Библиографическое описание:

Агафонова Е. А. Использование Интернет-ресурсов с целью формирования коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 651-654.

Для реализации целей современной системы образования мировая педагогика взяла ориентир на гуманистическую педагогику, личностно ориентированный подход, которые должны стать главным стратегическим направлением развития современной системы образования. При этом личность ученика, студента должна стать в центре внимания педагога, психолога, а деятельность учения, познавательная деятельность — ведущей в тандеме учитель — ученик (Е. С. Полат). Личностно ориентированный подход позволяет учащемуся стать активным участником познавательного процесса, применять приобретенные знания, решать разнообразные проблемы в сотрудничестве, что требует использования соответствующих коммуникативных умений. Свободный доступ к информационным ресурсам в информационном обществе предоставляет возможность всестороннего исследования той или иной проблемы и формирования собственного мнения. [1]

С появлением Интернета, который не только объединяет теперь почти все страны мира, но и является неисчерпаемым источником информации, коренным образом изменилась ситуация в системе высшего и среднего образования. В век информационных технологий информационное обеспечение системы образования не может ограничиваться такими источниками как учитель, учебник, учебные или справочные пособия, средства массовой информации. В этом случае мощнейшим источником получения информации является Интернет.

Как известно, основной целью обучения иностранному языку, как в школе, так и в любом вузе, является формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция включает следующие аспекты:        

-                    знание, как использовать язык для различных целей и функций;

-                    знание того, как меняется язык в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации и самих участников этой ситуации;

-                    умение создавать, читать и понимать тексты различного типа и характера;

-                    умение поддерживать разговор при ограниченной лексической и грамматической базе. [2]

Коммуникативная компетенция в современном её понимании также предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. Именно Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т. е. он создает естественную языковую среду.

Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности — обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. В соответствии же с психологической теорией деятельности обучение любому виду деятельности происходит в процессе её выполнения, действий и операций, с ней связанных. Поэтому для обучения студентов различным видам речевой деятельности необходимо предоставить практику каждому из них в том виде речевой деятельности, которой он в данный отрезок времени овладевает. В основе формирования умений в любом виде иноязычной речевой деятельности лежат слухомоторные навыки. Следовательно, приоритет в обучении иностранному языку принадлежит устным упражнениям. В этом основная специфика предмета и основная трудность преподавания, особенно если речь идет о формировании умений говорения. [3]

При подготовке выпускников неязыкового вуза необходимо учитывать и специфику их будущей деятельности, чтобы они смогли работать с информационными материалами, полученными из разных источников, в том числе и из Интернета, как на русском, так и на иностранном языках, самостоятельно приобретать знания, уметь грамотно работать с информацией. Другими словами, будущие специалисты должны самостоятельно мыслить критически и творчески, уметь видеть проблему и искать пути ее решения, используя современные технологии, уметь применять полученные знания, а также генерировать новые идеи. В этом случае формирование коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза при работе с иноязычной информацией из сети Интернет приобретает особую значимость.

Прежде всего, важно определиться, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранным языкам могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная сеть. Наиболее важными учебными задачами, которые реализуются при обучении иностранному языку с использованием Интернет-технологий являются:

-                    развитие умений иноязычного общения в разных сферах и ситуациях;

-                    формирование и совершенствование языковых навыков;

-                    развитие навыков самостоятельной и исследовательской работы обучающихся за счет специально организованной деятельности с использованием Интернет-технологий, что способствует инициированию самостоятельной деятельности и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

-                    повышение мотивации и создание потребности в изучении иностранного языка;

-                    реализация индивидуального подхода посредством учета индивидуальных особенностей обучающихся за счет использования коммуникативных служб сети Интернет;

-                    формирование коммуникативных навыков и культуры общения.

Кроме того, интеграция информационных ресурсов в учебный процесс позволяет более эффективно решить ряд следующих дидактических задач:

-                    формирование навыков и умений чтения при непосредственном использовании материалов сети разной степени сложности;

-                    совершенствование умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов сети, представленных преподавателем или кем-то из обучающихся;

-                    углубление культуроведческих знаний, включающих в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

-                    пополнение словарного запаса, как активного, так и пассивного, специализированной лексикой и профессиональными терминами;

Использование всемирной сети на занятиях по иностранному языку предполагает широкий выбор возможностей как для студента, так и для преподавателя:

-                    преподаватель может до занятия в медиатеке вуза, если такая имеется, или со своего домашнего компьютера подобрать те или иные аутентичные материалы для чтения по специализации, изучаемой студентами;

-                    провести в группах обсуждение, дискуссию по той или иной проблемной информации, полученной из ресурсов сети, а затем организовать общую дискуссию всей группы;

-                    использовать материал, содержащий страноведческий аспект изучаемого языка, полученный в виртуальных библиотеках;

-                    использовать материалы электронных грамматических справочников, предлагаемых в них упражнений, а также лексических справочников, словарей, справочников страноведческого характера. [4]

Основными видами учебной деятельности студентов с применением Интернет-технологий, способствующей формированию коммуникативной компетенции, являются: работа с веб-сайтами, ориентированными на обучение иностранному языку; использование сети Интернет, как источника аутентичных материалов о культуре страны изучаемого языка; проведения веб-форумов или телекоммуникационных проектов, а также применение Интернет-технологий для разработки и проведения веб-квест проектов.

Второй вариант использования возможностей Интернета подразумевает внеаудиторную самостоятельную работу по выполнению специально подготовленных задач при широком использовании заранее обозначенных возможностей глобальной сети. Самостоятельная работа в данном случае построена таким образом, что дает возможность обучающемуся выполнять учебные задачи в любом удобном ему месте с точкой доступа в Интернет.

Внеаудиторный вариант интеграции Интернет-технологий позволяет:

-                    учитывать индивидуальные особенности обучающихся, предоставляя им большую свободу во времени и информационном пространстве для действий;

-                    минимизировать техническую сложность поставленных задач путем учета уровня владения компьютером и навыков работы в Интернете;

-                    оптимально интегрировать формы использования Интернет-технологий обучения с учетом основных аспектов учебного процесса при обучении иностранному языку с минимальными затратами.

Можно выделить две основные группы самостоятельной деятельности, осуществляемые в сети Интернет при изучении иностранного языка. Они представляют собой спланированный и контролируемый учебный процесс, требующий от преподавателя особых знаний, умений и навыков по работе с компьютером и сетью Интернет, а также знания методик по использованию и интеграции Интернет-технологий в процессе обучения:

1.                 самостоятельная работа с электронными ресурсами, которая предполагает специально организованный поиск, анализ и преобразование информации, а также специально организованное участие в веб-проектах;

2.                 специально организованное общение посредством электронной почты и форума.

Самостоятельной работе по поиску, анализу и преобразованию информации из сети Интернет наиболее полно соответствует следующая классификация типов заданий на основе электронных ресурсов при учете уровней владения иностранным языком (начальный, средний, продвинутый).

1.                 Список тематических ссылок (hotlist) — подразумевает работу с электронными ресурсами в качестве дополнительного материала по изучаемой теме, что позволяет более полно рассмотреть изучаемую тему или ее аспект; создание ссылок по грамматике иностранного языка, профессиональному иностранному языку и т. д. со своими упражнениями с обзором сайтов по этому вопросу;

2.                 «Охота за сокровищами» (treasure hunt) — включает поиск и отбор определенного количества ссылок по теме, обычно 10–15; составление вопросов к каждому информативному сайту. В конце студенты должны сформулировать ключевой вопрос, требующий логического заключения и направленный на широкое понимание темы. Данное задание нацелено на формирование объективных знаний по теме и ориентировано на объективные факты. Его можно предложить для всех уровней владения иностранным языком.

3.                 Образец постановки проблемы (subject sampler) — представляет собой отобранный список ссылок на электронные ресурсы, которые предлагают обучающимся сделать что-либо: прочитать; посмотреть и т. д. После чего они должны выразить собственную точку зрения, исходя из прочитанного, жизненного опыта или интерпретировать произведения искусства и т. д. Это задание ориентировано на субъективную оценку какого-либо вопроса или проблемы, и больше подходит студентам со средним или продвинутым уровнем владения иностранным языком. [5]

Итак, работа с информацией в рамках аудиторной и внеаудиторной деятельности — одна из главных задач обучения иностранным языкам, а цель овладения коммуникативной компетенцией является наиболее востребованной любыми категориями студентов, изучающих иностранный язык. Образованный человек, который только и может быть востребован в условиях стремительно развивающихся технологий развитых стран мира, должен владеть информацией в своей области. Современные средства связи с партнерами, доступ к информационным ресурсам сети Интернет предполагают свободное владение не только компьютерными технологиями, но и иностранным языком. Путь к успеху во многих областях — доступ к информации и умение работать с ней, разумеется, не только на родном языке.

Литература:

1.                 Полат Е. С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Обучение в сотрудничестве — «Иностранные языки в школе» — МО РФ,2000, № 1

2.                 Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. М., «Русский язык», 1977.- 216 с.

3.                 Комарова Э. П., Спиридова Э. В. Активизация деятельности студентов в процессе самостоятельного понимания неизученных слов при чтении в условиях неязыкового вуза // Пути реализации проблемного подхода в обучении иностранным языкам в вузе. — Воронеж, 1999.

4.                 Сердюков П. И. Компьютер в обучении иностранным языкам «взгляд в будущее» // Иностранные языки в школе. — 2001

5.                 Роль интернет-технологий в формировании коммуникативной компетенции будущих учителей английского языка. URL: http://cis.rudn.ru/document/show.action;jsessionid=CD7677FC52F3FFC9EFC498B975EFE695?document.id=2038

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle