Финансирование системы высшего профессионального образования в Российской Федерации и за рубежом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 3995 раз

Библиографическое описание:

Бумагина, В. А. Финансирование системы высшего профессионального образования в Российской Федерации и за рубежом / В. А. Бумагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 1. — С. 161-167. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1014/ (дата обращения: 10.12.2024).

В современных условиях финансирование высшего профессионального образования (ВПО) как в России, так и за рубежом осуществляется как из государственных, так и из частных источников.

Государственное финансирование ВПО за рубежом осуществляется за счет бюджетов различных уровней, в большинстве за счет бюджета центрального правительства (рис. 1). Исключение составляют США, Испания и Германия, в которых активную роль в финансировании играют региональные бюджеты. Государственное финансирование направлено как на образовательную деятельность, так и на научные разработки. К частным источникам относятся в первую очередь плата за обучение, фундаментальные и прикладные научные исследования для бизнеса, а также прочие сопутствующие виды деятельности, такие как услуги по проживанию в общежитиях, библиотечные, консультационные и прочие виды услуг. Кроме того, дополнительным частным источником  финансирования являются благотворительные пожертвования физических и юридических лиц.

Рис.1. Структура финансирования ВПО в странах ОЭСР за 2007 год, в процентах

Анализ структуры финансирования ВПО в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) за 2007 год показывает превалирующую роль государственного финансирования высших учебных заведений в большинстве рассмотренных стран, которое составляет более 60%. Исключение составляют Израиль и Австралия, где доли государственного и частного финансирования примерно равны, а также США, где преобладает частное финансирование высшего образования.

Анализ динамики структуры финансирования на ВПО с 1995 по 2007 год показывает, что в большинстве стран ОЭСР за анализируемый период увеличилась доля финансирования за счет частных источников (рис. 2). Исключение составляют Ирландия, в которой за рассматриваемый период доля государственных расходов на ВПО увеличилась на 14% и Испания - на 3,5%.

Рис. 2. Процент увеличения (снижения) финансирования из частных источников в странах ОЭСР за 1995 –2007 гг.

Снижение доли государственного финансирования ВПО и развитие частных источников признается глобальной тенденцией во многих странах мира. При этом в абсолютных размерах государственное финансирование не сокращается, растет частное финансирование и снижается темп роста государственного финансирования. 

Рассмотрим ключевые положения финансовых стратегий некоторых зарубежных вузов, определенные их миссиями.

Лондонская школа экономики и политических наук (Великобритания):

·         в связи с тем, что увеличение прямого поступления средств налогоплательщиков в реальном исчислении в сферу образования Великобритании является маловероятным, ожидается, что студенты и их родители будут вносить все большие суммы за обучение;

·         школа стремится увеличить ежегодные поступления от всех благотворительных источников для поддержки выбранных приоритетов;

·         школа будет стремиться перевести студенческие общежития и службу питания на полное самофинансирование.

Университет  Дюрхема (Великобритания):

Для создания и поддержания статуса конкурентоспособного исследовательского университета с лидирующими позициями необходимы инвестиции в интеллектуальные ресурсы и инфраструктуру. Приоритетом университета являются усилия, направленные на увеличение финансовой базы для последующих инвестиций. Делать это необходимо через повышение эффективности уже имеющихся ресурсов и привлечение новых источников. Привлечение новых источников финансирования особенно важно, так как позволит университету, большая часть средств которого поступает из государственных источников, снизить риски и свою зависимость от изменений государственной политики.

Университет Мэриленда, Колледж-Парк (США) ставит цели:

·         активно развивать партнерские связи с городскими властями и частными донорами по развитию университетской инфраструктуры: увеличению числа мест в студенческих общежитиях, выделению дополнительных площадей для проведения исследовательской работы, поддержанию экономического статуса и внешнего вида прилежащих к университету территорий;

·         создать подразделение по привлечению финансовых средств выпускников и доноров, превосходящее по своей структуре и квалификации персонала аналогичные подразделения в университетах-конкурентах;

·         привлекать государственные и частные источники для поддержки программ университетского бизнес-инкубатора.

Университет Уорвика (Великобритания) сформулировал амбициозную цель войти в число пятидесяти лучших вузов мира к 2015 году. Достижение такой цели требует значительного увеличения финансовых поступлений. Для реализации перечисленных задач необходимо в течение пяти лет из различных источников, включая доходы от предпринимательской деятельности и частные источники, увеличить к 2015 году годовой доход университета вдвое.

Университет Штата Джорджия (США):

·         университет должен развивать разные формы партнерства с частными и государственными организациями. Президент университета должен более активно защищать интересы университета на уровне системы высшего образования штата Джорджия и добиваться повышения финансирования вуза со стороны штата;

·         университетом будут предприниматься усилия по поиску и привлечению средств для строительства новых и ремонта и модернизации существующих зданий для исследовательских лабораторий. Источники привлечения средств – федеральные фонды, частные фонды, средства жертвователей.

Представленный анализ подтверждает выводы исследователей [4] о тенденции к автономизации (росту финансовой независимости) зарубежной высшей школы. Государственное финансирование предполагает строгий контроль за целевым использованием выделенных средств. Привлечение частных источников, наряду с государственным финансированием, позволяет вузам снизить зависимость от изменений государственной политики, инвестировать средства в научно-исследовательскую деятельность, совершенствование учебного процесса, открытие новых специальностей и развитие инфраструктуры, повышая этим свою конкурентоспособность и обеспечивая финансовую устойчивость и платежеспособность.

Благотворительные пожертвования физических и юридических лиц в ряде стран, например США, являются значительным дополнительным частным источником  финансирования высшего профессионального образования. На объемы пожертвований существенное влияние оказывает налоговая политика стран. Наибольшие пожертвования отмечаются в странах, где благотворительность на нужды ВПО стимулируется налоговыми льготами. В 2007 году бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявлял, что университеты Британии пришли бы в упадок без взимания платы за обучение. Сейчас они вынуждены собирать средства с помощью третьего источника дохода: сбора денег на благотворительность. Бизнесмены, бывшие студенты университетов и филантропы могут помочь университетам деньгами, вкладывая их в университетские фонды с целью повышения уровня высшего образования и, таким образом, гарантируя университетам возможность быть конкурентоспособными на международной арене. Блэр убеждал университеты Великобритании следовать примеру высших учебных заведений США. «Великобритания тратит примерно столько же денег на высшее образование, как и США, но средний американский университет имеет денежный фонд раз в 15 больше, чем такой же университет Британии», говорил Блэр.

Анализ структуры обучающихся в государственных и негосударственных образовательных учреждениях ВПО в странах  ОЭСР в 2005 году показал, что в основной части стран доля негосударственных учреждений относительно невысока и составляет менее 15%. В Португалии, США, Польше, Мексике этот показатель составляет порядка 30%, в Бельгии, Японии, Корее – более 50%. В Великобритании 100% студентов учится в негосударственных вузах (рис. 3).

Рис.3. Соотношение обучающихся в государственных и негосударственных

учреждениях ВПО в странах ОЭСР в 2005 году, проценты.

В большинстве стран государство активно участвует в финансировании негосударственных учебных заведений ВПО. В частности, в Австралии, Швеции и США государство посредством различных трансфертов финансирует деятельность негосударственных высших учебных заведений в размере порядка 30% от общих бюджетных расходов на высшее образование. В Великобритании эта величина составляет 100% за счет того, что вся система высшего профессионального образования является негосударственной. В Австрии, Финляндии, Германии и Венгрии на негосударственные высшие учебные заведения расходуется более 20% совокупных расходов бюджета на систему высшего профессионального образования, в Италии – более 18%.

На рост частного финансирования ВПО оказывает влияние интернационализация  высшего образования, в частности привлечение к обучению иностранных студентов на платной основе (табл. 1). В последнее десятилетие дополнительным источником пополнения иностранных студентов в США и европейских странах стали граждане России и бывших социалистических стран. В условиях демографического спада в России и европейских странах привлечение студентов из стран Азии и Африки является резервом для стабилизации рынков образовательных услуг. Лидирующую мировую позицию по привлечению иностранных студентов занимает США. Наибольшие показатели в европейских странах в Швейцарии (18,4%) и Великобритании (17,3%).

 

Таблица 1

Удельный вес иностранных студентов

в общей численности студентов ВПО в европейских странах ОЭСР в 2005 году

Страна

Удельный вес

Страна

Удельный вес

Швейцария

18,4%

Норвегия

4,8%

Великобритания

17,3%

Португалия

4,5%

Австрия

14,1%

Исландия

3,2%

Бельгия

11,7%

Венгрия

3,1%

Германия

11,5%

Финляндия

2,8%

Швеция

9,2%

Испания

2,5%

Дания

7,5%

Греция

2,4%

Нидерланды

5,6%

Италия

2,2%

Чехия

5,5%

Словакия

0,9%

 

В России за последние пятнадцать лет произошли стремительные изменения в структуре и объемах финансирования ВПО. До 90-х годов понятие частные источники финансирования (в Российской практике их принято называть внебюджетные) практически отсутствовало, государство полностью финансировало высшее профессиональное образование. С 1995 года количество учреждений высшего профессионального образования  увеличилось на 40 % , в том числе государственных (ГОУ ВПО) на 20% и негосударственных (НОУ ВПО) более чем  в 2 раза (рис. 4).

Рис. 4. Динамика количества учреждений ВПО в России

 

С 1995 года численность российских студентов  обучающихся за счет бюджетных средств увеличилась на 24%, численность студентов, оплачивающих свое обучение (обучающихся с полным возмещением затрат) увеличилась в 13,7 раз. Если в 1995 году соотношение бюджетных и платных студентов составляло соответственно 91% и 9%, то к 2006 году оно составило 49% и 51%.

Рис. 5. Динамика соотношения студентов ГОУ ВПО России по источникам

финансирования обучения, проценты

С 1995 года количество студентов, обучающихся в государственных вузах России, выросло в 2,3 раза, в негосударственных вузах – в 8,7 раз (рис. 6). Доля студентов, обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях, к 2006 году составила 16% и сопоставима с основной тенденцией в странах ОЭСР.

Рис. 6. Соотношение студентов РФ, обучающихся в государственных и

негосударственных ОУ ВПО, проценты

По оценкам Я.И. Кузьминова [1] в 2008 году соотношение государственных и частных источников в системе высшего профессионального образования в России составило соответственно 57% и 43%. На фоне мировых показателей доля частных источников в России достаточно высокая. Указанное соотношение сложилось, по нашему мнению, как в результате стремительного роста платных форм обучения в государственных и негосударственных вузах, так и в связи с хронической недостаточностью бюджетного финансирования для обеспечения достойной заработной платы персонала, потребностей в текущих и капитальных расходах вузов, несмотря на положительную динамику финансирования в течение последних лет. Анализ показателя бюджетных расходов на высшее профессиональное образование в процентах от внутреннего валового продукта (ВВП) в России и странах ОЭСР [1] показывает, что Россия находится в ряду стран, имеющих наиболее низкое значение этого показателя, составляющего менее 1%.

Удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов ВПО в России в 2005 году составлял 1%, в 2006 году – 1,1%, что является достаточно низким показателем в сравнении с США и большинством европейских стран. Ниже показатели только в Словакии и Польше.

Для российской системы высшего профессионального образования, также как и зарубежной, характерна тенденция к автономизации – росту финансовой независимости. Более того, в настоящее время правительство в ходе реформирования бюджетной сферы экономики в России инициирует поэтапное преобразование значительной части ГОУ ВПО в автономные учреждения с сохранением бюджетного финансирования в виде субвенций и субсидий.

В результате проведенного анализа структуры финансирования высшего профессионального образования можно подтвердить вывод о том, что тенденция к диверсификации источников финансирования, снижению доли государственного финансирования и росту частного финансирования  характерна как для зарубежного, так и российского высшего образования. Причем в России эти процессы происходят опережающими темпами.

Рассмотренная тенденция требует совершенствования и повышения эффективности финансового менеджмента в высших учебных заведениях России, одним из ключевых элементов которого является управление денежными потоками. Характеристики государственных и частных денежных потоков с точки зрения управления ими существенно различаются. Финансовая нормативная база, учет и отчетность государственных образовательных учреждений России, в основном построены на принципах управления бюджетными денежными потоками и не учитывают специфики частных денежных потоков. 

На наш взгляд, казначейская система, в которую были переведены все внебюджетные расчетные счета бюджетных учреждений, также не учитывает особенности работы с частными денежными потоками и не позволяет эффективно ими управлять. ГОУ ВПО лишены возможности привлекать собственный и заемный капитал для финансирования своей деятельности, и соответственно у них отсутствует денежный поток в процессе финансовой деятельности.Существующая бюджетная классификация доходов и расходов, по которой работают ГОУ ВПО России, не предусматривает деление расходов на текущие и капитальные, что усложняет управление  денежным потоком в процессе  инвестиционной деятельности.

Разработанные в отечественной практике методические положения по управлению денежными потоками носят общий характер и не адаптированы к специфике деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Сближение тенденций в подходах к финансированию ВПО в России и за рубежом позволяет и даже делает необходимым изучение и использование мирового опыта финансового менеджмента и управления денежными потоками в сфере высшего образования, как на государственном уровне в целях совершенствования финансовых нормативных документов в высшей школе России и приведения их к международным стандартам, так и на уровне каждого российского вуза, желающего поддерживать высокую конкурентоспособность на отечественном и зарубежном рынке образовательных услуг.

 

 

Литература

1. Я.И. Кузьминов, ГУ ВШЭ, Ресурсы образования, доклад (по результатам мониторинга экономики образования), 2009. http://education-monitoring.hse.ru/docs/resurs.ppt

2. Образование в Российской Федерации: 2007. Статистический ежегодник. - М.:ГУ-ВШЭ, 2007.

3. Образование России – 2006. Статистический информационно-аналитический бюллетень под редакцией И.В. Голубятникова.

4. Б.В.Железов, В.С.Вахштайн, Т.А.Мешкова, Организация финансирования высшего образования в странах ОЭСР: основные тенденции и опыт для России. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/181114.html

5. Стратегии развития зарубежных вузов. Университетское управление: практика и анализ, 2008. №4.

6. Э.В. Морган, Диверсификация источников финансирования в системе высшего образования: сравнительный обзор. Университетское управление: практика и анализ, 2004. №2.

7.  http://www.oecd.org/

 

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, высшее профессиональное образование, США, государственное финансирование, великобритания, высшее образование, частное финансирование, удельный вес, испания, источник.


Похожие статьи

Интеграция образовательных программ начального и среднего профессионального образования на основе их сопряжения

Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях

Качество подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования как объект управления

Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования

Профессиональный стандарт и образовательные программы в системе обучения государственных гражданских служащих

Роль Фонда обязательного медицинского страхования в достижении социальной безопасности в Российской Федерации

Правовые основы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с высшими учебными заведениями

Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения

Социально-экономические предпосылки развития высшей школы в условиях модернизации российского профессионального образования будущих специалистов по рекламе

Региональные программы развития здравоохранения и его модернизации

Похожие статьи

Интеграция образовательных программ начального и среднего профессионального образования на основе их сопряжения

Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях

Качество подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования как объект управления

Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования

Профессиональный стандарт и образовательные программы в системе обучения государственных гражданских служащих

Роль Фонда обязательного медицинского страхования в достижении социальной безопасности в Российской Федерации

Правовые основы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с высшими учебными заведениями

Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения

Социально-экономические предпосылки развития высшей школы в условиях модернизации российского профессионального образования будущих специалистов по рекламе

Региональные программы развития здравоохранения и его модернизации

Задать вопрос