Библиографическое описание:

Московец Г. Н. Личная гигиена младшего школьника // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 460-462.

Школьная гигиена представляет отдел общественной гигиены, имеющий задачей сохранение здоровья учащихся от тех вредных влияний, которые оказывает школа; она учит, каким образом нужно устраивать школьные помещения, как нужно приспособлять школьные принадлежности (классные скамьи, доски и т. п.), как распределять занятия и т. д. В более широком смысле Ш. гигиена обнимает заботы о гармоническом развитии тела и духа детей в школе. Для достижения этих стремлений, помимо других условий, необходимо, чтобы рука об руку со Ш. гигиеной шла домашняя гигиена учащихся.

Мы с вами знаем, какие болезни наиболее часто встречались в школах, особенно при социализме. К первой группе относятся: близорукость, боковое искривление позвоночника, переутомление — школьные болезни по преимуществу; ко второй: расстройства пищеварения, малокровие, привычная головная боль, привычные носовые кровотечения, болезни костей, зубов, уха и проч.; некоторые причисляют также к школьным болезням припухание щитовидной железы (зоб). Наконец, школа являлась посредницей в передаче и эпидемическом распространении многих заразных болезней детского возраста (скарлатина, дифтерит, корь, коклюш, свинка, парша, стригущий лишай и т. д.). Четвертая часть больных детей приносили уже с собой свои болезни из родительского дома. Что мы можем сказать, на сегодняшний день. Как происходит в нашей школе?! Что делает школа, классные руководители, учителя- предметники, учителя физической культуры для улучшения показания здоровья детей в нашей школе села Ивановка Лениногорского района Республики Татарстан.

  1. «Гигиена школьника» - Лекция для родителей на общешкольном родительском собрании:

Гигиена — область медицины, изучающая влияние природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Каждый человек должен знать правила гигиены. Она включает соблюдение рационального суточного режима, уход за кожей и полостью рта, правильное питание, закаливание, физкультуру, отказ от вредных привычек.

Правила личной гигиены определяются возрастом, полом, состоянием здоровья.

Наш организм приспособлен к ритмичной работе. Мы встаем и ложимся спать, занимаемся, трудимся, едим и отдыхаем приблизительно в одно и то же время; в нервной системе формируется динамический стереотип — система условно- рефлекторных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Это повышает работоспособность, улучшает самочувствие и способствует полноценному отдыху. Режим дня надо строить с учетом возраста.

Вставать следует в одно и то же время, не позднее 7 ч, и начинать день с утренней гигиенической зарядки, цель которой — ускорить переход от сна к бодрствованию. Упражнения, требующие большой физической силы и выносливости, в нее включать не следует. Так как в течение дня работоспособность человека меняется, наиболее ответственную и напряженную работу, в том числе и спортивные тренировки, лучше планировать от 10 до 13 и от 16 до 20 ч, когда она наиболее высокая.

Очень важно тщательно умываться, принимать душ утром и вечером. Каждый человек в доме должен иметь свое полотенце, пасту, зубную щетку. Зубы надо чистить каждый день. Особого внимания требует уход за руками. Наибольшее количество болезнетворных микробов скапливается под ногтями. Там могут оказаться и яйца гельминтов (глистов), поэтому ногти надо регулярно стричь и вычищать грязь под ногтями специальной щеткой. Умываться лучше проточной водой. Общий таз для мытья использовать нельзя: можно заразиться чесоткой, желудочно-кишечными и другими заболеваниями.

Одежда должна соответствовать погоде. В холодное время года она должна быть теплой, но кутаться не следует. Слишком теплая одежда приводит к перегреву организма.

Обувь должна быть легкой, эластичной, хорошо вентилируемой и правильно подобранной по ноге. При длительном использовании узкой обуви пальцы стопы деформируются, появляются потертости и мозоли. На тренировках, в туристских походах надо носить разношенную и прочную обувь, следить, чтобы она не промокала, а носки оставались сухими. В резиновые тапочки и кеды необходимо подкладывать войлочную стельку и надевать шерстяные носки.

Дорога в школу для многих — хорошая прогулка. Поэтому всегда стоит иметь небольшой запас времени. Ит.д.

  1. «О режиме дня младшего школьника»

  2. "Организация режима дня – залог здоровья младшего школьника"

  3. Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей.

  4. "Психологический климат в семье для успешного обучения в школе".

  5. "Основы физиологии и гигиены младшего школьника".

  6. "Режим дня. Для чего он нужен?" и т.д.

Не спорно здоровье и охрана здоровья без совместной работы школы и семьи невозможна.

Каждый год мы проводим по физической культуре мероприятия посвященные укреплению не только здоровья, но и семейных отношений в играх «Папа, мама, я спортивная и крепкая семья!», «Соревнования на лыжах», где прекрасные результаты показывают ученики среднего и старшего звена.

Раз в месяц у нас преподает Заведующая ФАП Плаксина Л.Г. как для детей младшего звена, так и для родителей.

По словам медика: «Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.

Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.»

Для укрепления знаний детей младшего школьного возраста о гигиене, проводятся классные часы, на темы:

  1. «Личная гигиена школьника»

Цель: формирование верных представлений о гигиене, у младших школьников. Привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека.

  1. «Личная гигиена и гигиена жилища» (беседа-диалог).

  2. "Кто аккуратен, тот людям приятен"

  3. Презентации «Культура питания школьника»

  4. «Уход за зубами»

Цель: привитие младшим школьникам навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами, знакомство второклассников с основными правилами ухода за зубами.

  1. «Режим дня. Режим работы и отдых»

  2. «Гигиена мальчиков»

  3. «Гигиена девочек» и т.д.

Создаем свои проектные работы, в которых участвуют и родители:

  1. «Я чистюля»

  2. «Рубашка и галстук»

  3. «Я помощник»

•Рисунки учащихся на тему гигиена к произведениям В.Лившица "Перчатка", В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо", Н.Носова "Заплатка", В.Одоевского "Мороз Иванович", К Чуковского "Мойдодыр", "Федорино горе".

Ставим инсценировки по стихотворению В. Лившица "Неряха".

Весёлые конкурсы.

•"Причеши куклу".

•"Зеркало" Глядя на себя в зеркало, произнеси 5 раз с разными интонациями фразу

•"Какой я красивый и аккуратный". Старайся не рассмеяться.

•"Повесь школьный костюм на вешалку".

Просмотр инсценировки стихотворения О.Бедарева "Вот какая я".

В 4 классе есть мальчик Хусаинов Ришат, который вместе с папой занимаются закаливанием как в летнее время, таки в зимнее время года (окунаются в проруби). Это для нас учителей большой пример для подражания. На родительских собраниях, а также мероприятиях «Сохраним здоровье» папа Ришата занимает лидирующую позицию, является примером для остальных пап.

Мы должны помнить, что здоровье и работоспособность учащихся во многом зависит от нас учителей, при учебно-воспитательном процессе.

Малоподвижный образ жизни приводит к значительным нарушениям физического развития. При этом страдает не только мускулатура тела, недостаточно развиваются и другие системы организма, прежде всего нервная и сердечнососудистая, задерживается формирование произвольных движений, человек плохо владеет своим телом.

Во время уроков 2-3 физкультминутки:

  • Для профилактики зрения

  • Для мышц ног, рук

  • Для мышц спины, живота

  • Для поясничного сустава и т.д.

Следуя ФГОСу проводим спортивный кружок «Быстрый, смелый, ловкий», где 5 -10 минут уделяется теме «Гигиена».

Во время уроков труда тщательно соблюдаем правила техники безопасности.

После работы с природным материалом, клеем, пластилином и другим вяжущим веществом моем руки с мылом. В каждой мастерской рядом с умывальником находится аптечка, в которой хранятся предметы и средства первой помощи.

Питание в нашей школе 2 х разовое. Каждый день в рацион входят овощи, фрукты, выращенные на нашем пришкольном участке. Обязательное молочные блюда, мясо, рыба.

Помните, что ваше здоровье и работоспособность во многом зависят от вас самих.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle