Форум как эффективное средство организации асинхронной самостоятельной работы студентов вуза на базе электронной платформы Moodle в процессе обучения иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.06.2015

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Халтурина О. В., Шувалова М. А. Форум как эффективное средство организации асинхронной самостоятельной работы студентов вуза на базе электронной платформы Moodle в процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1504-1506. — URL https://moluch.ru/archive/91/19812/ (дата обращения: 17.12.2018).

Современные социально-экономические процессы и требования постиндустриального информационного общества задают новые ориентиры развития и модернизации российского высшего профессионального образования, важной особенностью которого сегодня становится «смещение вектора образовательной деятельности в сторону самостоятельной работы». Введение новых образовательных стандартов, отражающих данную тенденцию, предопределяет необходимость изменения не только содержания подготовки будущих профессионалов, но и поиска инновационных способов организации образовательного процесса и самостоятельной работы студентов. В решении данного вопроса все большая роль, несомненно, отводится электронному обучению и современным информационным технологиям [1, с. 3].

В связи с этим становится актуальной проблема выбора и научного обоснования наиболее эффективных средств, технологий, электронных образовательных платформ, которые не только дополнят традиционные методы обучения, но и будут способствовать повышению качества образования, совершенствованию организации самостоятельной работы студентов.

В последнее время широкое применение находит система электронного обучения на базе электронной платформы Moodle — Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environmemt (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Данная платформа признана наиболее популярной в образовательных учреждениях разных стран мира, в том числе и России за счет таких функциональных характеристик как кастомизация дизайна, модульность, гибкость в управлении учебным процессом, простота размещения материалов, управление группами пользователей, применение сервисов веб 2.0 и возможность интеграции с другими web-приложениями [1, с. 13].

Следует отметить, что она ориентирована на технологии обучения в сотрудничестве и позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями. Широкие возможности для коммуникации — одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов — как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами [3, с. 164].

При разработке курса и проведении занятий преподаватель использует такой набор инструментов курса как лекция, глоссарий, форум, чат, тест и т. д., которые реализуют коммуникативные и учебные цели обучения.

Одним из эффективных средств организации асинхронной самостоятельной работы студентов, на наш взгляд, является форум — асинхронное средство общения участников курса для обсуждения вопросов в ходе дискуссии.

Данный инструмент имеет следующие отличительные особенности, которые необходимо учитывать при организации работы:

-        возможность интеграции сервисов веб 2.0 и предоставления информации в разных формах (текст, изображения, аудио, видео);

-        возможность проведения тематических дискуссий. Стандартный общий форум позволяет не только преподавателю, но и студентам начать дискуссию;

-        возможность изменить (откорректировать) свой комментарий в течение 20 мин.

Анализ работ, посвященных организации самостоятельной работы студентов в электронной среде Moodle (М. В. Плеханова [2], И. Н. Хмелидзе [5]), а так же собственный опыт, позволяет сделать вывод о том, что форум может выступать эффективным средством организации асинхронной групповой работы студентов, так как обладает следующими дидактическими характеристиками:

-        Автономность. Позволяет обучающимся организовывать свой учебный процесс в соответствии со своими личностными способностями, уровнем обученности.

-        Многофункциональность. Дает возможность развивать несколько видов речевой деятельности: умений чтения, аудирования, письменной речи.

-        Многоканальное восприятие. Форум позволяет предоставлять информацию в разных формах (видео, аудио, изображение, текст). Это дает возможность задействовать разные органы восприятия, расширяет рецептивные возможности обучающихся.

-        Интерактивность. Позволяет не только получать информацию в разных формах, а так же взаимодействовать с другими пользователями в сети Интернет.

-        Мультимедийность. Допускает использование не только текстовых и графических материалов, но и аудио- и видеоматериалов.

В качестве примера рассмотрим задания, разработанные для курса Практикум по культуре речевого общения на втором иностранном языке (немецкий язык) для будущих лингвистов-переводчиков, целью которого является развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно совершенствование навыков и умений во всех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), формирование адекватного представления об основных закономерностях и современных тенденциях развития изучаемого языка, выработку умений эффективно использовать полученные знания в процессе межкультурного взаимодействия.

С помощью инструмента форум в электронной среде Moodle можно разместить задания, которые будут направлены на развитие разных видов речевой деятельности, а так же интегрировать сервисы веб 2.0 (видеоподкасты, Voki).

Задание 1.

Тема: Здоровый образ жизни

Прочитайте правила здорового питания. Соблюдаете ли Вы эти правила? Почему? Почему нет? Напишите 5–7 предложений об этом. Прочитайте сообщения двух участников курса, прокомментируйте их, задайте 2 вопроса по теме «Здоровое питание». Ответьте на поставленные Вам вопросы.

Задание 2.

Тема: Здоровый образ жизни

Напишите сочинение на тему «Как правильно вести здоровый образ жизни?» (20–25 предложений). Прочитайте сочинение одного участника курса, оцените сочинение, используя следующие критерии:

-                   соответствие содержания теме и объему устного дискурса;

-                   связность и логичность организации текста

-                   разнообразие лексико-грамматического материала

-                   правильность текста в соответствии с лексическими, грамматическими, орфографическими нормами языка

В этом задании участники курса выступают не только в роли студентов, но и в роли преподавателей.

Задание 3.

Тема: Профессия

В качестве примера приведем задание, с использованием сервиса Voki. Voki — онлайн — сервис Веб 2.0, предназначенный для создания мультимедийных контентов [4, с. 897]. Для работы с этим сервисов необходимо сначала зарегистрироваться на сайте http://www.voki.com. После этого c помощью данного сервиса можно создавать своего говорящего аватара, которого можно пересылать по электронной почте, вставлять в блог или интегрировать в электронный курс. Для озвучивания Voki можно просто напечатать текст, и аватар будет произносить его, или записать свой собственный голос с помощью микрофона. При организации работы с данным сервиром на платформе Moodle можно предложить различные задания, например:

Прослушайте текст, ответьте на вопросы. Прокоментируйте сообщение двух участников курса и задайте 2 вопроса по теме «Профессия». Ответьте на поставленные вопросы.

Задание 4.

Тема: Телевидение

На платформе можно создать несколько форумов по интересам на различные темы.

По теме «Телевидение» мы, например, создаем три форума по темам: «Исторические фильмы», «Детективы», «Мелодрамы». Студенты выбирают форум, тема которого им больше всего нравится и в рамках этого форума выполняют следующее задание:

Ответьте на вопросы. Почему Вам нравится этот жанр? Какой Ваш любимый фильм? Порекомендуйте участнику форума фильм этого жанра, кратко опишите сюжет. Прочитайте описание сюжета фильма, который Вам порекомендовали и напишите, хотели бы Вы посмотреть этот фильм или нет и почему.

Значимым фактором для успешной организации работы с форумом будет наличие в каждом задании инструкции, сроков выполнения задания, а так же критериев оценивания.

Так же следует отметить, что существуют разные типы обучающихся, которые в зависимости от своих способностей, особенностей, мотивации проявляют себя по-разному, одни очень активны и мотивированы, другие сдержаны и не сразу вступают в взаимодействие, поэтому при организации работы на платформе необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень владения языком и продумывать, что может быть импульсом для менее активных студентов.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что благодаря таким характеристикам как интерактивность, многоканальное восприятие, автономность, многофункциональность, а так же возможности интеграции сервисов веб 2.0 и предоставления информации в разных формах (текст, изображения, аудио, видео) форум обладает большим потенциалом для организации асинхронной самостоятельной работы студентов, поскольку позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, вовлекать обучающихся в различные формы социального взаимодействия в процессе иноязычного общения, осуществлять взаимообмен мнениями и знаниями, повышает ответственность студентов за свое обучение, создает психологически-комфортные условия для развития разных видов речевой деятельности, развивает навыки аргументации и рассуждения, создает условия для саморазвития.

 

Литература:

 

1.                  Михайлова Н. В. Электронная обучающая среда Moodle как средство организации асинхронной самостоятельной работы студентов вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Оренбург, 2012. — 23 с.

2.                  Плеханова М. В. Особенности организации групповой работы студентов на базе электронной платформы Moodle в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2012 — №. 5 (16) — C. 164–167.

3.                  Рыманова И. Е. Использование среды Moodle для обучения иностранному языку студентов технического вуза. языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2013 — №. 11(29): в 2-х ч. Ч II. — C. 164–167.

4.                  Халтурина О. В. Использование сервиса Веб 2.0 Voki в преподавании иностранных языков // Молодой ученый. — 2014 — №. 8(67). — C. 897–898

5.                  Хмелидзе И. Н. Моор Э. И. Потенциал обучающей среды Moodle в формировании автономии студентов вуза (элективный курс немецкого языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2013 — №. 6 (24): в 2-х ч. Ч I. — C. 205–207.

Основные термины (генерируются автоматически): участник курса, форум, задание, организация работы, самостоятельная работа студентов, здоровый образ жизни, речевая деятельность, учебный процесс, электронная среда, электронное обучение.


Похожие статьи

Использование дидактического потенциала виртуальной...

В тезисах представлено краткое обоснование необходимости создания виртуальной образовательной среды вуза для организации самостоятельной работы студентов. Создание такой среды обусловлено перечнем обязательных федеральных требований...

Организация самостоятельной работы студентов...

В статье рассматриваются особенности процесса организации самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине «Теория и методика детско-юношеского спорта» с применением электронного образовательного курса на базе приложения Moodle.

Электронная обучающая среда как средство повышения...

электронная обучающая среда, онлайн курс, студент, учебный процесс, усвоение знаний, социальный конструктивизм, система управления, онлайн дискуссия, индивидуализация обучения, LMS.

Вики технологии в организации самостоятельной работы на...

Форум как эффективное средство организации асинхронной самостоятельной работы студентов вуза на базе электронной платформы Moodle в процессе обучения иностранному языку.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

· центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

· Внеаудиторную СРС при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Некоторые особенности работы в электронной...

- отсутствие проблем приобретения учебных материалов и пособий. Для реализации задач по повышению эффективности организации самостоятельной работы студентов (СРС) создаются учебные материалы в системе MOODLE (Modular...

Организация самостоятельной работы студентов...

Рассмотрены основные ресурсы и элементы системы дистанционного обучения Moodle, которые используются для самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде.

Дистанционное обучение как форма организации...

Организация самостоятельной работы студентов физкультурного профиля с использованием электронного обучения. Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование дидактического потенциала виртуальной...

В тезисах представлено краткое обоснование необходимости создания виртуальной образовательной среды вуза для организации самостоятельной работы студентов. Создание такой среды обусловлено перечнем обязательных федеральных требований...

Организация самостоятельной работы студентов...

В статье рассматриваются особенности процесса организации самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине «Теория и методика детско-юношеского спорта» с применением электронного образовательного курса на базе приложения Moodle.

Электронная обучающая среда как средство повышения...

электронная обучающая среда, онлайн курс, студент, учебный процесс, усвоение знаний, социальный конструктивизм, система управления, онлайн дискуссия, индивидуализация обучения, LMS.

Вики технологии в организации самостоятельной работы на...

Форум как эффективное средство организации асинхронной самостоятельной работы студентов вуза на базе электронной платформы Moodle в процессе обучения иностранному языку.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

· центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

· Внеаудиторную СРС при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Некоторые особенности работы в электронной...

- отсутствие проблем приобретения учебных материалов и пособий. Для реализации задач по повышению эффективности организации самостоятельной работы студентов (СРС) создаются учебные материалы в системе MOODLE (Modular...

Организация самостоятельной работы студентов...

Рассмотрены основные ресурсы и элементы системы дистанционного обучения Moodle, которые используются для самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде.

Дистанционное обучение как форма организации...

Организация самостоятельной работы студентов физкультурного профиля с использованием электронного обучения. Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов.

Задать вопрос