Формализация процедуры подготовки к аккредитации вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 13.05.2019

Статья просмотрена: 310 раз

Библиографическое описание:

Качаева, Е. А. Формализация процедуры подготовки к аккредитации вуза / Е. А. Качаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58960/ (дата обращения: 02.03.2021).



Статья посвящена освещению вопроса улучшения подготовки к процедуре государственной аккредитации в высших учебных заведениях на примере Сибирского федерального университета.

Ключевые слова: государственная аккредитация, нормативный документ, Болонский процесс, база данных.

Государственная аккредитация ВУЗа — это признание уполномоченными государственными органами качества образовательного учреждения, его соответствия установленным стандартам. Как правило, аккредитация учебных заведений проводится один раз в 5 лет. Вновь организованные университеты или отдельные филиалы, новые специальности имеют возможность получить государственную аккредитацию только после первого выпуска.

Проводя анализ двадцатилетней практики становления и развития аккредитации в системе высшего образования Российской Федерации, можно выделить три этапа:

– инновационный (1995–2004);

– «европеизации» (2004–2009);

– дифференциации процедур оценки (2009 — по настоящее время).

Первая аккредитационная коллегия министерства образования была проведена 22 апреля 1997 года, и первые двадцать семь вузов прошли госаккредитацию. Далее работа коллегии приобрела характер регулярного типа: восемь раз в год, третий четверг месяца. А сама процедура оптимизировалась: началось совмещение по срокам трех ее составляющих — лицензирование, аттестация и государственная аккредитация. Такая комплексная оценка, которая была введена в 2000 году, достаточно облегчила жизнь вуза. Все процедуры проводились в одно время силами объединенной комиссии, и решение по лицензированию, аттестации и государственной аккредитации принималось практически одновременно [1].

Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация для России были процедурами новыми и не совсем ясными, особенно для государственных вузов: всегда работали без всяких лицензий и всегда выдавали одинаковые дипломы. Но в условиях разнородности вузов по организационно-правовому статусу (государственные, муниципальные, частные) нужны были единые механизмы регламентации и признания.

В 2003 году произошло присоединение России к Болонскому процессу, что оказало очень сильное воздействие на систему госаккредитации:

– организация широкого информирования общественности: созданы информационные ресурсы, которые содержат необходимые сведения о процедурах аккредитации и аккредитованных вузах в печатных и электронных форматах;

– осуществление многосторонней поддержки вузов, их административного персонала, относительно формирования внутривузовских систем менеджмента качества и сбора информации, прохождения процедур государственной аккредитации;

– с 2000 года была разработана система повышения квалификации для специалистов, которые работают в области экспертизы качества высшего образования;

– с 2006 года введен такой аккредитационный показатель как «Воспитательная деятельность вуза» и технология анкетирования студентов при прохождении государственной аккредитации;

– интенсивное развитие международных связей в области оценки качества высшего образования с помощью участия в международных проектах и ассоциациях, приглашение коллег из зарубежа в качестве наблюдателей в экспертные комиссии [2].

Очень важным для системы аккредитации в РФ стал 2009 год. Произошел резкий спад демографического роста: начиная с 2008 года ежегодно высшая школа стала недосчитывать 10 % абитуриентов. Проблемы набора абитуриентов обострили конкуренцию среди вузов, особенно негосударственных. Выросла потребность государства и общества по поводу падения качества высшего образования.

Изменение целевых установок государственной аккредитации было закреплено в законодательстве и нормативных правовых документах 2011 года и фактически без изменений вошло в новый федеральный закон — «Об образовании в Российской Федерации», № 273. Важнейшим изменением стало отсутствие возможности установления (для вновь создаваемых вузов) и изменения (для действующих) государственного аккредитационного статуса. Государственная аккредитация теперь будет проводится не в отношении вуза, а в отношении его деятельности по отдельным образовательным программам [1]. Целью оценки теперь является установление соответствия содержания и качества обучения в вузе требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), как и при плановом (или внеплановом) государственном контроле качества.

Для подготовки вуза к аккредитации очень важно иметь нормативные документы, четко регламентирующие порядок подготовки и представления комплектов документов на всех стадиях подготовки к аккредитационной процедуре. Для этого был разработан ряд документов, в частности регламент с указанием этапов. Структурная схема этапов представлена на рисунке.

C:\Users\User\Desktop\этапы.png

Рис. 1. Этапы государственной аккредитации вуза

Сегодня аккредитация — это признание эффективности деятельности образовательного учреждения, установления (подтверждение, изменение) его государственного статуса (типа, вида), передача ему на определенный срок установленных законодательством прав и полномочий.

В Сибирском федеральном университете ведется работа по созданию баз данных, которые обеспечат получение быстрой и достоверной информации при подготовке к аккредитации. Формирование баз данных предполагает сбор всех структурных подразделений университета, которые будут зафиксированы в нормативных документах, с последующим периодическим обновлением. Наличие нормативной документации, утвержденной в университете, позволит в будущем безболезненно подготовиться к процедуре государственной аккредитации.

Литература:

  1. Практика аккредитации в системе высшего образования России / В. Г. Наводнов, Г. Н. Мотова // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 12–20.
  2. Болонский процесс и сотрудничество в области обеспечения качества образования: опыт Российской Федерации / Е. Н. Геворкян, Г. Н. Мотова // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 150–165.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная аккредитация, высшее образование, Болонский процесс, вуз, государственная аккредитация вуза, изменение, образовательное учреждение, Российская Федерация, Сибирский федеральный университет.


Ключевые слова

база данных, нормативный документ, Болонский процесс, государственная аккредитация

Похожие статьи

Процесс формирования федеральных университетов в РФ...

Федеральный университет – это один из видов высших учебных заведений в РФ, созданных для укрепления социально-экономических связей университета и федерального округа. Процесс создания федеральных университетов стал одним из основных итогов...

Проблемы образования в государственных федеральных...

Проблемы образования в государственных федеральных учреждениях высшего образования.

система образования, реформа высшего образования, Единый государственный экзамен, Болонский процесс, «бегство мозгов», наука в вузах.

Сравнительный анализ систем высшего образования в США...

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования, высшее профессиональное

Для обеспечения хода реализации Болонского процесса в системе российского высшего образования необходимо проведение следующих...

Законодательное регулирование отношений в области высшего...

право на образование, федеральные государственные образовательные стандарты, государственная политика в области образования, система образования. Законодательное регулирование отношений в области высшего образования. Проблемы реализации.

Унификация права в сфере образования как составляющая...

Кубанский государственный аграрный университет.

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования, высшее профессиональное образование, Европейское пространство, академическая культура...

Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор

В настоящее время рейтинги университетов являются главным фактором при выборе вуза у абитуриентов. В статье представлены результаты анализа рынка образовательных услуг, в ходе исследования выделены факторы макро- и микросреды, влияющие на деятельность вузов.

Болонский процесс, высшее образование, Болонская...

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования

С момента присоединения России к Болонскому процессу для Российского образования вопросы о путях интеграции его в европейское и мировое образовательное...

Изменения в системе национального Российского образования

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования, высшее профессиональное

высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность, иностранный язык, инженерная деятельность...

Проблема коррумпированности в сфере образования и пути её...

Ключевые слова: образование, высшее учебное заведение, коррупция, взяточничество, кодекс этики

Для противодействия взяточничеству в вузах их руководители и собственники могли бы

Российская Федерация, образование, образовательное учреждение, свобода...

Похожие статьи

Процесс формирования федеральных университетов в РФ...

Федеральный университет – это один из видов высших учебных заведений в РФ, созданных для укрепления социально-экономических связей университета и федерального округа. Процесс создания федеральных университетов стал одним из основных итогов...

Проблемы образования в государственных федеральных...

Проблемы образования в государственных федеральных учреждениях высшего образования.

система образования, реформа высшего образования, Единый государственный экзамен, Болонский процесс, «бегство мозгов», наука в вузах.

Сравнительный анализ систем высшего образования в США...

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования, высшее профессиональное

Для обеспечения хода реализации Болонского процесса в системе российского высшего образования необходимо проведение следующих...

Законодательное регулирование отношений в области высшего...

право на образование, федеральные государственные образовательные стандарты, государственная политика в области образования, система образования. Законодательное регулирование отношений в области высшего образования. Проблемы реализации.

Унификация права в сфере образования как составляющая...

Кубанский государственный аграрный университет.

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования, высшее профессиональное образование, Европейское пространство, академическая культура...

Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор

В настоящее время рейтинги университетов являются главным фактором при выборе вуза у абитуриентов. В статье представлены результаты анализа рынка образовательных услуг, в ходе исследования выделены факторы макро- и микросреды, влияющие на деятельность вузов.

Болонский процесс, высшее образование, Болонская...

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования

С момента присоединения России к Болонскому процессу для Российского образования вопросы о путях интеграции его в европейское и мировое образовательное...

Изменения в системе национального Российского образования

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования, высшее профессиональное

высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность, иностранный язык, инженерная деятельность...

Проблема коррумпированности в сфере образования и пути её...

Ключевые слова: образование, высшее учебное заведение, коррупция, взяточничество, кодекс этики

Для противодействия взяточничеству в вузах их руководители и собственники могли бы

Российская Федерация, образование, образовательное учреждение, свобода...

Задать вопрос