Противодействие коррупции в рамках обсуждения проекта федерального закона «Об образовании» | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Борисова Е. А. Противодействие коррупции в рамках обсуждения проекта федерального закона «Об образовании» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 62-64. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/76/ (дата обращения: 21.08.2018).

Безусловно, проект нового закона об образовании является одной из самых широко обсуждаемых тем в нашем обществе, так как именно образовательная деятельность затрагивает практически всех граждан нашей страны, начиная от детей дошкольного возраста и их родителей и заканчивая представителями администрации в сфере образования.

Проект закона вобрал в себя многие последние разработки в сфере образования, содержит много нового и прогрессивного. Достаточно полно урегулированы вопросы применения дистанционных и электронных образовательных технологий, легализовано сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Но, вместе с тем, многие концепции нового законопроекта будут способствовать усилению коррупционных правонарушений в сфере образования. Например: в отношении лицензирования образовательной деятельности в проекте закона записано: «Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее лицензия) действует бессрочно». [1]

Однако в этой же статье указано, что

- «Контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (лицензионный контроль) проводится лицензирующим органом, предоставившим соответствующую лицензию, путем проведения плановых и внеплановых проверок.

К проведению таких проверок привлекаются эксперты в порядке, установленном положением, указанным в части 3 настоящей статьи.

- Через один год после предоставления лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии является основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения проверок» [1]

Таким образом, ежегодные плановые выездные проверки по контролю соблюдения требований лицензии не только противоречат тезису Председателя Правительства РФ В.В. Путина «о введении бессрочной лицензии и сокращении бюрократических процедур по лицензированию и аккредитации» [2], но и значительно увеличивают бумажную волокиту. Если ранее контроль соблюдения лицензионных требований планово осуществлялся один раз в течение срока действия лицензии, действующей 6 лет, то теперь количество плановых проверок увеличиться в 6 раз, во столько же возрастет и количество документации, представляемой образовательными организациями. Естественно, колоссальный объем государственной стандартизации и контроля, заложенный в концепцию проекта закона не может быть выполнен силами самих органов государственного управления и контроля, в связи с чем, предусмотрено масштабное использование государственно-общественных организаций, что ведет к феодализации образования и увеличивает коррупциогенность.

Еще один момент, на Западе лицензии и аккредитации даются образовательным организациям по определенным направлениям (профилям), которых всего-то 15-20. У нас – по образовательным программам, которых сейчас 27000.

Критерием успешности модернизации образовательной среды должно являться не удобство контроля и надзора, а гибкость, скорость актуализации образовательных программ и созидательное творчество образовательных организаций, позволяющее им выходить на передовые конкурентные позиции в развивающейся мировой инновационной среде. Не вызывает сомнения, что мелочная регламентация не позволит российским вузам конкурировать на международной арене, приведет к еще большей потере экспорта в образовании. На мировом рынке экспорта образовательных услуг РФ имеет скромные 2%, тогда как, например США обучает 20% студентов. Наша доля по данным Организации экономического сотрудничества и развития в период с 2004 по 2007 год сократилась на 1%. То есть на треть. [3]

Согласно новому законопроекту ПТУ, как самостоятельную образовательную организацию, предлагается упразднить и сделать колледжи видом высшего учебного заведения с целью привлечения большего числа учащихся в сектор среднего профессионального образования. При этом статья прописана таким образом, что часть современных институтов и, может быть, даже академий, вынуждены будут либо опускаться на одну-две ступени вниз, например, в колледжи, академия – в институт, либо присоединяться механически к другим университетам.

Естественно для вузов перспектива понижения на пару ступенек крайне нежелательна, поэтому администрация учебного заведения всеми силами будет пытаться сохранить прежний статус, и вновь поплывут шелестящие просьбы об этом в руки чиновников.

К сожалению, в законе практически не указано как при реорганизации ВУЗа или его закрытии (например, лишение лицензии) будут соблюдаться права учащихся, которые поступали в ВУЗ, а будут заканчивать колледж.

Возможность обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав и пр. предоставит студентам, пожалуй, единственную альтернативу продолжения обучения в ВУЗе – перевод в другое высшее учебное заведение. Но содержание рабочих программ дисциплин вузов может различаться, несмотря на то, что все они составлены по ФГОС, в связи с чем, при переводе студентов из одного вуза в другой существует такое понятие как разница в учебных планах, которую студенту долго и мучительно придется «досдавать» - платно. Так как подобное явление во многих вузах относится к категории дополнительных образовательных услуг на возмездной основе. И иногда официальные размеры «досдачи» пополняются не формальными, т.е. создаются дополнительные условия для коррупции.

И, наконец, деятельность в отношении финансового обеспечения деятельности образовательных организаций за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации приведет к давно известной схеме «распил плюс откат» Действительно, новый законопроект предполагает, что не только государственные, но и негосударственные учебные заведения смогут получать государственные задания. Вроде бы, конкурентная среда. Но конкурентная среда перед кем? В главе 9 ст.79 записано:

«Орган государственной власти (орган местного самоуправления), выполняющий функции и полномочия учредителя, определяет требования к программе развития подведомственных ему образовательных учреждений, учреждает комиссию по оценке и отбору проектов программ развития и утверждает регламент деятельности комиссии, организует проведение контроля за реализацией программы развития каждого образовательного учреждения» [1]

Это не конкурентная среда, куда люди сами будут приходить и говорить: «Я хочу учиться здесь, я несу сюда свои деньги». Чиновник будет определять, кому дать государственное задание, а кому его не дать. Безусловно, складывающаяся псевдоконкурентная среда приведет к росту в Российской Федерации коррупции

Также весьма проблематична стыковка будущего закона об образовании с будущим аналогом пресловутого ФЗ № 94 о торгах и закупках для госнужд. Помимо впечатляющего роста «откатов» этот закон привел к безумному росту бумаговаяния и резкому ограничению полномочий руководителей. Очень важен вопрос о системе разработок для образования на всех уровнях – все-таки искать надо не организации, а талантливых лидеров, способных собрать эффективно работающие коллективы. Тем самым в законе следует прописать и разумную систему конкурсного отбора, и систему ответственности.

По мнению член-корреспондента Российской академии образования Александра Абрамова, «Образование – это слишком серьезное дело, чтобы его можно было доверить только политикам, чиновникам и юристам». [3] Принять закон об образовании можно лишь тогда, когда сомнения минимизированы. Принцип Гиппократа «Не навреди!» все-таки должен быть выше так называемой политической целесообразности.


Литература:
  1. 01 декабря 2010 Российская газета проект федерального закона «Об образовании»
  2. 14 октября 2010 РИА Новости. Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина на заседании Совета законодателей в Москве.

  3. Аккредитация в образовании / март 2010

  4. 8 декабря 2010 Независимая газета статья «Как обсуждаются законы»
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, конкурентная среда, сфера образования, высшее учебное заведение, контроль соблюдения, предоставление лицензии, лицензирующий орган, вуз, образование.

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

образовательная деятельность, конкурентная среда, сфера образования, высшее учебное заведение, контроль соблюдения, предоставление лицензии, лицензирующий орган, вуз, образование.

Проблема коррумпированности в сфере образования и пути её...

образовательная деятельность, конкурентная среда, сфера образования, высшее учебное заведение, контроль соблюдения, предоставление лицензии, лицензирующий орган, вуз, образование.

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Позиция автора по проблеме конкурентоспособности высшего учебного заведения

Высшее образование является весомой гарантией трудоустройства и обеспечения повышенного уровня жизни.

Алгоритм исследования конкурентной среды на рынке...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Развитие образовательной среды в высших учебных педагогических заведениях связано с внедрением в практику работы инновационных педагогических технологий, проектированием современного содержания образования, профориентацией...

Доходная деятельность высших образовательных учреждений

В последнее время не прекращаются споры между налоговыми органами и налогоплательщиками, связанные с понятием предпринимательской деятельности в сфере образования.

Конкурентоспособность частного образовательного центра по...

образовательная программа, высшее учебное заведение, высшее профессиональное образование, конкурентоспособность, образовательное учреждение, наличие, заработная плата, подгруппа, программа... Особенности формирования конкурентоспособности региона.

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...

5. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 2 августа 1996 г.№ 125-ФЗ.

образовательная деятельность, Российская Федерация, государственная аккредитация, Россия, сфера образования, педагогическая деятельность...

Система факторов конкурентоспособности образовательной...

образовательная программа, высшее учебное заведение, высшее профессиональное образование, конкурентоспособность, образовательное учреждение, наличие, заработная плата, подгруппа, программа...

Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор

Деятельность, осуществляемая образовательными учреждениями, лицензируется.

Высшее учебное заведение.

Увеличение стоимости образования. Финансирование в сфере высшего образования: основные...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

образовательная деятельность, конкурентная среда, сфера образования, высшее учебное заведение, контроль соблюдения, предоставление лицензии, лицензирующий орган, вуз, образование.

Проблема коррумпированности в сфере образования и пути её...

образовательная деятельность, конкурентная среда, сфера образования, высшее учебное заведение, контроль соблюдения, предоставление лицензии, лицензирующий орган, вуз, образование.

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Позиция автора по проблеме конкурентоспособности высшего учебного заведения

Высшее образование является весомой гарантией трудоустройства и обеспечения повышенного уровня жизни.

Алгоритм исследования конкурентной среды на рынке...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Развитие образовательной среды в высших учебных педагогических заведениях связано с внедрением в практику работы инновационных педагогических технологий, проектированием современного содержания образования, профориентацией...

Доходная деятельность высших образовательных учреждений

В последнее время не прекращаются споры между налоговыми органами и налогоплательщиками, связанные с понятием предпринимательской деятельности в сфере образования.

Конкурентоспособность частного образовательного центра по...

образовательная программа, высшее учебное заведение, высшее профессиональное образование, конкурентоспособность, образовательное учреждение, наличие, заработная плата, подгруппа, программа... Особенности формирования конкурентоспособности региона.

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...

5. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 2 августа 1996 г.№ 125-ФЗ.

образовательная деятельность, Российская Федерация, государственная аккредитация, Россия, сфера образования, педагогическая деятельность...

Система факторов конкурентоспособности образовательной...

образовательная программа, высшее учебное заведение, высшее профессиональное образование, конкурентоспособность, образовательное учреждение, наличие, заработная плата, подгруппа, программа...

Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор

Деятельность, осуществляемая образовательными учреждениями, лицензируется.

Высшее учебное заведение.

Увеличение стоимости образования. Финансирование в сфере высшего образования: основные...

Задать вопрос