнедеятельности человека, стал на сегодняшний день обязательной реалией общественного развития. Везде стали наиболее востребованы люди, которые могут быстро и эффективно социализироваться в изменяющемся сообществе.

Современная образовательная организация тоже не стоит на месте. Модернизация системы отечественного образования обозначила как одну из важнейших задач российской школы — это не только повышение качества образования, но и проблему формирования социальной активности личности. Личности, плодотворно живущей в современных условиях, умеющей эти условия изменять и преобразовывать, самостоятельно видеть и принимать верные, жизненно значимые решения; личности, имеющей активную жизненную позицию и способной самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности.

Что же такое социальная активность? Можно найти множество определений этого понятия. Например, А. С. Капто рассматривает социальную активность человека как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества» [8, с. 422], а в исследованиях Т. В. Тищенко социальная активность представлена как «готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность»; социальная активность с точки зрения Л. Н. Жилиной — это «неравнодушие, сказывающееся во всем поведении личности в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями» [9, с. 25]. Но нам кажется, что следует остановиться на определении, данном В. З. Коганом, а именно: «Социальная активность — это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность является реальным проявлением социальной активности человека» [10, с. 8]. Именно данное определение наиболее четко указывает, что формирование социальной активности возможно только в процессе включения личности в деятельность.

Социальная активность не может возникнуть просто так, не имея определенных предпосылок. Для ее проявления и развития нужна целенаправленная работа, которую следует организовывать и проводить, начиная еще в дошкольном возрасте. Ведь именно в этот период закладывается основа личности, появляются и развиваются новые многообразные отношения с окружающим миром. В ходе развития в жизнь ребенка приходят и усваиваются им различные социальные нормы и правила, меняется и совершенствуется его поведение, а поступки становятся социально значимыми. Само его развитие, как процесс, протекает не пассивно, а происходит в русле активного взаимодействия ребенка с социумом:появляется и развивается умение демонстрировать свою инициативу и исполнительность, которые можно рассматривать как составные части, способные характеризовать ценность человека как социального индивида, определять его дееспособность в обществе. Разное соотношение инициативных проявлений и исполнительности начинает формировать собственную социальную активность ребенка, которая развивается и изменяется, сопровождая весь ход становления личности.

Наиболее благоприятен для формирования активной социальной позиции период обучения в начальной школе, который является логическим продолжением развития социализации, истоки которого берут начало еще на ступени дошкольного образования. Благоприятность периода обусловлена вступлением учащихся начальной школы в новую социальную ситуацию, а также вхождением в их жизнь нового вида значимой деятельности — учебной. Развиваясь, младший школьник пополняет объем своих знаний и умений. Совершенствуются и развиваются основные психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, эмоционально-волевые качества. Усложняясь, учебная деятельность становится стимулятором развития и социальной активности, выражающейся в растущей самостоятельности, инициативности, стремлении к социальному успеху.

Именно на ступени начального обучения младшие школьники начинают причислять себя к взрослым, стараются проявить себя во «взрослых делах», в различных видах деятельности помимо учебной. Одним из таких видов, несомненно, является проектная деятельность, занимающая, в соответствие с основными положениями Концепции федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС НОО), одно из значимых и ведущих мест в формировании УУД — универсальных учебных действий, а в частности, в области формирования социально значимых компетенций личности младшего школьника [7, С. 17–18]. Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание уникального продукта [2, С. 228]. Выполнение проекта составляет проектную деятельность [6, С. 11]:

1) они направлены на достижение конкретных целей;

2) они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

Педагогу необходимо при проектировании образовательного процесса четко продумывать каждый шаг, этап учебной деятельности, поэтому рационально разрабатывать не только компонентный ее состав, но и процедуру ее моделирования.

Ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность:

‒ экспериментально-производственная,

‒ информационно-аналитическая,

‒ диагностическая,

‒ научная,

‒ методическая,

‒ образовательная и т. д.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, которая способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

Проектная деятельность позволяет младшему школьнику воспринимать окружающий мир во всей его целостности, побуждает к собственной самостоятельной деятельности, явно утверждает личностный рост школьника, позволяет ему бывать в ситуации радости и успеха, получать признание результативности своей самостоятельной работы и, в целом, способствует росту у младшего школьника положительной самооценки и социальной активности.

Ребёнок, занимающийся проектной деятельностью, кроме прочего, есть не только объект, но и субъект воспитания, который становится способным к активному участию в изменениях окружающего мира и к его преобразованию. В этой деятельности младший школьник учится эмпатии, развивает умения к переживанию, приобретает навыки демонстрации своего отношения и его выражения в различных ситуациях и видах деятельности.

В реализации на практике на ступени начального обучения проектной деятельности педагоги тоже должен знать и уметь:

‒ сущность и особенности инновационных процессов в образовании;

‒ современные концепции, тенденции и стратегии проектной деятельности в образовании;

‒ методы мотивации и стимулирования проектной педагогической деятельности;

‒ способы диагностики затруднений и барьеров в проектной деятельности;

‒ проектирование и моделирование разнообразных педагогических новшеств на основе проблемно ориентированного анализа;

‒ различные способы формирования знаний, умений у обучающихся на основе инновационных педагогических технологий;

‒ критерии оценки эффективности проектной деятельности в развитие социальной активности [3, С. 7–9].

Но невозможно воспитывать других, не владея самому умениями анализировать, сравнивать, обобщать, проектировать, программировать.

В настоящее время проектная деятельность все более становится основным методом обучения обучающихся. Она способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и других положительных качеств личности. Работая над исследовательским или социальным проектом, обучающийся осуществляет выбор, самоопределяется не только по отношению к профессии, но и формирует свою жизненную позицию. Ученик, прошедший путь разработчика учебных и социальных проектов, стал успешным гражданином.

Таким образом, знание и умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития обучающихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Литература:

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М., Воронеж, 2001.
  2. Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер, 2008.
  3. Дамаданова Х. Д. Социальная активность у младших школьников / Дамаданова Х. Д. // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики — № 3–2011.
  4. Демидова С. А., Сорокина И. Р. Развитие социальной активности подростков в школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб. Заневская площадь, 2014.
  5. Петровский А. В. Психология. — М.: Академия, 2002.
  6. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. — М.: Просвещение, 2011.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации — М.: Просвещение, 2010.
  8. Капто А. С. Энциклопедия Мира — М.: Издательский дом «Академия», 2012. — Т.2. — 672 с. 4-е издание, переработанное и дополненное.
  9. Жилина Л. Н., Фролова Н. Т. Проблемы потребления и воспитание личности [Текст]; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Кафедра науч. коммунизма. — Москва: Мысль, 1969. — 175 с.
  10. Коган В. З. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука (Сибирское отделение), 1981. — 186 с

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос