Обучение иностранных граждан как один из приоритетных показателей конкурентоспособности вуза: состояние, проблемы и перспективы развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, июнь 2014)

Дата публикации: 02.06.2014

Статья просмотрена: 566 раз

Библиографическое описание:

Огнев Д. В., Тулаева Я. И. Обучение иностранных граждан как один из приоритетных показателей конкурентоспособности вуза: состояние, проблемы и перспективы развития [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 19-22. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5746/ (дата обращения: 18.09.2018).

При переходе экономики на инновационный путь развития экспорт образовательных услуг поступательно трансформируется в прибыльную отрасль хозяйственной деятельности.

В настоящее время рынок образовательных услуг — один из самых интенсивно развивающихся областей, имеющих перспективное будущее, и наравне с культурной индустрией в широком понимании — слагаемое образа страны. Такой показатель как иностранные учащиеся, является значимым индикатором конкурентоспособности российской высшей школы, как на международном, так и на внутреннем рынке образовательных услуг. Помимо очевидных экономических выгод, обучение иностранных студентов в России имеет стратегические преимущества — через подготовку интеллектуальной элиты и распространение русского языка и культуры международное влияние России на мировом рынке повышается.

Обучение иностранных студентов в российских вузах имеет многовековую историю [2]. Распад СССР разрушил сложившуюся в стране систему обучения иностранных студентов. Фактически были разорваны экономические и научно-технические связи со многими государствами — бывшими многолетними союзниками и партнерами, резко ослабло взаимодействие в области культуры и образования. В связи с этим, перед российскими вузами стала задача занять лидирующее место на международном рынке образовательных услуг. На рис. 1 представлена динамика роста вузов России, которые занимаются профессиональной подготовкой иностранных граждан [1].

Рис. 1. Динамика роста количества российских вузов, обучавших иностранных граждан по очной и заочной форме в 1990/1991–2011/2012 академических годах

Сегодня профессиональной подготовкой иностранных граждан в Российской Федерации занимается более 700 высших учебных заведений [8]. Проанализировав динамику роста количества российских вузов, можно сделать вывод о том, что процесс укрупнения высших учебных заведений и закрытие ряда неэффективных институтов привел к снижению количества вузов, в которых обучаются иностранные граждане.

В условиях «демографической ямы», экспорт образовательных услуг выступает одним из эффективных способов интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство. Обучение иностранных граждан может стать одним из вариантов решения проблемы укомплектованности вузов студентами и получения прямой экономической выгоды от их обучения [4].

В последнее десятилетие резко увеличилось количество иностранных студентов, поступающих в высшие учебные заведения России, в частности из стран СНГ (рис. 2). В связи с таким распределением иностранных студентов по странам, мы можем говорить о значительном изменении национально-странового состава обучающихся в российских вузах в сравнении с 1990 годом.

Рис. 2. Состав иностранных граждан, обучавшихся на очных отделениях российских вузов в 2011/2012 академическом году, по странам происхождения, %

Так, в настоящее время, доминирующими группами студентов, получающих образование в отечественной высшей школе, стали выходцы из бывших стран СНГ (более 47 %) и Азии (более 29 %), в то время как доля представителей стран Северной Европы (0,5 %) и Западной Европы (3,8 %), сократилась до минимума. Тогда как, в 1990 году 78 % всех иностранных студентов составляли выходцы из стран Азии, Африки и Латинской Америки, а около 20 % иностранных студентов были гражданами стран Восточной Европы.

Кроме того, необходимо отметить, что наиболее крупным контингентом, получающим высшее образование на территории Российской Федерации в 2011/2012 академическом году стали граждане Казахстана, тогда как в предшествующие пять лет данную ступень занимали граждане Китая [1].

При детальном рассмотрении федеральных округов по числу иностранных студентов был определен лидер в исследуемой области. К нему был отнесен центральный федеральный округ (47,9 %). Данный округ представлен такими вузами как: РУДН; МГУ им. М. В. Ломоносова и Первый московский государственный университет им. И. М. Сеченова — в совокупности они насчитывают 22,3 % всех иностранных граждан.

Второе место закрепилось за Северо-Западным федеральным округом. К Санкт-Петербургскому государственному университету, Санкт-Петербургскому государственному политехническому университету и Санкт-Петербургскому государственному университету технологии и дизайна, относится 32,7 % всего контингента иностранных учащихся.

С 2001/2002 академического года и по настоящее время третье место удерживает за собой Сибирский федеральный округ. В данном федеральном округе оказывают образовательные услуги иностранным гражданам 82 вуза и составляют 12,2 % от всех вузов России.

Внутри данного округа первенство по обучению иностранных граждан прочно удерживается за томскими вузами — Томский государственный университет, Томский политехнический университет и Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники и составляет 24,1 % всего иностранного контингента вузов данного округа [1].

Иркутский государственный технический университет занимает весомое место среди вузов Сибирского федерального округа для интеграции в международное образовательное, научное, культурное и информационное пространство.

Обучение иностранных студентов ИрГТУ начал в 1961 году, преимущественно для Монголии, с 1989 года обучение прошли граждане более чем из 30 стран мира. За это время дипломы Иркутского государственного технического университета получили свыше 2000 иностранных выпускников из 26 стран мира (рис. 3).

Рис. 3. Общая численность иностранных граждан в ИрГТУ, очной формы обучения в 2004/2005–2011/2012 академически годах

Исходя из представленного рис. 3 [1, 3, 5, 7], наблюдается очевидное увеличение иностранных граждан обучающихся по очной форме обучения. В оценке общего роста численности иностранных студентов значимую роль играет действующий на базе университета международный (подготовительный) факультет, выпускники которого зачастую продолжают обучение в ИрГТУ. Значимым преимуществом явилось и то, что в ИрГТУ осуществляет набор студентов из числа соотечественников.

Ежегодно возрастает популярность и авторитет Иркутского государственного технического университета на мировом рынке образовательных услуг, что является результатом комплексной работы с национальными культурными центрами различных государств, диаспорами, посольствами, администрациями зарубежных вузов и сузов.

Повышение конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг требует согласованных мер и действий, как со стороны самих образовательных учреждений, их преподавательских коллективов, так и на уровне местных (региональных, муниципальных) и федеральных властей.

Представляется необходимым наладить систему обучения кадров, работающих с иностранцами, включая регулярный обмен опытом, методикой работы, изучения зарубежного опыта. Профессорско-преподавательскому составу, работающему с многонациональным контингентом, помимо языка, необходимо изучить этнопедагогические особенности этнической группы учащихся. Иностранные студенты должны находить у вузовской администрации поддержку и действенную помощь. Правовой статус иностранных учащихся должен быть приведен в соответствие с мировой практикой.

Для привлечения дополнительного числа иностранных студентов из стран дальнего зарубежья российские вузы должны начать осуществлять массовое обучение на иностранных языках (прежде всего английском).

Особое внимание необходимо уделять: во-первых, качеству обучения иностранных граждан языку на подготовительных факультетах, так как обучение зачастую ведется на русском языке; во-вторых, качественной подготовке соотечественников и граждан стран СНГ, часть которых планирует остаться жить и работать в России, ибо в данном случае речь идет о подготовке кадров для отечественной экономики.

Существующая система образования должна коснуться расширения спектра предлагаемых образовательных услуг, особенно по новым приоритетным специальностям, востребованным за рубежом. Установление устойчивой, долговременной ориентации вуза на подготовку специалистов для конкретных стран и по конкретным специальностям может стать залогом его успешности, как и создание за рубежом сети постоянных партнеров. Добиться этого возможно только через создание профессиональных, в том числе и межвузовских маркетинговых структур [2].

Таким образом, каждый вуз, принимая студентов из-за рубежа, преследует свои цели: одни ищут талантливую молодежь, другие заполняют оставшиеся бюджетные места, третьи улучшают своё экономическое положение, предоставляя платные образовательные услуги. Престиж вуза на рынке образовательных услуг, особенно международном, формируется в течение многих лет и даже десятилетий, и его основным индикатором является востребованность выпускников данного высшего образовательного учреждения со стороны российских и зарубежных работодателей.

Литература:

1.                  Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов [электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2013–227 стр.

2.                  Карелов С. В. Иностранные студенты в российских вузах: мотивы приезда и перспективы трудоустройства // http//courier.com.ru/cour06667/300.htm

3.                  Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: статистический сборник. Вып. 9 / авт.-сост. А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: РУДН, 2012. — 176 с.

4.                  Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы. Материалы к VI заседанию Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования 29 апреля 1999г. М., 1999, с. 28

5.                  Состояние и перспективы экспорта российского образования: Монография/ А. Л. Арефьев. — М.: РУДН, 2010. — 112 с.

6.                  Статистический сборник. Выпуск 3. М., Центр социального прогнозирования, 2006

7.                  Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 3 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2011. — 360 с.

8.                  httр://www.raexpert.ru

9.                  UNESCO Statistical Yearbook. Р. 1990, р. 3.301–3.403

Основные термины (генерируются автоматически): вуз, гражданин, студент, услуга, обучение, Иркутский государственный технический университет, Российская Федерация, Санкт-Петербургский государственный университет, Томский государственный университет, высшее образование.

Похожие статьи

Дистанционное обучение как современная форма обучения...

Государственный инженерно-экономический университет, г. Санкт-Петербург. Питерский ИНЖЭКОН предлагает все возможные формы обучения: дневную, вечернюю, заочную и экстернат. При университете действует Центр открытого образования...

Образовательная миграция из стран Дальнего зарубежья в России...

Высшую школу в городе представляют 6 государственных университетов: Томский государственный университет (ТГУ), Томский политехнический университет (ТПУ), Томский государственный педагогический университет (ТГПУ)...

Российские университеты в международных рейтингах

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.

Иркутский государственный технический университет занимает весомое место среди вузов Сибирского федерального округа для интеграции в...

Иностранные студенты в российском вузе: повышение...

Россия, студент, английский язык, российский вуз, программа, показатель, вуз, университет, значительное внимание, высшее образование.

История развития дистанционного обучения в России

Он позволял студентам из других городов сдавать экзамены, при условии, что они учились в аккредитованных высших учебных заведениях. Таким образом, Университет давал возможность получить высшее образование на расстоянии.

Публикация научных статей — Молодой ученый

Экономика и управление. Государство и право. Технические науки. Информатика.

Качество предоставления всего комплекса издательских услуг - выше всяких похвал.

Я рекомендовала вас и своим коллегам по университету, они тоже с удовольствием публикуют свои работы.

Российская Федерация, образование, образовательное...

Студенту высшего учебного заведения бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца. Сахалинский государственный университет не только предоставляет зачетные книжки и студенческие билеты...

Астраханский государственный технический университет.

ARWU, рейтинг, высшее образование, новосибирский государственный университет, университет, санкт-петербургский государственный университет

Астраханский государственный технический университет. Адрес: Россия, Астрахань, улица Татищева, 16В.

Проект Россотрудничества «Вузы России»: новый вектор развития...

Томский государственный педагогический университет начал обучение иностранцев с начала...

Россия, студент, международный рынок, Самарский государственный аэрокосмический университет, международное признание, международное образование, имя...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Дистанционное обучение как современная форма обучения...

Государственный инженерно-экономический университет, г. Санкт-Петербург. Питерский ИНЖЭКОН предлагает все возможные формы обучения: дневную, вечернюю, заочную и экстернат. При университете действует Центр открытого образования...

Образовательная миграция из стран Дальнего зарубежья в России...

Высшую школу в городе представляют 6 государственных университетов: Томский государственный университет (ТГУ), Томский политехнический университет (ТПУ), Томский государственный педагогический университет (ТГПУ)...

Российские университеты в международных рейтингах

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.

Иркутский государственный технический университет занимает весомое место среди вузов Сибирского федерального округа для интеграции в...

Иностранные студенты в российском вузе: повышение...

Россия, студент, английский язык, российский вуз, программа, показатель, вуз, университет, значительное внимание, высшее образование.

История развития дистанционного обучения в России

Он позволял студентам из других городов сдавать экзамены, при условии, что они учились в аккредитованных высших учебных заведениях. Таким образом, Университет давал возможность получить высшее образование на расстоянии.

Публикация научных статей — Молодой ученый

Экономика и управление. Государство и право. Технические науки. Информатика.

Качество предоставления всего комплекса издательских услуг - выше всяких похвал.

Я рекомендовала вас и своим коллегам по университету, они тоже с удовольствием публикуют свои работы.

Российская Федерация, образование, образовательное...

Студенту высшего учебного заведения бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца. Сахалинский государственный университет не только предоставляет зачетные книжки и студенческие билеты...

Астраханский государственный технический университет.

ARWU, рейтинг, высшее образование, новосибирский государственный университет, университет, санкт-петербургский государственный университет

Астраханский государственный технический университет. Адрес: Россия, Астрахань, улица Татищева, 16В.

Проект Россотрудничества «Вузы России»: новый вектор развития...

Томский государственный педагогический университет начал обучение иностранцев с начала...

Россия, студент, международный рынок, Самарский государственный аэрокосмический университет, международное признание, международное образование, имя...

Задать вопрос