Наставничество в деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Харина, О. Ю. Наставничество в деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения / О. Ю. Харина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104990/ (дата обращения: 02.05.2024).



В настоящее время дошкольное образование является первой ступенью общего образования, самостоятельным уровнем образования. Для решения проблемы с очередями в дошкольных учреждениях строятся новые детские сады, но нехватка педагогических кадров не только в новых дошкольных учреждениях, но и в уже действующих, к сожалению, становится только острее. Дефицит педагогов дошкольного образования и текучесть кадров остаются актуальными вопросами на данный момент и МДОУ д/с № 70 г. Волжского Волгоградской области не исключение.

Так сложилось, что выпускники педагогических вузов и колледжей все реже работают по полученной специальности. Все чаще в детский сад приходят специалисты, имеющие педагогическое образование, но без опыта работы или имеющие профессиональную переподготовку по направлению «Педагогика» без педагогического образования, полученного в вузе.

Перед детским садом возникает проблема: во-первых, отсутствие у педагога-новичка опыта и специальных знаний в области дошкольной педагогики, во-вторых, никто не отменяет обязанности и ответственность наравне с остальными педагогами и ожидание от него профессионализма в своей работе. Естественно, что такой воспитатель не способен ни на творчество, а тем более, на инновации. Одним из способов решения проблемы является введение системы наставничества в деятельность педагогического коллектива.

В нашем дошкольном учреждении имеется категория начинающих педагогов, имеющих профессиональную переподготовку по направлению «Педагогика» без педагогического образования, которым наставники оказывают помощь во вхождении в профессию. Наставничество мы рассматриваем как форму передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера.

Подробнее остановимся на организационно-педагогических условиях методической работы в форме наставничества с начинающими педагогами в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Стоит отметить, что период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, готовностью его для личностного и профессионального роста. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли этот педагог как профессионал и останется в дошкольном образовании или найдет себя в другой сфере деятельности.

Задача заведующего, старшего воспитателя, педагога-психолога — помочь начинающим педагогам успешно адаптироваться в новом коллективе.

Работа была запланирована в несколько этапов.

1 этап — адаптационный: определение обязанностей и полномочий начинающего педагога, выявление недостатков в его умениях и навыках, разработка программы адаптации.

2 этап — основной: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений начинающего педагога, построение его собственной программы саморазвития.

3 этап — контрольно-оценочный: проверка уровня профессиональной компетентности начинающего педагога, определение степени его готовности к выполнению своих должностных обязанностей.

Такой подход позволил быстро адаптироваться педагогам-новичкам к работе в детском саду, избежать неуверенности в собственных силах, наладить отношения со всеми участниками образовательных отношений, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

На первом этапе начинающие педагоги (3 человека) познакомились с коллективом, с корпоративной культурой, с традициями и правилами поведения в детском саду, с особенностями построения воспитательно-образовательной работы.

Также на первом этапе старший воспитатель выбрал наставников по следующим критериям:

— высокий уровень профессиональной подготовки,

— развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении,

— стабильные показатели в работе,

— способность и готовность делиться профессиональным опытом,

— стаж педагогической деятельности не менее пяти лет.

Вместе с наставниками уточнялись вопросы, которые наиболее актуальны для начинающих педагогов, были выделены важные моменты в работе и акцентировано на них внимание. Так наставниками составлялся совместный план работы с учетом следующих аспектов: начинающий педагог — ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважение, интерес к нему у детей и их родителей и начинающий педагог — коллега: оказание поддержки со стороны коллектива.

Надо отметить, что на данном этапе должное внимание было оказано не только педагогам-новичкам, но и наставникам. Для них созданы следующие условия:

— разработано положение о наставничестве, в котором отражены права и обязанности, как начинающего педагога, так и педагога-наставника,

— материальная помощь в виде стимулирующих выплат, возможности профессионального роста,

— методические материалы и временные ресурсы.

Назначение наставников для начинающих педагогов в 2022–2023 учебном году

Наставник

Начинающий педагог

Наставник 1 (П. Г. Г.)

Педагог 1(Д. Д. В.)

Наставник 2 (Р. Е. В.)

Педагог 2 (К. Е. В.)

Наставник 3 (Н. Т. А.)

Педагог 3 (К. Л. Ю.)

На втором этапе прошло изучение уровня профессиональной компетентности начинающих педагогов посредством теста из авторских разработок Кириенко С. Д. На основе полученных результатов пришли к выводу, что у педагогов не достаточный уровень знаний для профессионального роста и эти данные были учтены при составлении плана работы с начинающими педагогами.

Второй этап длился на протяжении 3 месяцев, целью которого была непосредственно организация наставничества для профессионального становления начинающих педагогов. Этот этап подразумевает под собой разработку программы наставничества и перспективного плана профессионального становления с начинающими педагогами, реализацию разработанной программы. В программе учитывались следующие факторы: уровень базового образования, индивидуальные особенности, предпочитаемые способы усвоения информации, уровень профессиональных потребностей педагога, прописаны права и обязанности, как наставника, так и начинающего педагога. Перспективный план профессионального становления подразумевает под собой педагогическое самообразование, участие в методических мероприятиях и в жизни детского сада.

Перспективный план работы с начинающими педагогами в 2022–2023 учебном году

№ п / п

Тема

Срок

Ответственный

1.

Нормативно-правовая база деятельности педагога ДОУ. Функции, права и обязанности педагога ДОУ. Обязательная документация воспитателя. Перечень, структура, порядок заполнения

Сентябрь

Старший воспитатель

2.

Режим жизнедеятельности группы, режим двигательной активности, расписание непосредственно-образовательной деятельности. Просмотр начинающим педагогом режимных моментов, ответы на вопросы.

Мониторинг детского развития Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала.

Сентябрь

Старший воспитатель

3.

Планирование воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Структура и содержание плана. Ознакомление с оформлением плана воспитательно-образовательной работы. Проверить ведение документации, обсудить, дать рекомендации по ведению документации.

Октябрь

Старший воспитатель

4.

Организация работы по речевому развитию детей и индивидуальной работы по развитию связной речи.

Октябрь

Старший воспитатель, учитель-логопед

5.

Непосредственно образовательная деятельность. Структура, виды организации, типы реализуемых задач. Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения.

Ноябрь

Старший воспитатель

6.

Особенности работы с проблемными детьми: агрессивность, гиперактивность. Самообразование воспитателя. Выбор методической темы, написания плана самообразования на будущий учебный год.

Ноябрь

Старший воспитатель, педагог-психолог

7.

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой детей. Развитие сюжетно-ролевой игры в детской деятельности. Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений. Использование различных технологий в образовательной деятельности детей. Консультации, советы по целесообразности их использования.

Декабрь

Старший воспитатель

8.

Организация прогулки. Порядок одевания и раздевания детей; схемы и модели, необходимые для обучения детей правилам одевания и раздевания. Гигиенические процедуры до и после прогулки. Содержание выносного материала. Оформление участка для прогулок.

Февраль

Старший воспитатель, старшая м/с

9.

Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС) в группе. Принципы организации, требования к построению и наполнение ППРС. Основные проблемы в педагогической деятельности начинающего педагога. Консультация и ответы на интересующие вопросы.

Февраль

Старший воспитатель

10.

Организация питания детей в группе. Гигиенические процедуры до и после принятия пищи. Организация дежурства. Место художественного слова в руководстве процессом приема пищи

Март

Старший воспитатель, старшая м/с

11.

Виды труда и их освоение детьми данной возрастной группы. Оборудование, необходимое для организации трудовой деятельности дошкольника. Самостоятельная организация и руководство трудом дошкольников. Наблюдение за педагогом во время его общения с родителями воспитанников. Беседа.

Март

Старший воспитатель

12.

Организация и руководство творческими играми детей. Организация и руководство игрой-драматизацией. Особенности проведения дидактических игр

Апрель

Старший воспитатель

13.

Диагностика овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Составление информационной справки. Составление отчета наставника с начинающим педагогом за учебный год. Обсуждение итогов и планы на будущий учебный год.

Апрель

Старший воспитатель

Для составления отчета наставником о проделанной работе были выделены такие разделы как: форма работы, рекомендации, результативность. Для примера представлен план мероприятий за сентябрь.

Отчет о проделанной работе наставника

Дата

Форма работы

Рекомендации

Результативность

06.09.2022

Индивидуальная консультация.

Знакомство с нормативными документами.

Изучить нормативные документы ДОУ.

Изучить документы федерального и регионального уровня.

Изучена документация, получены ответы на заданные вопросы.

13.09.2022

Виды и организация режимных моментов в детском саду.

Просмотр начинающим педагогом режимных моментов, ответы на вопросы.

Ведутся записи в тетради при просмотре режимных моментов и приняты советы к сведению

20.09.2022

Рекомендации по проведению мониторинга, формы проведения.

Провести мониторинг и заполнить соответствующий журнал.

Проведен мониторинг детского развития на начало года.

Для подтверждения эффективности проделанной работы по организации наставничества было проведено повторное тестирование уровня компетентности начинающих педагогов. Результаты показали, что произошли изменения в лучшую сторону и увеличились показатели уровня знаний у педагогов. Это доказывает, что выбор такой формы методической работы как наставничество эффективен при организации профессионального развития начинающих педагогов.

Параллельно с анкетированием был проведен опрос о пользе наставничества с целью выявления мнения начинающих педагогов о результативности проведения наставничества. Анализируя ответы педагогов можно сделать вывод, что наставничество для них является необходимым условием для развития профессиональной компетентности.

Таким образом, результатом введения системы наставничества в ДОУ являются:

— система работы, которая объединяет деятельность начинающего педагога и наставника, а также узких специалистов и администрации ДОУ,

— копилка эффективных практических форм и методов работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога,

— работа педагога по самообразованию, что позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж,

— своевременная помощь и поддержка начинающего педагога на начальном этапе для успешной адаптации во вхождении в новый коллектив и профессию.

Литература:

  1. Белая, К. Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении / К. Ю. Белая. — М.: МИПКРО, 2000.
  2. Волобуева, Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л. М. Волобуева. — М.: Творческий центр «Сфера», 2003.
  3. Дуброва, В. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич. — М.: Новая школа, 2005.
  4. Медведникова Л. Ф. Условия для профессиональной адаптации начинающегося педагога/Л. Ф. Медведникова // Справочник старшего воспитателя — 2010 — № 10 — С. 22–30.
  5. Мих, Е. В. Адаптация молодых специалистов в ДОУ / Е. В. Мих // Управление ДОУ. — 2008. — № 8. — С. 24–28.
Основные термины (генерируются автоматически): начинающий педагог, старший воспитатель, детский сад, педагог, наставник, дошкольное образование, начинающий, педагогическое образование, профессиональный рост, этап.


Похожие статьи

Наставничество как эффективный метод профессионального...

Перед наставником ставится целый ряд задач: заинтересовать профессией педагога, ускорить процесс профессионального развития, помочь адаптироваться в новой команде. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью.

Заведующий ДОУ — главный наставник начинающего педагога

Любой педагог использует в работе метод коучинга, старший воспитатель через консультации, мастер-классы, семинары мотивирует педагогов к самостоятельной работе, решению педагогических ситуаций и саморазвитию. Методику коучинга можно коротко раскрыть так

Об эффективности внедрения системы наставничества в процесс...

Молодой педагог может растеряться в подобной ситуации в силу своего небольшого опыта. Однако под чутким присмотром наставника начинающий педагог начинает понимать, как правильно заинтересовать детей, как вовлечь их в процесс обучения и удержать их внимание.

Совместная работа заведующей, старшего воспитателя...

Молодой педагог несколько дней под руководством старшего воспитателя и педагога-психолога проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т.е. они работают вместе с группой детей наставника.

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной...

На следующем — внедренческом этапе реализации программы, решаются задачи, направленные на совершенствование методического сопровождения молодых педагогов в условиях детского сада.

Формирование профессиональной компетентности молодых...

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию модели...

Система работы с молодыми специалистами в ДОУ

Различные формы работы с молодыми специалистами, такие как, анкетирование, коуч-сессии, посещение открытых обучающих занятий и т. д., способствуют развитию профессионального интереса, роста педагога, активному освоению методов работы с детьми и их родителями.

О реализации практики наставничества молодых педагогов...

Педагог сегодня — это специалист, обладающий совокупностью качеств: общие и профессиональные компетенции, высокий уровень педагогической и коммуникативной культуры.

Наставничество как условие профессионального становления...

Затем обуславливается единая программа работы начинающего учителя с наставником, составляется маршрут профессионального роста.

Похожие статьи

Наставничество как эффективный метод профессионального...

Перед наставником ставится целый ряд задач: заинтересовать профессией педагога, ускорить процесс профессионального развития, помочь адаптироваться в новой команде. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью.

Заведующий ДОУ — главный наставник начинающего педагога

Любой педагог использует в работе метод коучинга, старший воспитатель через консультации, мастер-классы, семинары мотивирует педагогов к самостоятельной работе, решению педагогических ситуаций и саморазвитию. Методику коучинга можно коротко раскрыть так

Об эффективности внедрения системы наставничества в процесс...

Молодой педагог может растеряться в подобной ситуации в силу своего небольшого опыта. Однако под чутким присмотром наставника начинающий педагог начинает понимать, как правильно заинтересовать детей, как вовлечь их в процесс обучения и удержать их внимание.

Совместная работа заведующей, старшего воспитателя...

Молодой педагог несколько дней под руководством старшего воспитателя и педагога-психолога проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т.е. они работают вместе с группой детей наставника.

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной...

На следующем — внедренческом этапе реализации программы, решаются задачи, направленные на совершенствование методического сопровождения молодых педагогов в условиях детского сада.

Формирование профессиональной компетентности молодых...

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию модели...

Система работы с молодыми специалистами в ДОУ

Различные формы работы с молодыми специалистами, такие как, анкетирование, коуч-сессии, посещение открытых обучающих занятий и т. д., способствуют развитию профессионального интереса, роста педагога, активному освоению методов работы с детьми и их родителями.

О реализации практики наставничества молодых педагогов...

Педагог сегодня — это специалист, обладающий совокупностью качеств: общие и профессиональные компетенции, высокий уровень педагогической и коммуникативной культуры.

Наставничество как условие профессионального становления...

Затем обуславливается единая программа работы начинающего учителя с наставником, составляется маршрут профессионального роста.

Задать вопрос