Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бешук, С. А. Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте / С. А. Бешук, Е. В. Лезенкова, А. В. Елисеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 148-149. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105638/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реализации задач воспитательной деятельности в ДОО и формированию традиционных ценностей у дошкольников. Особое внимание посвящено интеграции вышеуказанной технологии с реализацией задач программы воспитания в ДОО. Содержание воспитательной работы, ориентировано на мотивированное освоение детьми социокультурных ценностей.

Ключевые слова: детская журналистика, традиционные ценности, программа воспитания, медийно-информационное пространство.

Одной из основных целей в области дошкольного образования считается гарантия высокого качества Российского образования, которое не ограничивается только подготовкой воспитанников к обучению в школе, дающей набор знаний, умений и навыков, но связано с воспитанием и включением их в окружающий мир.

Передача накопленного опыта детям является важным условием развития и существования общества, что предполагает наличие обязательной общественной функции — воспитание подрастающего поколения . В социальной и культурной среде человек растёт и развивается. Общество постоянно претерпевает изменения, и воспитательная работа трансформируется, ориентируясь на видоизменяющиеся социальные условия, на возникновение новых потребностей, возможностей, целей и идеалов.

Запросы общества и государства нацеливают педагогов стремиться искать методы эффективной воспитательной деятельности, совершенствовать приёмы и технологии воспитательной работы с учетом обновления единого ядра содержания дошкольного образования в котором воспитание и обучение необходимо объединить в единый образовательный процесс.

Проанализировав и обобщив действующие нормативные документы, определяющие приоритеты государственной политики Российской Федерации, в том числе в сфере образования, а также современные научные подходы, рассматривающие воспитание, в МБДОУ детском саду № 19 города Крымска были созданы условия для реализации инновационных идей воспитательной деятельности по семи направлениям воспитания, которые оказывают влияние на формирование системы ценностей. В ДОО разработана педагогическая модель, основанная на технологии «Детская журналистика», которая заключается в использовании медийно-информационного пространства для активизации интереса воспитанников к деятельности. И тем самым способствует педагогам успешно интегрировать воспитательную работу, направленную на приобщение детей к ценностям российского общества в образовательный процесс.

Работа с детьми в данном направлении представлена в шести форматах, обладающих высоким воспитательным потенциалом, что предполагает организацию разных видов совместной деятельности детей и взрослых: «Читаем вместе», «Смотрим вместе», «Рассуждаем вместе», «Играем вместе», «Трудимся вместе», «Мастерим вместе». Каждую предложенную форму работы мы интегрируем в реализацию проекта, основой которого является развитие социально-коммуникативной активности детей дошкольного возраста посредством медиапространства.

В каждом месяце выделяется «ценность — доминант» в январе — это здоровье, феврале — дружба, в соответствии с перспективным планом работы.

«Мастерим вместе» — это изготовление технологических карт для интервью и репортажа, создание эмблемы и оформления к мероприятиям.

«Рассуждаем вместе»- подготовка и съемка рубрики «Рассуждалки». Воспитанники рассуждают на тему месяца «Что такое здоровье?», «Что такое крепкая дружба?». Каждый блок направлен на развитие у детей умения понимать значение и смысл слов, в которых раскрывается содержание традиционных ценностей.

«Трудимся вместе» — предполагает сбор материала к созданию выпуска «Детских новостей», газеты, социальной рекламы, прогноза погоды. В группах есть интерактивные стенды, на которых ребята отмечают важные даты, интересные факты, происходящие в детском саду в течение месяца. По итогам прошедших событий продуктом совместной деятельности, является — газета. Выпуск новостей закладывает сюжеты и интервью, которые ребята копили в течение месяца. Организация данной работы строится на основе сотрудничества «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый».

В настоящее время медийно-информационное пространство постепенно становится доминирующим в социализации подрастающего поколения. И уже сейчас усиливает свое воздействие на личность и социальное функционирование. Что требует от системы образования подбора методик в области использования данного пространства.

В соответствие с ведущими инновационными идеями коллектив педагогов создал в среде детского сада островок смоделированного медиапространства в формате центра детской телестудии. Центр включает в себя видеокамеры, фотоаппараты, аппаратуру для монтажа материала, звукозаписывающие и световое оборудование. В группах детского сада созданы центры медиатворчества для самостоятельной игровой деятельности дошкольников, оснащённые атрибутами профессий СМИ.

В целях развития коммуникативных способностей детей важно выбрать педагогическое средство, с помощью которого в образовательной среде станет возможным создание свободного опыта продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми в процессе творческих работ, используя медиаресурсы. Свободный опыт предполагает общение детей, высказывание своих творческих идей и мыслей. С помощью организации такой среды воспитанники получают информацию и социальный опыт непринужденно, в игровой, интересной и безопасной для них форме.

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации. Работа в данном направлении тесно связана с социальными партнёрами. Это телевидение, учреждения культуры и спорта. Важную роль в реализации и внедрении технологии играет родительская общественность, как участники и партнеры образовательных отношений. Активное участие семьи, этому подтверждение. Родители вовлечены в процесс работы, участвуют в культурных практиках совместно с детьми. Например, рассуждают о том почему дружба называется крепкой. Или что значит традиция гостеприимства и создают репортажи, пишут заметки в газеты.

Технология «Детская журналистика» открывает перед педагогами новые возможности для широкого внедрения в свою практику обновленных методических подходов, которые эффективно решают задачи по формированию традиционных ценностей у детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. ФИКО «Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных разработок в сфере воспитания подростков и молодежи на основе разработок российских ученых».
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  4. Практическое руководство «Воспитателю о воспитании».
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, детский сад, медийно-информационное пространство, воспитательная деятельность, дошкольное образование, дошкольный возраст, подрастающее поколение, ребенок, свободный опыт, течение месяца.


Ключевые слова

детская журналистика, традиционные ценности, программа воспитания, медийно-информационное пространство

Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Современные приоритеты развития дошкольного...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ.

Дистанционные образовательные технологии в дошкольном...

родитель, детский сад, ребенок, возрастная группа, период самоизоляции, физическая культура, дистанционное взаимодействие, дошкольный возраст, образовательная программа, онлайн игра.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

То есть обучение счету и письму не является целью дошкольного образования — это лишь продукты игровой деятельности, которая имеет статус ведущей в дошкольном возрасте.

Деятельность педагога дополнительного образования детей...

В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника.

Социальная направленность работы дошкольного...

В настоящее время деятельность по ознакомлению с окружающим миром в дошкольных образовательных учрежденияхинтенсивноразвивается. Содержание программ, методические пособия рассматривают и вычленяют задачи работы с детьми по нескольким блокам.

Современные проблемы социального воспитания в дошкольном...

Как известно, формирование личности социализации человека начинается в дошкольном возрасте. Ребёнок, с помощью процесса и результата усвоения и активного воспроизводства посредством общения и деятельности, постепенно входит в мир социума.

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Цель дошкольного воспитания и образования — предоставить каждому ребёнку базовое образование, основы базовой культуры (развитие сенсорики, умственное, эстетическое, нравственное воспитание). Задачами дошкольного воспитания является обеспечение

Новая модель воспитательно-образовательной деятельности...

8. Формировать исследовательский стиль деятельности педагога. Разработать форму плана, учета и других необходимых документов воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях новой модели взаимодействия.

Детский сад и родители: проблемы взаимодействия

– На сайте дошкольного образовательного учреждения родители знакомятся с работой детского сада. Из всего сказанного можно сделать вывод, что семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт.

Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Современные приоритеты развития дошкольного...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ.

Дистанционные образовательные технологии в дошкольном...

родитель, детский сад, ребенок, возрастная группа, период самоизоляции, физическая культура, дистанционное взаимодействие, дошкольный возраст, образовательная программа, онлайн игра.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

То есть обучение счету и письму не является целью дошкольного образования — это лишь продукты игровой деятельности, которая имеет статус ведущей в дошкольном возрасте.

Деятельность педагога дополнительного образования детей...

В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника.

Социальная направленность работы дошкольного...

В настоящее время деятельность по ознакомлению с окружающим миром в дошкольных образовательных учрежденияхинтенсивноразвивается. Содержание программ, методические пособия рассматривают и вычленяют задачи работы с детьми по нескольким блокам.

Современные проблемы социального воспитания в дошкольном...

Как известно, формирование личности социализации человека начинается в дошкольном возрасте. Ребёнок, с помощью процесса и результата усвоения и активного воспроизводства посредством общения и деятельности, постепенно входит в мир социума.

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Цель дошкольного воспитания и образования — предоставить каждому ребёнку базовое образование, основы базовой культуры (развитие сенсорики, умственное, эстетическое, нравственное воспитание). Задачами дошкольного воспитания является обеспечение

Новая модель воспитательно-образовательной деятельности...

8. Формировать исследовательский стиль деятельности педагога. Разработать форму плана, учета и других необходимых документов воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях новой модели взаимодействия.

Детский сад и родители: проблемы взаимодействия

– На сайте дошкольного образовательного учреждения родители знакомятся с работой детского сада. Из всего сказанного можно сделать вывод, что семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт.

Задать вопрос