Библиографическое описание:

Твердохлебова Е. А. Социально-экономическое прогнозирование как основа управления развитием территории // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 249-255.

Стремительное и экономическое развитие регионов России, даже при поверхностном рассмотрении, приводит к размышлениям о древнейшем законе природы «выживает сильнейший» и заставляет согласиться с ним. С течением времени меняется лишь смысловое содержание понятия «сила» и возможности стать «сильным», идея остается прежней. Богатый исторический опыт развития стран мира подтверждает, что грамотная деятельность государственной власти может сделать территорию, казалось бы обделенную природой какими либо источниками для развития и обреченную на бедность, сильной и процветающей. Социально-экономической политике присуща особая значимая роль в реализации функций государственного управления. Для современного этапа системы управления социально-экономическим развитием характерно понимание и значение того что для эффективного управления социально-экономическим развитием, прежде всего, необходимо уделить пристальное внимание прогнозированию социально-экономических процессов. Наиболее ярко отражает значение прогнозирования в экономике известное выражение «предупрежден — значит вооружен». Необходимость прогнозов имеет глубокие исторические корни, еще в древности инстинкт самосохранения заставлял людей изучать и предсказывать погоду чтобы быть готовым к ненастьям, приобрести те или иные продукты и товары. Однако только сейчас прогнозирование становится значимой составляющей экономического управления.

В нашей стране социально-экономическое прогнозирование долгое время имело двойственное значение — хотя плановая экономика составляла сущность управления в СССР, технология прогнозирования социально-экономического развития страны с начала 30-х и до 50-х годов в СССР не развивалась. При формировании пятилетних планов (кроме первой пятилетки) их основу составлял не прогноз, а идеи лидеров партии, основанные на простом увеличении показателей предыдущего плана.

Сегодня, в соответствия с Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», государственное прогнозирование социально-экономического развития в Российской Федерации представляет из себя систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно — технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Одной из функций Правительства РФ является обеспечение разработки прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. [1, с. 2]

Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается 1 раз в 5 лет на 10-летний период. На основе долгосрочного прогноза Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, где конкретизируются варианты социально-экономического развития, определяются возможные цели социально-экономического развития, пути и средства достижения указанных целей.

Среднесрочный прогноз разрабатывается на период от 3 до 5 лет и ежегодно корректируется при разработке программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Также, после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Правительство Российской Федерации ежегодно, одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе прогноз социально-экономического развития на предстоящий год. [1, с 1]

Значимость и необходимость качественного прогнозирования сложно переоценить. Главными функциями социально-экономического прогнозирования является:

-        выявление и анализ сложившихся закономерностей и тенденций экономического развития;

-        оценка этих тенденций в будущем и учет их положительных и отрицательных последствий;

-        предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем;

-        выявление возможных альтернатив развития в перспективе;

-        накопление информации, позволяющей выбрать верное направление развития экономики.

Таким образом, прогноз ложится в основу определения приоритетов и направлений дальнейших действий. В настоящий момент усиление роли прогнозирования социально-экономического развития в России и регионах связана с Указом Президента России № 596 от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике». В соответствии с указом, «Правительство РФ должно планировать свою работу на основе стратегического планирования, не заниматься решением частных, хотя и важных задач, т. к. развитие страны — это системная задача, которая может быть решена только на основе системного подхода и системных решений» [3, с. 1]. Адля эффективных управленческих решений необходима информационная основа — качественный прогноз социально-экономического развития, т. е. к чему мы придем через заданный интервал времени при сложившихся условиях и тенденциях.

В настоящее время насчитывается порядка 150 методов прогнозирования, в тоже время на практике широко используются при социально-экономическом прогнозировании только 20–30 из них. Классификация наиболее распространенных методов прогнозирования приведена на рисунке (см. Рисунок 1) [4, с. 1].

Рис. 1. Классификационная схема методов прогнозирования

Каждый уровень детализации методов определяется своим классификационным признаком: степенью формализации, общим принципом действия, способом получения прогнозной информации.

По степени формализации все методы прогнозирования делятся на интуитивные и формализованные.

Интуитивное прогнозирование применяется тогда, когда объект прогнозирования либо слишком прост, либо настолько сложен, что аналитически учесть влияние многих факторов практически невозможно. В зависимости от общих принципов действия интуитивные методы делят на две группы: индивидуальные экспертные оценки и коллективные экспертные оценки. В группу индивидуальных экспертных оценок можно включить следующие методы (по принципу — способ получения прогнозной информации): метод интервью, аналитические докладные записки, написание сценария и пр. В группу коллективных экспертных оценок входят следующие методы: анкетирование, метод комиссий, метод мозговых атак и пр. Полученные экспертные оценки используют как конечные прогнозы или в качестве исходных данных в комплексных системах прогнозирования.

Формализованные методы используются в том случае, когда информация об объекте прогнозирования носит в основном количественный характер, а влияние различных факторов можно описать с помощью математических формул. Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет обеспечить деятельность по обработке информации и оценке полученных результатов. [3, с. 2].

Существуют и используются в работе современные компьютерные технологии прогнозирования, основанные на интерактивных статистических методах прогнозирования с использованием баз эконометрических данных, имитационных (в том числе на основе применения метода статистических испытаний) и экономико-математических динамических моделей, сочетающих экспертные, математико-статистические и моделирующие блоки.

На сегодняшний день существует большое количество программно-инструментальных решений, позволяющих строить прогнозы. Они могут быть подвергнуты классификации по следующим признакам: по сфере применения, реализуемым методам, квалификации пользователя, степени готовности к эксплуатации.

Перечень распространенных программных решений в соответствии с указанными признаками приводится в таблице:

Таблица 1

Название инструмента

Сфера применения

Реализуемые модели

Требуемая подготовка пользователя

Готовность к эксплуатации

Microsoft Excel, OpenOffice.org

широкого назначения

алгоритмические, регрессионные

базовые знания статистики

требуется значительная доработка (реализация моделей)

Statistica, SPSS, E-views, Gretl

исследовательская

регрессионные нейросетевые

специальное математическое образование

коробочный продукт

Matlab

исследовательская, разработка приложений

алгоритмические, регрессионные, нейросетевые

специальное математическое образование

требуется программирование

ForecastPro, ForecastX

бизнес-прогнозирование

алгоритмические

не требуются глубокие знания

коробочный продукт

iLog, AnyLogic, iThink, Matlab Simulink, GPSS

разработка приложений, моделирование

имитационные

требуется специальное математическое образование

требуется программирование (под специфику области)

Зарекомендовавшими себя представителями программных решений, реализующих современные методы статического анализа и прогнозирования данных, являются: SPSS, SAS, STATISTICA, STATGRAPHICS, STADIA. И др. При этом следует отметить, что, не смотря на наличие достаточно большого числа программных решений для осуществления прогнозирования, рынок данного продукта на настоящий момент достаточно монополизирован [4, с. 12]..

Для получения согласованных и непротиворечивых прогнозов показателей социально-экономического развития учитывается существование взаимосвязи и взаимодействие между прогнозными показателями. Например, существует устойчивая зависимость между динамикой населения, параметрами развития экономики и социальной сферы. Демографические показатели оказывают влияние на трудовые ресурсы, а последние оказывают влияние на развитие экономики, а также служат исходной базой для прогнозов объемов и структуры потребления, доходов и расходов населения. Взаимосвязи между основными показателями социально-экономического развития субъекта Российской Федерации ниже (см. Рисунок 2) [4, с. 17].

Рис. 2. Взаимодействие между укрупненными блоками показателей социально-экономического развития

Таким образом, прогноз охватывает крупнейшие блоки социально-экономического развития, что позволяет использовать его в различных ситуациях различным категориями людей, будь то руководители органов власти, руководители крупных компаний или небольшие частные предприниматели, население региона или крупные иностранные инвесторы и т. д.

Прогноз социально-экономического развития страны формируется на основе соответствующих прогнозов регионов. Которые в свою очередь, формируют прогноз совместно с органами статистики, органами местного самоуправления, общественными объединениями и т. д. При этом используя сценарные условия развития России и других стран, данные о ценовых колебаниях на товары монополий и др., которые рекомендуются к использованию Минэкономразвития РФ.

В Ульяновской области практика формирования прогноза и его использования при принятии управленческих решений в различных сферах применяется уже длительное время.

Министерством экономики и планирования Ульяновской области разработан долгосрочный прогноз социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2030 года, ежегодно разрабатывается среднесрочный прогноз социально-экономического развития региона на ближайшие 3 года.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Ульяновской области на 2013 год и на период до 2015 года

Показатели

Единица измерения

2013

2014

2015

1. Демографические показатели

Численность постоянного населения (среднегодовая)

тыс. человек

1272,70

1268,50

1266,20

 % к предыдущему году

99,50

99,70

99,80

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

число лет

70,00

70,50

71,00

Коэффициент естественного прироста населения

на 1000 человек населения

-2,40

-1,50

0,00

2. Валовой региональный продукт

Индекс физического объема валового регионального продукта

 % к предыдущему году в постоянных основных ценах

104,50

105,00

106,00

Индекс-дефлятор объема валового регионального продукта

 % к предыдущему году

106,00

106,00

106,00

2. Промышленное производство

Индекс промышленного производства

 % к предыдущему году

105,00

106,00

108,00

3. Сельское хозяйство

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

млн.руб.

35102

38955

42561

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

 % к предыдущему году

110

105,6

104,7

4. Рынок товаров и услуг

Индекс потребительских цен

декабрь к декабрю предыдущего года, %

106,30

105,70

105,30

 % к предыдущему году в сопоставимых ценах

105

101,6

102,6

Объем платных услуг населению

млн. руб.

40676,25

46961,54

54418,09

 % к предыдущему году в сопоставимых ценах

108,30

108,00

108,50

Индекс-дефлятор объема платных услуг

 % к предыдущему году

105,00

106,90

106,80

5. Инвестиции

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования

млн. руб.

80945,11

95361,43

111820,82

Индекс физического объема

 % к предыдущему году в сопоставимых ценах

108,00

110,00

110,00

Индекс-дефлятор

 % к предыдущему году

107,30

107,00

107,00

6. Денежные доходы и расходы населения, труд и занятость

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению

 % ко всему населению

16,00

15,00

14,00

Уровень безработицы (по методологии МОТ)

 %

6,00

5,90

5,80

Нормативно-правовую основу формирование прогноза социально-экономического развития составляют:

-     Бюджетный кодекс РФ (ст.173);

-     Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

-     Постановление Правительства Ульяновской области от 4 июля 2011 г. № 302-П «Об утверждении порядка разработки прогноза социально-экономического развития Ульяновской области» и др. При формировании прогнозных параметров используются Сценарные условия, основные параметры прогноза — социально-экономического развития РФ и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на прогнозный период.

При формировании прогнозных данных, в обязательном порядке используются данные, рекомендуемые и предоставляемые регионам Минэкономразвития РФ:

-     Исходные условия для формирования вариантов развития экономики на прогнозный период;

-     Изменение цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора на прогнозный период;

-     Основные показатели прогноза макропараметров социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозный период;

-     Индексы промышленного производства;

-     Прогноз показателей инфляции и системы цен;

Также в Ульяновской области формируются ежемесячные прогнозы социально-экономического развития, которые включают основные показатели, характеризующие ситуацию в регионе. Это позволяет, оценив текущую ситуацию, предотвратить какие-то нежелательные моменты социально-экономического развития, своевременно принимать необходимые управленческие решения.

Как показывает практика, активное использование прогнозных данных при формировании экономической политики, а также рост количества пользователей со стороны населения, требует роста качества и достоверности прогнозирования процессов. На практике выполнение данного требования сталкивается с рядом проблем.

1.                  Как правило, на сравнительно небольших территориях, будь то город, район, область, социально — экономическое положение формируют предприятия и организации, крупнейшие, крупные в своем виде деятельности, существуют также градообразующие предприятия. В соответствии с действующим законодательством, предприятия обязаны предоставлять информацию о своей деятельности только в органы статистики, которые в свою очередь гарантируют конфиденциальность информации. Перед Правительством и исполнительными органами власти никаких законодательно закрепленных обязательств нет. В результате, прогнозирование процессов сводится лишь к анализу фактических данных, «слепо, только на ощупь», не видя реальных планов деятельности предприятий, которые могут оказать значительное влияние на общую социально-экономическую ситуацию на территории. Будь то изменение объема производства, уровень заработной платы, кадровая политика, которая определяет занятость населения и т. д.

В связи с вышеизложенным эффективным бы стало законодательно закрепленное сотрудничество органов исполнительной власти, осуществляющих разработку прогнозов, с предприятиями и организациями, имеющими значительный вес в формировании прогнозируемых показателей. Сотрудничество должно реализовываться через конструктивную работу — с одной стороны предоставлением достоверных данных предприятиями, с другой гарантия их использования только для служебных целей, а именно для формирования достоверных данных о социально-экономической ситуации на настоящий момент и перспективу, а также для выявления «узких мест» в социально-экономическом развитии, их причин и выработки эффективных управленческих решений.

2.                  Отсутствует четкая грань и понимание между параметрами прогноза социально-экономического развития и целевыми параметрами, разрабатываемыми органами власти в качестве ориентира при выполнении определенных действий (реализации программ, осуществление господдержки и т. д.). Следует понимать, что эти два понятия несут различное содержание и могут значительно отличаться. Прогнозный параметр (значение) — это оценка, предполагаемая ситуация в будущем, которая вероятнее всего сложится при существующих условиях и тенденциях Здесь отсутствует возможность как то повлиять на результат, отсутствует ответственность. Целевой параметр — своеобразный эталон, к чему надо стремиться и нужно достичь. Здесь присутствует возможность влиять на результат, и существует ответственность за достижение обозначенного результата. Данное понимание важно для постановки оптимальных ориентиров и правильной оценке результатов реализуемых действий. Заблуждение в данных понятиях характерно для населения, это может повлечь ошибочное понимание работы органа власти и оценки эффективности работы.

3.                  В связи с стремительно выросшей ролью прогноза в системе управления, кадровая политика органов власти, система образования не успевает обеспечить этот сектор работы надлежащим количеством квалифицированных специалистов. Кадровый голод оказывает негативное влияние на качество выполнения поставленных задач. Данная проблема вполне решаема даже на региональном уровне в отдельно взятой структуре (институт наставничества, увеличение количества работников в соответствии с увеличением нагрузки), положительный эффект дадут семинары и тренинги.

Социально-экономическое прогнозирование в настоящий момент приобретает все большую актуальность и востребованность. И естественным следствием является активный процесс совершенствования техники прогнозирования, обеспечения точности прогнозов. Это подтверждается и использованием в процессе управлении стратегического, индикативного планирование, и возникновение и внедрение программных решений для разработки прогнозов. Поэтому для совершенствования механизма управления социально-экономическим развитием территории, необходимо создать условия для формирования качественного прогноза социально-экономических параметров.

Литература:

1.         Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

2.         Указ Президента России № 596 от 7 мая 2012 года «О долгосрочнойгосударственной экономической политике»

3.         Карасёв А. Б. Прорывная инновационная программа Президента РФ Путина В. В. «О долгосрочной государственной экономической политике» (Стратегии). Указ Президента РФ № 596 от 07.05.12: статья //Госбук. — 2012. http://www.gosbook.ru/node/60008

4.         Методические рекомендации Минэкономразвития РФ по заполнению формы и к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

5.         Федоров Н. В., Кураков Л. П..Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации: научное издание. — Москва.: «Пресс-сервис» 1998. –С.34.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle