Библиографическое описание:

Ржевская С. А. Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 109-112.

Здоровье детей — главное достояние нации, критерий духовного и социально-экономического развития общества.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития, в значительной мере определяющим способность ребенка успешно справляться с требованиями, предъявленными к нему условиями жизни и воспитания в коллективе сверстников.

Практика деятельности ДОУ последнего десятилетия показала, что одной из важнейших задач и существенной составной частью дошкольного образования выступает охрана и укрепление здоровья детей.

Традиции системы дошкольного образования даже в трудных современных условиях обеспечивают определенный уровень охраны здоровья детей. Появляется все больше детских садов, в которых улучшаются медико-социальные условия пребывания воспитанников. В таких учреждениях имеются физкультурные залы, бассейны и сауны, функционируют физиотерапевтические кабинеты, оснащенные специальным лечебно-профилактическим оборудованием. В них широко используются системы закаливания, массажи; проводится фито-, витамино- и водотерапия, работают кабинеты психологической разгрузки и многое другое.

Однако, по сведениям Министерства здравоохранения, патология органов зрения, опорно-двигательного аппарата за время пребывания в детском саду возрастает в 3 раза, количество диспансерных детей — в 1,5–2 раза, количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 26,9 %), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, — снизилось в 3 раза (до 6 %).

Состояние здоровья современных дошкольников характеризуется высокой распространенностью морфофункциональных отклонений: 69,5–75,5 %. В настоящее время наиболее распространенными болезнями детей являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, органов зрения, пищеварения, аллергические проявления.

У 25 % дошкольников диагностируются выраженные формы психических расстройств.

Все это свидетельствует о том, что даже усиленная оздоровительная работа детского сада не решает проблему детского здоровья.

В процессе модернизации ДОУ (новые программы, технологии и др.) тенденция к его ухудшению увеличивается. Огромный объем программной информации, введение в штат педагогов дополнительного образования, деление детей на группы и подгруппы, отсутствие у воспитателей знаний о психофизиологических закономерностях развития дошкольников на каждом возрастном этапе и умений организации адаптационной деятельности сопровождается значительным нарастанием умственных и физических нагрузок на детей без учета их индивидуальных и возрастных возможностей.

Свобода выбора программ, методов, технологий, моделей взаимодействия, предоставленная педагогам ДОУ современными демократическими преобразованиями, также не способствуют сохранению и развитию детского здоровья, так как:

-          задачи и содержание программ нового поколения ориентированы на ребенка с высоким потенциалом физического и психического здоровья;

-          педагоги не владеют навыками адаптации программы к каждому отдельному ребенку;

-          отсутствуют модели педагогической деятельности, позволяющие реализовать личностно-ориентированный принцип взаимодействия с каждым ребенком и др.

Кроме того, в системе дошкольного образования существует и еще одно противоречие, которое требует скорейшего разрешения. В настоящее время возникла насущная необходимость предоставления каждому ребенку дошкольного возраста равных стартовых возможностей по подготовке его к школе, связанная с ограниченными условиями охвата детского населения общественным дошкольным образованием.

Данные противоречия, по нашему мнению, можно разрешить в процессе поиска такой модели организации педагогической деятельности, которая может обеспечить и реализовать интересы полноценного развития каждого ребенка, укрепить и развить основы его здоровья и позволит организовать новые формы (кратковременное пребывание детей в группах детского сада) дошкольного образования без ущерба интересам детей и функционированию учреждения в целом.

Цель, задачи, гипотеза исследования

Вес вышесказанное определило необходимость педагогического исследования в условиях экспериментальной площадки на базе нашего дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования — целостный педагогический процесс ДОУ.

Предмет исследования — организация воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.

Цель исследования — разработать и апробировать модель педагогической деятельности, которая обеспечит каждому ребенку полноценное развитие в условиях здоровьеоберегающего отношения к нему взрослых и создаст благоприятную исходную ситуацию для функционирования в дошкольном учреждении новых форм дошкольного образования.

Задачи исследования:

1. Определить структурные и содержательные компоненты деятельности педагога в соответствии с развивающей средой в условиях новой модели.

2. Определить сущность здоровье сберегающего отношения педагога к ребенку.

3. Разработать оптативные методы взаимодействия педагога с ребенком.

4. Создать на базе детского сада социально-педагогические условия для функционирования новой формы (группы кратковременного пребывания) дошкольного образования.

5. Разработать механизм определения адекватности воспитательно-образовательных программных задач возрастным психофизиологическим закономерностям и индивидуальным особенностям и возможностям каждого ребенка.

6. Определить диапазон возможностей формирования личностных качеств дошкольника — таких, как психологическая самостоятельность, способность к преодолению трудностей (уверенность в себе), организованность, ответственность.

7. В условиях новой модели педагогической деятельности обосновать первостепенность формирования личностных качеств дошкольника как показателей морально-волевой и социальной готовности ребенка к школе.

8. Формировать исследовательский стиль деятельности педагога. Разработать форму плана, учета и других необходимых документов воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях новой модели взаимодействия.

Гипотеза исследования

Исходя из того, что пребывание ребенка в детском саду должно обеспечивать его полноценное развитие, которое в первую очередь включает правильное физическое развитие и качественное физическое здоровье и предоставляет ребенку стартовую возможность подготовки к школе, мы предполагаем, что новая модель деятельности педагога, направленная на формирование здоровьеразвивающего потенциала педагогической деятельности и основанная на реализации принципа личностно-ориентированной модели взаимодействия с ребенком, обеспечит качественное решение всех воспитательно-образовательных задач, связанных с развитием ребенка, и позволит организовать новую форму пребывания в детском саду детей, не охваченных системой дошкольного образования.

Этапы экспериментальной работы

1 этап -2011- 2014гг. — доэкспериментальный — эмпирический: — работа по разным инновационным программам («Детство», «Развитие», «Радуга») с целью поиска наиболее рациональной, целесообразной и результативной в универсальности требований к развитию ребенка программе;

-          углубленная оздоровительная работа, результатом которой является опыт ДОУ

-          работа с населением по пропаганде педагогических знаний и привлечению детей в группы кратковременного пребывания.

Результатом эмпирического этапа явилась потребность апробации новой модели педагогической деятельности, т. е. потребность в научном исследовании.

II этап — 2014/2015 учебный год — подготовка документов и защита гранта на статус окружной экспериментальной площадки.

IIIэтап — собственно исследовательская деятельность. 2015/2016 учебный год:

Изучение индивидуальных особенностей развития детей, поступающих в группы.

-          установление соответствия индивидуальных особенностей детей возрастным закономерностям психофизиологического развития;

-          определение содержания, способов, моделей, технологии педагогического взаимодействия с каждым ребенком;

-          определение сущности здоровьесбеорегающего отношения взрослых к ребенку;

-          установление контактов с семьями детей создание новых форм пребывания детей, не посещающих детский сад.

2016/2017учебный год:

Промежуточная экспертиза результатов использования новой педагогической деятельности:

-          установление адекватности содержания индивидуальных программ развития возможностям ребенка;

-          экспертиза качества и соответствия формы плана, содержательных разработок воспитательно-образовательной работы задачам исследования;

-          диагностика деятельности групп кратковременного пребывания;

-          анализ соответствия педагогической деятельности в экспериментальной группе родительским притязаниям.

2017–2019 годы: Изучение и анализ личностных достижений детей на пороге школы:

-          показатели здоровья (состояние всех систем организма, в т. ч. иммунной, качество зрения, состояние опорно-двигательного аппарата и др.);

-          показатели сформированности необходимых для обучения в школе личностных качеств: психологическая самостоятельность, организованность, наличие навыков самореализации, способность к преодолению трудностей, т.н. психологический иммунитет, потребность активной деятельности и др;

-          показатели информационно-операционной сферы: физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития детей в соответствии со стандартами ФГОС

IV этап — 2019/2020 учебный год — заключительный: Оценка школой уровня подготовленности детей к учебной деятельности и новому гражданскому статусу «ученик» как общий анализ результатов эксперимента.

Прогнозируемые результаты

1.         Улучшены показатели здоровья детей, где в направлении физического развития наряду со снижением простудной заболеваемости должны быть снижены показатели количества детей с нарушением фения, опорно-двигательного аппарата и др. В направлении психического здоровья сформированы качества личности, обеспечивающие ребенку уверенность в своих силах, ориентацию на успешность деятельности.

2.         Функционируют новые формы кратковременного пребывания детей, не посещающих детский сад.

3.         Определены нравственные качества личности, которые можно сформировать у ребенка в период дошкольного детства. Обоснованы методы и приемы воспитательной деятельности педагога, и показатели ее результативности.

4.         Охарактеризованы педагогические способы обеспечения здоровьеоберегающего отношения взрослых к детям.

5.         Создана новая модель деятельности педагога, основанная на понимании возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей физиологического развития ребенка.

Формы представления результатов

1.         Программа психофизиологического и педагогического изучения детей. Программы развития каждого ребенка. Программа воспитания и обучения детей группы.

2.         Методические разработки модели деятельности, способов, содержания педагогической работы. Определение формы плана и учета работы.

3.         Методические разработки новых подходов к воспитательной деятельности.

4.         Подготовка сборника «Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного — образовательного учреждения».

5.         Научный отчет об экспериментальной работе.

Формы контроля результатов эксперимента

1.  Материалы сравнительного анализа показателей детского физического и психического здоровья за экспериментальный период.

2.  Проверка реализации задачи по функционированию новых форм кратковременного пребывания детей.

3.  Наличие содержания, способов, моделей, технологии педагогического взаимодействия с каждым ребенком.

4.  Методические материалы по формированию здоровьеоберегающего отношения взрослых к ребенку.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного образования, дошкольного образовательного учреждения, педагогической деятельности, деятельности педагога, модели педагогической деятельности, в детском саду, деятельности педагога дошкольного, детского сада, пребывания в детском саду, частью дошкольного образования, системы дошкольного образования, в системе дошкольного образования, здоровья детей, группе дошкольного образовательного, педагогов дошкольного образовательного, ребенку дошкольного возраста, форм дошкольного образования, системой дошкольного образования, детского здоровья, деятельности ДОУ последнего.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос