Библиографическое описание:

Хуррамов И. А. Проблемы экологического образования и воспитания на примере мирового сообщества // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 493-496.

Стокгольмская конференция по охране окружающей среды в 1972 году приняла рекомендацию о создании международной программы по образованию в области окружающей среды, где центральным звеном во взаимоотношений «человек—общество—природа» становится экологическое образование. На сегодняшний день экологическое образование в мире считается приоритетным направлением в подготовке кадров. В резолюциях конференции ООН «Рио+20» подчеркнута огромное значение экологического образования в реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества.

Процесс экологизации образования за рубежом начался значительно раньше, чем в нашей стране. В странах Западной Европы и США происходит смещение акцентов природоохранительной деятельности с контроля за состоянием природной среды к предотвращению ее загрязнения. Наблюдается широкое включение вопросов окружающей среды во все сферы внутренней и внешней политики, заостряется внимание на том, что хозяйственная деятельность человека в окружающей среде должны строго соответствовать принципам устойчивого развития. Новым моментом является подчеркивание прав широкой общественности свободно получать и распространять различного рода экологическую информацию.

В области экологического образования зарубежными учеными уже на протяжении нескольких десятилетий активно исследуются проблемы:

  • определения философских, социальных, культурологических и др. основ экологического образования (В.Е. Гирусов, В.И. Данилов-Данильян, H.A. Кармаев, И.И. Кравченко, Г.А. Кузнецов, H.H. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, A.Д. Урсул, R.G. Barker, W.R. Catton, D.D. Chiras, R.E. Dunlap и др.);

  • выявления сущностных, содержательных, структурных характеристик экологического мировоззрения, экологического сознания, экологического мышления как факторов кардинального изменения отношения человека к природе (Г.В. Акопов, A.A. Алдашев, A.A. Брудный, Э.В. Гирусов, А.Д. Иоселиани, Д.Н. Кавтарадзе, Н.М. Мамедов, Н. В.И. Медведев, Е.И. Чердымова, B.А. Ясвин, D.H. Meadows, D.L. Meadows, J. Randers, A.W. Wiecker и др.);

  • формирования экологической культуры как цели экологического образования (С.Н. Глазачев, В.П. Горлачев, Н.С. Дежникова, О.Н. Козлова, И.И. Мазур, О.Г. Тавстуха и др.);

  • создания системы непрерывного экологического образования, в том числе его региональных систем (А.Ф. Баранов, Н.Б. Дементьев, Ю.И. Ми-хальченко, JI.B. Моисеева, О.В. Попова, Б.И. Стрелец, Л.Ф. Тарарина и др.);

  • выявления теоретико-методологических оснований общего экологического образования и воспитания (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.М. Сен-кевич, Г.П. Сикорская, И.Т. Суравегина, Ch.M. Geesteranus, J.C. Smith, L.F. Schmore, A J. Suvan и др.);

  • подготовки педагогических кадров к экологическому образованию и воспитанию в общеобразовательных учреждениях (В.И. Блинников, Г.С. Ка-мерилова, С.С. Кашлев, A.B. Миронов, O.D. Duncan, S. Foresman и др.);

  • анализа и научно-практической разработки различных аспектов экологической подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования разного уровня (Е.И. Ефимова, И.Н. Кондрашова, H.A. Лызь, Н.М. Мамедов, К.А. Романова, U. Halbach и др.).

Согласно международным стандартам, экологическое образование есть образование об окружающей среде, посредством окружающей среды и для окружающей среды. Эти три компонента, являющиеся гранями единого подхода к решению частных задач экологического образования, должны рассматриваться как органично связанные. Например, Западной Европе экологическое воспитание начинается с трех лет, путем общения детей в специальных хозяйствах, где дети могут общаться как с дикими, так и домашними животными, ухаживать за ними.

Экологические образовательные программы в Австрии включены в школьные программы, например: организация специальных школьных проектов ("Школьный сад", "История окружающей среды", "Экология в школе", "Экологическая мастерская", "Творчество для природы"); проведение природоохранительных акций ("Озон", "Альпийская деятельность"); разработка специальных учебных пособий и различных дидактических материалов; семинаров для педагогов-экологов, а также курсов переподготовки для всех специалистов, принимающих участие в экологическом образовании детей; издание газет и журналов по вопросам экологического образования; разработка специальных эколого-образовательных программ типа "Окружающая среда, школа и общественность"; создание общегосударственного банка данных по вопросам экологического образования; осуществление координационных функций; консультирование учителей, а также других категорий специалистов, желающих участвовать в школьных и внешкольных видах эколого-образовательной деятельности, а также в различных проектах, связанных с экологическим образованием детей.

Важной вехой в развитии экологического образования в Дании экологические проблемы включены в содержание профессиональных образовательных системах педагогического профиля: обязательность экологического образования подготовки педагогов всех уровней; самообразования и расширения междисциплинарной подготовки педагогов; доступность соответствующих учебных материалов. Дания постоянный участник экологических проектов со скандинавскими странами на основе долгосрочного сотрудничества, путем проведения Северного Симпозиума и реализации международных – «Образование в области окружающей среды в Скандинавии», «Балтийское море» и «Северное море» и национальных – «Чистые реки», «Кислотные дожди», «Зеленый флаг» образовательных проектов, изучение и картирование экологического состояния берегов морей.

Экологическое образование в Германии направлено на изменения представления и улучшения знания молодых об окружающей среде, развить их готовность защищать природу, сформировать у подрастающих поколений модели экологически ответственного поведения. Здесь основной упор делается на раскрытие взаимосвязей между человеком, обществом и природной средой. Экологическое образование отталкивается от человека, так как именно человек является причиной катастрофического загрязнения среды.

Ирландская система экологического образования направлена на решение следующих задач: содействование понимания комплексности взаимодействия человека с окружающей средой; поощрение интереса к экономическому, социальному, политическому и экологическому взаимодействию в городских и сельских ареалах; предоставление каждому слушателю возможность приобрести знания, отношения, ценности, опыт принятия экологически ответственных решений, а также соответствующие практические умения и навыки, необходимые для защиты и оптимизации природной среды; создание и внедрение в индивидуальное, групповое и общественное сознание новые экологически грамотные модели поведения и деятельности в окружающей среде, способствовать формированию у отдельных граждан, различных социальных групп и общества в целом нового отношения к природе; способствование приобретения у населения широкого практического экологического опыта; формирование умения распознавать и классифицировать экологические проблемы, решать проблемные задачи и ситуации, участвовать в процессе принятия экологически ответственных решений.

Экологическое образование в Швеции были сделаны в 1970 году в связи с подготовкой и проведением Европейского года окружающей среды (1970 г.). В те годы вопросы окружающей среды были инкорпорированы в новые девятилетние программы обязательного обучения. В то же время был подготовлен и принят к реализации Национальный проект по вопросам окружающей среды. В соответствии с его требованиями в Швеции были опубликованы новые учебные пособия и руководства для педагогов и учащихся. Экологическое образование получило приоритетный статус в межгосударственном сотрудничестве скандинавских стран. Шведское общество защиты окружающей среды (ЕРА) совместно с Национальным агентством по вопросам образования создали общегосударственную информационную сеть по проблемам экологического образования.

Высокая экологическая культура национального хозяйства Японии была достигнута с помощью образовательных программ в области окружающей среды, которой охвачены все сферы национальной профессиональной подготовки. Японцы малорелигиозны – у них вместо иконы имеется алтарь красоты – ваза с цветами. Икебаны известны, пожалуй, каждому жителю планеты. Отношения японцев к природе – это особая национальная психология, в основе которой лежит групповое сознание. А потому и экологическое воспитание у них начинается еще задолго до школы.

Экологическое образование в общеобразовательных школах США характеризуется чрезвычайным разнообразием форм, направлений и методологических подходов, глубоким проникновением идей экологической этики в содержание практически всех образовательных дисциплин, привлечением широкой общественности и, особенно, общественных неправительственных организаций к процессу формирования у населения норм бережного и ответственного отношения к окружающей природной среде. Здесь общепризнанным является положение о том, что если личность не владеет понятием «окружающая среда» и не понимает своего собственного отношения к этой среде, то она является безграмотной. Таким образом, ведущей задачей экологического образования является воспитание экологической грамотности учащейся.

История экологического образования в Китае насчитывает немногим более 20 лет. Начало было положено в 1979 г., когда Комитет экологического образования Китайской ассоциации наук об окружающей среде провел конференцию, на которой было предложено внести курс экологии во всех образовательных учреждениях. Семинарские и практические занятия предназначены не только для экологии, но и преподавания других учебных курсов.

Рассмотрим углублённа Российский государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 013100 – экология, квалификация эколог. В этих стандартах Экологи могут вести следушие деятельности: Проектно-производственная деятельность и педагогическая деятельность. Возможности продолжения образования. Эколог, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 013100 – Экология, подготовлен к: обучению в аспирантуре по научным специальностям, родственным данному направлению: 11.00.11 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, 11.00.14 – Географическая экология и другим смежным специальностям.обучению в магистратуре по направлениям 511100 – Экология и природопользование, 510800 – География и другим смежным направлениям.

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки эколога по специальности 013100 – экология

Под моделью формирования профессиональных компетенций будущих экологов мы понимаем систему взаимодействующих между собой компонентов профессионального экологического образования (цели, задачи, объекты, условия), которые взаимосвязаны с социальным заказом и специфическими особенностями профессиональной деятельности специалиста - эколога (рис.1). Особенность разработанной модели формирования профессиональных компетенций будущих техников-экологов состоит в интеграции рассмотренных компонентов, что обуславливает комплексную направленность образовательного процесса на формирование компетентного специалиста.


По этим рассуждениями можно дать следующих выводов:

  1. Установлено, что экологическое образование является важным фактором становления устойчивого развития общества. Оно направлено на изменение сознания людей в отношении природы, сложившихся стереотипов мышления и поведения, механизмов экономики и социального развития, на принятие каждым государством и каждым человеком новых принципов этики, культуры и справедливости, базирующихся на системе ограничений и запретов, диктуемых законами развития биосферы. В России происходит формирование системы образования для устойчивого развития; становление этой образовательной сферы опирается на уже имеющиеся системы экологического образования.

  2. Выявлены педагогические условия формирования профессиональных компетенций.

  3. Разработана модель формирования профессиональных компетенций будущего эколога. Структура модели представляют собой технологический алгоритм реализации компетентностного подхода организации профессионального экологического образования в колледже.

  4. Показано, что подготовка экологов соответствует мировым тенденциям развития профессионального экологического образования. Целью профессионального экологического образования является формирование профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции эколога предлагается классифицировать, приняв за основу их выделения профессионально значимые виды деятельности, выделены производственно-технологические, организационно-управленческие и информационно-аналитические компетенции.

  5. Обосновано, что внедрение новых информационных технологий ведет к появлению и распространению в сфере образования гибких, быстро перестраиваемых образовательных систем. Они обеспечивают качество и доступность образования, содействуют формированию творческих способностей, развитию быстроты, гибкости, оригинальности, точности мышления. Определено место информационных технологий в экологическом образовании.

  6. Установлено, что профессиональная компетентность эколога предусматривает не только формирование знаний научных основ природопользования, но и формирование экологической культуры: необходимых убеждений, нравственных принципов и активной жизненной позиции, т.е создание условий для формирование экоцентрического мышления.

В целом, можно отметить то, что в развитых странах мира идет экологизация всех уровней образования путем внедрения национальных, региональных и глобальных проектов и программ.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle