Современные проблемы социального воспитания в дошкольном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 28.02.2014

Статья просмотрена: 1451 раз

Библиографическое описание:

Фоломеева М. В. Современные проблемы социального воспитания в дошкольном учреждении // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 760-761. — URL https://moluch.ru/archive/62/9442/ (дата обращения: 18.12.2018).

В статье рассматриваются вопросы системы образования в дошкольных учреждениях.

Ключевые слова:дошкольное воспитание, система воспитания, дошкольный возраст, подрастающее поколение.

The article considers the issues of the system of education in pre-school institutions

Кey words: pre-school education, the system of education, preschool age, the younger generation.

Тотальные проблемы, происходящие в современном обществе, охватывают все области его жизни. На сегодняшний день развитие общественной жизни повысили интерес к проблемам социального воспитания в образовательных учреждениях. Одной из социальных проблем воспитания в дошкольном учреждении является проблема системы воспитания. В свете последних лет задачи воспитания формулирует государство. Примером этому служат нововведения ФГТ и ФГОС. Государство ищет те задачи, которые необходимо поставить перед системой воспитания. Однако социальная проблема воспитания может быть решена только при участии всех сторон и индивидуальных ресурсов общества, а именно государственных структур, педагогов образовательных учреждений, родителей, воспитанников и т. д.

Как известно, формирование личности социализации человека начинается в дошкольном возрасте. Ребёнок, с помощью процесса и результата усвоения и активного воспроизводства посредством общения и деятельности, постепенно входит в мир социума. Д. Б. Эльконин отмечал, что в «субкультуре детей существует потенциал предчувствия, предвосхищения траектории развития» [4, с. 27].

Сегодня, в связи с использованием интернета, телевидения и других информационных и мультимедийных средств, у ребёнка складывается виртуальное восприятие мира, что отражается на психическом развитии ребёнка дошкольного возраста: нарушаются основы развития детского мировосприятия, детской культуры, психики. Изучая и анализируя факторы организованной и стихийной среды влияния на ребёнка со стороны выше указанных средств, характеризуется, в первую очередь, содержание социального воспитания дошкольника.

Из наблюдений за взаимоотношениями между старшими дошкольниками в МБДОУ мы сделали вывод об их неспособности решать простейшие конфликтные ситуации, где более одной четвёртой детей 5–6 лет демонстрировали агрессивное поведение.

Исходя из этого, анализ работы педагогов нашего МБДОУ показал, что воспитатели испытывают трудности в реализации направлений социально-личностного развития детей, не успевают адаптироваться к одним образовательным требованиям, как на смену им приходят другие (например, ФГТ и ФГОС). Это требует от педагогов не только физических, интеллектуальных, но и материальных затрат, а приобретённое ранее методическое обеспечение программ оказывается «ненужной макулатурой». Все эти факторы сказываются на качестве и эффективности воспитания подрастающего поколения.

Социальное воспитание детей — процесс сложный и комплексный, включающий как воспитание интеллекта, так и нравственное, сенсорное, эстетическое воспитание. Но в современных программах дошкольного воспитания ещё недостаточно точно определены задачи социализации (программы «Развитие», «Радуга», «Школа-2100») [1, с. 15].

В своё время новые образовательные стандарты были нацелены на обучающие программы с использованием игровых действий, в которых ведущим типом детской деятельности дошкольника была игра. Но постепенно произошла подмена игрового типа деятельности на обучающую, что, в итоге, не могло не сказаться на возрастном психологическом развитии ребёнка. Отсюда и недостаточная способность к произвольным действиям, трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Ещё одним из важнейших факторов социальных проблем воспитания является деятельность семьи, где формируется особая атмосфера, в которой ребёнок усваивает нормы и правила поведения и культуры. Традиционный конфликт «отцов и детей» сохраняется и сегодня. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что дети нуждаются в любви взрослого как «питательной среде» своего психического развития [3, с. 354].

Наблюдая за родителями в МБДОУ, мы отметили, что они теряют свою меру ответственности, уважения, а главное любви к своим детям. И это связано, прежде всего, с низким уровнем образования родителей и социальной напряжённостью. Родители вынуждены зарабатывать деньги, а времени на воспитание детей как всегда не хватает. Поэтому в России в 2011 году произошло 90 тяжких преступлений в отношении детей [2, с. 5].

Поэтому так важно педагогам дошкольных учреждений найти те формы и методы работы с родителями, которые помогли бы в решении проблем социальной адаптации детей.

Подводя итоги по проблемам социального воспитания в дошкольном учреждении целесообразно обратить внимание на следующие факторы:

-          деятельность семьи как социальной системы;

-          технологию социального воспитания детей в дошкольном учреждении;

-          Программы социального развития ребёнка- дошкольника;

-          целостность педагогической системы в области социального развития дошкольника.

Литература:

1.                 Волошкина М. И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений// Начальная школа-2000-№ 1, с. 13–20.

2.                 О национальном плане действий в интересах детей Российской Федерации// Педагогика- 2012-№ 5- с.5.

3.                 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.- М,1976, с. 416.

4.                 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.- М: Педагогика, 1989, с. 560.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное учреждение, дошкольный возраст, социальная проблема воспитания, деятельность семьи, подрастающее поколение, система воспитания, социальное воспитание, социальное воспитание детей.


Ключевые слова

дошкольное воспитание, дошкольный возраст, система воспитания, подрастающее поколение.

Похожие статьи

Воспитаниесоциальная проблема? | Статья в журнале...

социальная проблема, Россия, ребенок, система образования, образовательный процесс, собственный дом, система воспитания, воспитание, выбор, государство, общество, подрастающее поколение.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Основные принципы организации процесса социального воспитания.

- социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной

Баку, 2010. 4. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие.

Проблемы воспитания дошкольников в современной России

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в государственных дошкольных учреждениях еще не достаточно изучена. Нет общепринятых определений духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, смысл бытия человека.

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста...

нравственное воспитание, ребенок, ценностная ориентация старших дошкольников, подрастающее поколение, ориентация, формирование, ценность, детский сад, дошкольный возраст, особенность формирования...

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая...

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В данной статье автор уточняет и раскрывает основные понятия патриотического воспитания детей.

Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье

Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой современного общества.

Именно в дошкольном возрасте у ребенка формируется система взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, возникает совместная деятельность.

Рубрика: Образование и обучение

Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете: практ. пособие/С.

Создание условий в дошкольном учреждении для гендерной социализации дошкольников.

Особенности формирования социальных ценностей...

Для правильного формирования общественных отношений у ребенка интернатного типа воспитания необходима специальная воспитательная работа, обеспечение ребенка набором социальных ролей.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает

Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Воспитаниесоциальная проблема? | Статья в журнале...

социальная проблема, Россия, ребенок, система образования, образовательный процесс, собственный дом, система воспитания, воспитание, выбор, государство, общество, подрастающее поколение.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Основные принципы организации процесса социального воспитания.

- социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной

Баку, 2010. 4. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие.

Проблемы воспитания дошкольников в современной России

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в государственных дошкольных учреждениях еще не достаточно изучена. Нет общепринятых определений духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, смысл бытия человека.

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста...

нравственное воспитание, ребенок, ценностная ориентация старших дошкольников, подрастающее поколение, ориентация, формирование, ценность, детский сад, дошкольный возраст, особенность формирования...

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая...

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В данной статье автор уточняет и раскрывает основные понятия патриотического воспитания детей.

Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье

Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой современного общества.

Именно в дошкольном возрасте у ребенка формируется система взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, возникает совместная деятельность.

Рубрика: Образование и обучение

Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете: практ. пособие/С.

Создание условий в дошкольном учреждении для гендерной социализации дошкольников.

Особенности формирования социальных ценностей...

Для правильного формирования общественных отношений у ребенка интернатного типа воспитания необходима специальная воспитательная работа, обеспечение ребенка набором социальных ролей.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает

Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Задать вопрос