Системы оценки качества высшего образования в странах Европейского региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 06.07.2023

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Розар, А. А. Системы оценки качества высшего образования в странах Европейского региона / А. А. Розар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104756/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье дано описание основных черт моделей оценки качества образования в ряде стран. Указаны основные критерии систем EQAVET и ENQA как источников оценки уровня качества высшего образования в странах Европейского региона.

Ключевые слова: высшее образование, оценка качества, аккредитация вузов, мониторинг качества образования.

Если рассматривать опыт стран Европейского региона, например во Франции необходимо отметить, что в ней процесс оценки качества находится под большим влиянием государства. Для французской модели характерны следующие черты, такие как:

— аккредитацией занимается компетентный орган;

— процедура аккредитации определяет наличие определенного стандарта для дисциплины, образовательной профессиональной программы или учебного заведения;

— стандарты определяют минимальные и максимальные требования;

— решение по аккредитации всегда однозначно — либо «да», либо «нет»;

— решение по аккредитации принимается на основе качественных показателей, а не политических соображений;

— решение по аккредитации ограничено определенным периодом времени.

Во Франции вопросами аккредитации ведает Национальный Комитет по оценке качества. Комитет независим от правительственных органов. Участники комитета назначаются главой государства, которому предоставляются отчеты об аккредитации [1].

Также стоит отметить, что комитет привлекает в рамках своей деятельности большое количество независимых экспертов. Комитет сам вырабатывает критерии оценки качества с учетом мнений различных экспертных групп и представителей социально-экономической среды.

По итогу оценки подготавливается отчет и на основании данного отчета и оценок органов контроля (Генеральной инспекции по образованию и науке (IGAENR) и Генеральная инспекции образования (IGEN) или Счетной палаты республики, между вузом, государством и Центром научных исследований заключается контракт, в котором описаны вопрос финансирования, а также обязательства вуза [3].

В Германии вопросами оценки качества образования занимается аккредитационный совет по оценке программ подготовки бакалавров и магистров, который был создан в 1998 году. Он подготовил минимальные стандарты и критерии для агентств, которые занимались вопросами аккредитации вузов в разных областях. Позднее различные германские общественные организации специалистов в разных отраслях создадут свои аккредитационные агентства (например Ассоциация германских инженеров в 1999 году основала аккредитационное агентство по инженерным и компьютерным наукам [2].

В Великобритании вопросами качества высшего образования занимается Quality Assurance Agency (QAA). Многие вузы Британии занимаются оценкой образовательных программ других вузов по согласованным с QAA критериям.

Задачами Агентства являются:

отражение интересов всех заинтересованных акторов при подготовке стандартов по улучшению качества высшего образования;

улучшение системы разработки вузами стандартов, управления и обеспечения качества получаемого образования в соответствии с университетскими стандартами.

Агентство проводит аккредитации вузов. Специфика может различаться в зависимости от региона Британии. Аккредитации вузов происходит в два этапа:

институциональная самооценка («внутренняя»);

внешняя оценка качества с привлечением независимых экспертов.

Агентством был разработан «Кодекс гарантии академического качества и стандартов в высшем образовании: оценка студентов», который стал руководством по управлению академическим качеством и стандартами в британском высшем образовании по экспертизе и самооценке качества образовательной деятельности вузов [4].

В Швеции система оценки качества образования регулируется законом об образовании 2010 года. В рамках данного закона были разработаны процедуры внутренней и внешней оценки качества. Анализ качества образования проводится на основе мониторинга достижений обучающихся.

Контролирующими органами проводится сбор и анализ информации о занятости студентов после их выпуска, для корректировки стратегии развития образования в Швеции. Мониторинг уровня качества происходит согласно показаниям системы EQAVET [5].

EQAVET для профессионального образования и обучения основана по рекомендации Европейского парламента и Совета Европы 2009 года.

Основными индикаторами данной системы были:

Системы, обеспечивающие расширение доступа к профессиональному обучению.

Механизмы определения потребностей в подготовке на рынке труда.

Преобладание уязвимых групп.

Уровень безработицы.

Трудоустройство выпускников профессионального обучения.

Применение приобретенных навыков на работе.

Численность завершивших программы профессионального обучения.

Уровень участия в программах профессионального обучения.

Актуальность систем контроля.

Инвестиции в подготовку педагогов и наставников [Назарова, 2014].

Критерии EQAVET используются для мониторинга качества образования и являются совместимыми с национальными системами образования ряда страна Европейского союза.

Важным элементом поддержания уровня качества в Европе является модель оценки качества уровня образования Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании ENQA.

Для внутренней гарантии качества высших учебных заведений основными критериями были:

Политика и процедуры для гарантии качества вузов.

Утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций.

Оценка уровня знаний студентов.

Гарантия качества профессорско-преподавательского состава.

Образовательные ресурсы и система поддержки студентов.

Система информирования.

Информирование общественности.

Для внешней гарантии качества высшего образования основными критериями были:

Использование процедур внешней гарантии качества.

Разработка процедур внешней гарантии качества.

Критерии принятия решений.

Процедуры, соответствующие целям.

Отчётность.

Последующие процедуры.

Периодическая оценка.

Анализ в масштабе всей системы.

В рамках гармонизации систем высшего образования стран Европейского региона постепенно стало происходить унификация критериальной базы оценки качества. Это выразилось в создании стандартов ENQA (Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании), EQAVET (Европейская модель обеспечения качества в системе профессионального образования и т.д.), которые способствовали унификации систем оценок качества в рамках Европейского образовательного пространства.

Литература:

  1. Апкарова, Е. Б. Система высшего образования во Франции и пути ее реформирования в рамках Болонского процесса // Проблемы современного образования. 2011. № 4. С. 60–66.
  2. Ворожейкина, О. Л. Высшее образование в ФРГ: пути развития // Современная Европа. 2004. № 4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-frg-puti-razvitiya (дата обращения: 11.05.2023).
  3. Заблоцкая, О. А. Многоуровневая система университетского образования во Франции // Universum: психология и образование. 2014. № 5–6 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogourovnevaya-sistema-universitetskogo-obrazovaniya-vo-frantsii (дата обращения: 02.02.2022).
  4. Курдюмова, И. М. Качество профессионального образования: как его оценивают в Великобритании // Образовательная политика. 2010. № 11–12 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-professionalnogo-obrazovaniya-kak-ego-otsenivayut-v-velikobritanii (дата обращения: 02.02.2022).
  5. Gatt, Suzanne. (2016). Implementing the European Quality Assurance in Vocational Education and Training (EQAVET) at National Level: Some Insights from the PEN Leonardo Project. International Journal for Research in Vocational Education and Training. Volume 3. 29–45.
Основные термины (генерируются автоматически): EQAVET, высшее образование, ENQA, QAA, аккредитация вузов, профессиональное обучение, внешняя гарантия качества, Европейский регион, академическое качество, Генеральная инспекция.


Похожие статьи

Как молодому кандидату наук переехать в Канаду — Молодой...

Первый этап. Эвалюация диплома. Нужно будет оценить ваше образование.

Кандидату наук придется апостилировать два диплома: о высшем образовании и кандидатский.

Как правило, если вуз, который вы заканчивали, находится в том же регионе, то все проходит быстро — за неделю-две.

Это высшая академическая степень, присуждаемая в ряде зарубежных стран.

Зарубежный опыт взаимодействия государственных...

Исследуя европейские подходы к мониторингу качества высшего образования, Д. И

Это подтверждает тот факт, что аккредитация вузов осуществляется по образовательным

свободы вузов, его защиту от вредных для высшего образования внешних вмешательств.

– Финансирование и оценка качества высшего образования осуществляется по инициативе...

Проблема повышения качества образования в вузе

...проблемы качества образования конкретного вуза актуальны сегодня в стране и в частности в нашем регионе.

Понятие «качество образования» в отечественной педагогике трактуется по-разному.

путь трансформации образования в соответствии с европейскими стандартами, не

качество, качество образования, педагогический вуз, высшее образование, проблема...

Финансирование системы высшего профессионального...

В современных условиях финансирование высшего профессионального образования

в общей численности студентов ВПО в европейских странах ОЭСР в 2005 году.

Основные термины (генерируются автоматически): вуз, высшее образование, высшее

качество, обеспечение качества, Россия, США, государственная аккредитация, учебный процесс.

Стандартизация качества высшего образования

единство внутреннего и внешнего, потенциального и реального моментов системы свойств

При таком подходе особенности характеристик качества образования состоят в следующем

В конечном счете, следует определить, что такое качество высшего образования в норме.

вуз, качество, образовательный процесс, высшее профессиональное образование...

Формализация процедуры подготовки к аккредитации вуза

Очень важным для системы аккредитации в РФ стал 2009 год.

Государственная аккредитация теперь будет проводится не в отношении вуза, а в

Практика аккредитации в системе высшего образования России / В. Г. Наводнов, Г. Н

сфера образования, высшее профессиональное образование, Европейское пространство, академическая культура...

Обучение иностранных граждан как один из приоритетных...

Сегодня профессиональной подготовкой иностранных граждан в Российской Федерации

Рис. 2. Состав иностранных граждан, обучавшихся на очных отделениях российских вузов в

Так, в настоящее время, доминирующими группами студентов, получающих образование в

Особое внимание необходимо уделять: во-первых, качеству обучения иностранных граждан языку на...

Совершенствование системы оценки качества высшего...

 Ключевые слова: высшее образование, оценка качества образования, академическая мобильность студентов, аудит

- введение системы кредитов (зачетных единиц); - обеспечение качества образования

Можно определить три критерия качества образовательной деятельности [7]

С ее помощью обеспечиваются минимальные гарантии качества обучения.

Что такое лицензирование и аккредитация вуза — Молодой ученый

Что такое аккредитация образовательной программы. Согласно статье 92 ФЗ №273, государственная аккредитация проводится по образовательным программам в отдельности. Этот документ подтверждает, что качество обучения по ним соответствует требованиям ФГОС.

Похожие статьи

Как молодому кандидату наук переехать в Канаду — Молодой...

Первый этап. Эвалюация диплома. Нужно будет оценить ваше образование.

Кандидату наук придется апостилировать два диплома: о высшем образовании и кандидатский.

Как правило, если вуз, который вы заканчивали, находится в том же регионе, то все проходит быстро — за неделю-две.

Это высшая академическая степень, присуждаемая в ряде зарубежных стран.

Зарубежный опыт взаимодействия государственных...

Исследуя европейские подходы к мониторингу качества высшего образования, Д. И

Это подтверждает тот факт, что аккредитация вузов осуществляется по образовательным

свободы вузов, его защиту от вредных для высшего образования внешних вмешательств.

– Финансирование и оценка качества высшего образования осуществляется по инициативе...

Проблема повышения качества образования в вузе

...проблемы качества образования конкретного вуза актуальны сегодня в стране и в частности в нашем регионе.

Понятие «качество образования» в отечественной педагогике трактуется по-разному.

путь трансформации образования в соответствии с европейскими стандартами, не

качество, качество образования, педагогический вуз, высшее образование, проблема...

Финансирование системы высшего профессионального...

В современных условиях финансирование высшего профессионального образования

в общей численности студентов ВПО в европейских странах ОЭСР в 2005 году.

Основные термины (генерируются автоматически): вуз, высшее образование, высшее

качество, обеспечение качества, Россия, США, государственная аккредитация, учебный процесс.

Стандартизация качества высшего образования

единство внутреннего и внешнего, потенциального и реального моментов системы свойств

При таком подходе особенности характеристик качества образования состоят в следующем

В конечном счете, следует определить, что такое качество высшего образования в норме.

вуз, качество, образовательный процесс, высшее профессиональное образование...

Формализация процедуры подготовки к аккредитации вуза

Очень важным для системы аккредитации в РФ стал 2009 год.

Государственная аккредитация теперь будет проводится не в отношении вуза, а в

Практика аккредитации в системе высшего образования России / В. Г. Наводнов, Г. Н

сфера образования, высшее профессиональное образование, Европейское пространство, академическая культура...

Обучение иностранных граждан как один из приоритетных...

Сегодня профессиональной подготовкой иностранных граждан в Российской Федерации

Рис. 2. Состав иностранных граждан, обучавшихся на очных отделениях российских вузов в

Так, в настоящее время, доминирующими группами студентов, получающих образование в

Особое внимание необходимо уделять: во-первых, качеству обучения иностранных граждан языку на...

Совершенствование системы оценки качества высшего...

 Ключевые слова: высшее образование, оценка качества образования, академическая мобильность студентов, аудит

- введение системы кредитов (зачетных единиц); - обеспечение качества образования

Можно определить три критерия качества образовательной деятельности [7]

С ее помощью обеспечиваются минимальные гарантии качества обучения.

Что такое лицензирование и аккредитация вуза — Молодой ученый

Что такое аккредитация образовательной программы. Согласно статье 92 ФЗ №273, государственная аккредитация проводится по образовательным программам в отдельности. Этот документ подтверждает, что качество обучения по ним соответствует требованиям ФГОС.

Задать вопрос