Автор: Бейсембаева Наталья Александровна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 29.04.2016

Статья просмотрена: 352 раза

Библиографическое описание:

Бейсембаева Н. А. Проблема коррумпированности в сфере образования и пути её решения в современной России // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 801-803.



В статье рассматриваются проблемы коррумпированности в сфере образования РФ и предлагаются законодательные решения данных проблем.

Ключевые слова: образование, высшее учебное заведение, коррупция, взяточничество, кодекс этики преподавателя, понижение в должности,оповещения о расходованиях денежных средств, преодоление коррупции.

Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль

Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав иностранных граждан и граждан Российской Федерации. В соответствии со ст.1 ФЗ «Об образовании» [1] Россия провозглашает область образования приоритетной.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Предметом исследования является коррупция как правовой и социально-правовой феномен жизни современного общества, а также уголовное право (и право вообще) которое должно быть предназначено как средство противодействия коррупции.

В главе 2 статьи 43 Конституции РФ [2] гарантируется каждому гражданину право на образование, устанавливая при этом обязательность основного среднего образования, его общедоступность и бесплатность в государственном или муниципальном образовательном учреждении, а также возможность на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Коррупция в сфере образования постепенно отменяет действие этой статьи. Она способствует определенной дискриминации российских граждан по их социальному статусу и уровню жизни, нарушая конституционный принцип равенства и общедоступности соответствующих услуг. Такой дискриминации подвергаются, в первую очередь, наиболее бедные граждане, проживающие вдалеке от крупных образовательных и культурных центров, мегаполисов, выходцы из непривилегированных социальных групп и некоторые другие. Преодоление коррупции в России во многом осложняется тем, что в системе образования коррупция стала нормой жизни, а в некоторых случаях и единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. [3, с. 19]

«Как только появились носители власти, облеченные особыми полномочиями, так одновременно с этим появилось и взяточничество», — писал именитый русский правовед В. Н. Ширяев. [4, с. 3] Взяточничество — одно из многовековых и известных проявлений коррупции. Анализирую научные статьи Т.И Губаревой, Я.И Гилинского, В.А Номоконова и других, можно сделать вывод, что коррупция в высших учебных заведениях с каждым днем становится все более серьезной проблемой. Высочайший уровень коррупции в нашем государстве приводит к тому, собственно наша Родина год от года утрачивает собственную вкладывательную привлекательность. И, в соответствии с этим, убавление числа обучающихся в Российской Федерации приводит к снижению престижа отечественного высшего образования. Коррупция в отечественном образовании носит системный характер, а любые шаги по ограничению коррупции в образовании до сих пор носят либо символический, либо фрагментарный характер. Действия правоохранительных органов, также опыт подготовки и реализации федеральными органами исполнительной власти ведомственных антикоррупционных планов в 2014–2015 годах оказывается малоэффективным.Известные российские ученые Ю. Н. Афанасьев, А. П. Давыдов, А. А. Пелипенко, комментируя статью Д. А. Медведева «Россия, вперед», высказывают следующую позицию: «По отношению же к праву российская власть показывает себя откровенно нелегитимной и криминальной» [5] и с этим нельзя не согласиться.

Так, коррупцию в системе образования можно разграничить на две ступени: первичную и вторичную. Коррупция на первичной ступени находит свои проявления непосредственно в процессе обучения: прием в учебные заведения, вступительные испытания, сдача промежуточных и выпускных экзаменов и др. Коррупция на вторичной ступени связана с системой аккредитации, лицензирования образовательных учреждений и, также, с системой распределения бюджетных средств на финансирование системы образования.

В своей работе «Образование и коррупция» Стефан Р. Хайнеман дает характеристику системы образования, свободной от коррупции:

– равенство доступа к получению образования;

– честность при распределении учебных программ и материалов;

– честность и прозрачность критериев выбора высшего образования;

– честность при проведении аккредитации, в которой все учебные заведения равно оцениваются по системе стандартов, открытых для общественной огласки;

– честность при получении образовательных услуг и товаров;

– поддержание системы профессиональных стандартов теми, кто возглавляет учебные учреждения, кто осуществляет преподавательскую деятельность, независимо от форм собственности учреждения: частной или государственной. [6, с. 29] На нынешний день такой нашу систему образования охарактеризовать нельзя.

Для противодействия взяточничеству в вузах их руководители и собственники могли бы использовать услуги правоохранительных органов. Но при этом существенно повышаются издержки снижения уровня репутации вузов, доверия к ним со стороны общественности и потенциальных спонсоров. Поэтому нередко для руководителей и собственников вузов является наиболее выгодным увольнение «по собственному желанию» преподавателей, уличённых в получении взяток. [7, с. 47] В таких случаях, как правило, ущерб репутации вузов наносится минимальный. Главная причина выгодности таких увольнений взяточников и к основной же проблеме коррумпированности в сфере образования относится несовершенство норм уголовного права — ограниченные способности привлечения к ответственности работников образовательных учреждений. Если ВУЗ государственный, то статья 204 УК РФ «Коммерческий подкуп» не распространяет свое действие. Речь идет о преподавателе, выполняющем профессиональную деятельность и в соответствии с этим, он не является должностным лицом в смысле, указанном в примечании к статье 285 УК РФ и статье 290 УК РФ «получение взятки» на него не распространяется.Ана практике преподаватель государственного вуза признается должностным лицом по статье 285 и 290 УК РФ. Это связано с тем, что на преподавателях, как и на врачах легче всего внушить обществу видимость борьбы с коррупцией.

Автор статьи считает необходимым внести в законодательство следующее изменение и дополнение:

  1. Примечание 1. статьи 285 УК РФ изложить в следующей редакции: «Должностными лицами в статьях настоящейглавыпризнаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочиюосуществляющие функциипредставителя властилибо выполняющиеорганизационно-распорядительные, профессиональные,административно-хозяйственныефункции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».
  2. Пункт 1 статьи 290 УК РФ изложить в следующей редакции санкцию: «наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок от одного года до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового».
  3. Внести изменение в пункт 1 статьи 3.2 КоАП РФ: дополнить подпунктом 12: «понижение в должности».
  4. На сайте — минобрнауки.рф добавить онлайн оповещения о расходованиях денежных средств из бюджета министерства образования и отчетность за последние пять лет:

Во-первых, на основании статьи 36 Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) отчет направленных стипендии и других денежных выплат в соответствии с её видами.

Во-вторых, направленные финансовые средства на подготовку и издание учебников «Основы противодействия коррупции», «Общество против коррупции» и т. п.

В-третьих, вопросы финансирования образовательной деятельности и научной деятельности государственного ВУЗа.

  1. Положение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15 июля 2013 № 594 (ред. от 13.02.2016) дополнить новым разделом «Ответственность за правонарушения» или «Основания юридической ответственности».
  2. Создание кодекса этики преподавателя.
  3. Улучшение положения учителей и преподавателей (повышение зарплат) и предоставление так называемого «социального пакета» (пенсионного обеспечения и выходного пособия).
  4. Организация семинаров, мастер-классов по обмену опытом в вопросах противодействия коррупции, а также направление финансовых средств на подготовку и издание учебников и пособий по данной тематике.

Цель: морально-психологический настрой общества.

В современной России для существенного снижения уровня коррупции в системе образования нужно также отменить государственные стандарты, аккредитацию, аттестацию и сертификацию, ввиду того, что они стали основными средствами коррупционного вмешательства в деятельность образовательных учреждений. Стандарты, аккредитацию, аттестацию и сертификацию нужно поэтапно передать общественным и некоммерческим организациям. Такой подход существенно изменит в направлении отхода от коррупционности систему реальных социальных институтов регулирования системы образования, будет способствовать переходу к стратегическому управлению этой сферой, а также снизит мотивации её субъектов осуществлять коррупционные действия, выгодные им в краткосрочной перспективе.

Несомненно, ни некоторая отделенная антикоррупционная мера, ни их совокупность не гарантирует «ликвидацию» коррупции в сфере образования, но предложенные законодательные решения данной проблемы помогут минимизировать это общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления.

Литература:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // [электронный ресурс] СПС «Гарант» / Компания «Гарант».
  2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант».
  3. Ширяев, В. Н. Взяточничество и лиходательство в связи с общим учением о должностных преступлениях / В. Н. Ширяев. — Ярославль: Тип. Губ. правл. 1916. — С. 570.
  4. Афанасьев Ю. Н. Вперед нельзя назад! / А. П. Давыдов, А. А. Пелипенко // Новая газета. 2009. 16 окт.
  5. Хайнеман Стефан Р. Образование и коррупция // Народное образование. 2004. — № 9.
  6. Российская коррупция: уровень, структура, динамика. Опыты социологического анализа / Под ред. Г. А. Сатарова. — Москва.: Фонд «Либеральная Миссия», 2013. — 752 с.
  7. Шмаков А. В. Коррупция в высших образовательных учреждениях: экономико-юридический подход // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Том 5, № 4, 2007. — С. 47
Основные термины (генерируются автоматически): сфере образования, Российской Федерации, системе образования, системы образования, противодействия коррупции, высшего образования, расходованиях денежных средств, образовательных учреждений, системе образования коррупция, муниципальном образовательном учреждении, лишением права, определенной деятельностью, определенные должности, граждан Российской Федерации, средство противодействия коррупции, субъектам Российской Федерации, вопросах противодействия коррупции, Силах Российской Федерации, область образования приоритетной, отечественного высшего образования.

Ключевые слова

высшее учебное заведение, коррупция, образование, взяточничество, кодекс этики препо-давателя, понижение в должности, оповещения о расходованиях денежных средств, пре-одоление коррупции

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос