Библиографическое описание:

Муслимов Н. А., Уразова М. Б. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога посредством использования технологии коллективной мыслительной деятельности (КМД) на занятиях педагогики // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 462-464.

В статье рассматривается технология коллективной мыслительной деятельности (КМД) на занятиях педагогики в высших образовательных учреждениях, направленная на организацию взаимодействия обучаемых в познавательном процессе и создании такой социальной инфраструктуры, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений.

Ключевые слова: технология коллективной мыслительной деятельности, познавательный процесс, студенты

Модернизация образования Республики Узбекистан обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Именно с этим связано появление задачи - формирования профессиональной компе- тентности будущих учителей. Ставя перед собой задачу формирования профессиональной компетентности будущих учителей, в высших педаго- гических образовательных учреждениях, мы понимаем, что современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. В теоретической и практической работе преподавателя педагоги в высших образовательных учреждениях, определив, профессиональные компетенции как результат освоения основных видов профессиональной деятельности, мы пришли к осознанию того, что только в деятельности можно «научиться» профессии. В поисках средств формирования профессио- нальной компетентности будущих учителей мы опираемся на определение В.Сластенина, И.Исаева и Е.Шиянова, что педагогическая технология, - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий [2].

Для подготовки будущих учителей на технологической основе нами разрабатываются программы обучения, моделирующие исследовательское мышление: организуются групповые занятия на основе диалога и имита- ционно-ролевых игр; учебный материал интегрируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими студентами. Руко- водствуясь современными требованиями к профессиональной подготовке выпускника, содержание образования, его методы и средства структурируем таким образом, чтобы позволить студенту проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме.

В этой связи нам хочется остановиться на использовании технологии коллективной мыслительной деятельности (КМД) на занятиях педагогики в высших образовательных учреждениях. По мнению Д.Г. Левитеса, технология коллективной мыследеятельности - непрерывный процесс управления развитием потребностей и способностей обучаемых[2].

Как и в любой другой технологии, в КМД главной целью педагога является обучение студента деятельности. Данная модель воплощается в режиме коллективной деятельности, где все функционально связаны друг с другом общим познавательным интересом. Основная идея данной технологии в организации взаимодействия обучаемых в познавательном процессе и созда- нии такой социальной инфраструктуры, которая вызывает у них необходи- мость действовать по нормам общественных отношений.

Данную технологию мы чаще используем на семинарских занятиях педагогических дисциплин, на которых студенты объединяются в творческие группы, где решают конкретные учебные задачи. По мнению Д.Г. Левитеса, необходимо так формировать творческие группы, чтобы в них были лидер-руководитель, лидер-генератор идей, функционеры, оппозицио- неры, исследователи и т. д. Микро группы должны быть подвижны, их подбор определяется каждый раз целями, потребностями как педагога, так и обучаемых. В микро группах происходят постоянная смена руководителей (через 3—4 занятия), что создаёт условия для развития организаторских умений у всех обучаемых. Все группы создаются на основе личных симпатий и общности содержательного интереса (внутренних целей обучаемых).

Использование на семинарских занятиях по педагогики технологии КМД позволяет педагогу закрепить учебный материал, выявить и оценить степень его усвоения, а обучаемому научиться моделировать и прогнозировать, а затем и анализировать свою деятельность в роли будущего педагога педагогического колледжа. Например, студентам предлагается выбрать тему для моделирования фрагмента занятия педагогики в педагогическом колледже и распределить роли в деловой игре. Примерное распределение «ролей в группе»:

- техническое обеспечение (сбор информации, сведения о педагогах, об их педагогической деятельности, о педагогических технологиях используемые им в педагогическом процессе т. д.);

- исполнитель (непосредственное осуществление проекта в роли учителя, анализирует представленный материал о педагогах и их деятельности);

- аналитик (обосновывает, объясняет, анализирует успехи и ошибки в проекте своей микро группы, делает выводы).

При этом каждый имеет право высказывать любую точку зрения, отстаивать её убедительной аргументацией, обязан выслушивать другого, терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное зерно, нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела. Это стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество. В ходе деловой игры существенно меняется отношение к другому человеку как к личности: отчуждённость, равнодушие уступают место заинтересо- ванности, взаимопониманию, сопричастности. Следовательно, использование технологии КМД открывает возможности формирования коммуникативной компетентности будущего педагога.

Технология коллективной мыследеятельности состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре основных шага.

Первый шаг - ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. Начальная точка выращивания внутренних целей. После выбора темы для моделирования фрагмента занятия, творческая группа самостоятельно пытается определить тему конкретного занятия, задачи данного фрагмента занятия.

Второй шаг. Он включает в себя самоопределение творческих групп, коррекцию коллективных целей, принятие решения, составление и реализацию программы коллективной деятельности, выработку личных, групповых позиций, общественного мнения о работе каждого и группы в целом. На этом этапе обучаемые, разделённые на творческие микрогруппы (3-4 человека), вторично, уже самостоятельно, через общение в микро группах, уточняют, проясняют свою внутреннюю цель. Они осознают поставленную педагогом учебную проблему, вырабатывают способ совместной деятельности для её решения. Каждой группе необходимо совместно сформулировать ключевое знание (главную мысль, вывод, к которому должны прийти студенты на занятии), по конкретному фрагменту занятию. Студенты, как будущие учителя должны не только выбрать, но и обосновать выбор оптимальных методов для решения поставленных учебных задач. Обсуждая в режиме коллективной мыследеятельности учебную проблему, слушатели творческой группы упражняются в демократическом типе общественных отношений: в равноправном сотрудничестве, в выработке собственной позиции и т. д. В процессе поиска можно ошибиться - это естественно, важно увидеть и исправить ошибку. Правым окажется тот, кто может научно обосновать свою позицию. На этапе решения проблемы в творческой группе каждый подтягивается до уровня её группового понимания. Разумеется, оно не всегда совпадает с тем решением проблемы, которым владеет педагог (то есть научным).

Третий шаг - окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиции, где высказывается собственное мнение о том, что удалось или не удалось, выяснить причины неудач, высказать свои предложения по оценкам. Каждая группа объявляет и активно отстаивает свою позицию перед всем потоком слушателей. Возникает дискуссия, высказываются разные, порой противоположные точки зрения, обсуждаются аргументы сторон. Педагог приводит обучающихся к верному решению учебной проблемы через требование обоснованной, логичной аргументации.

Четвёртый шаг - определение новой проблемы, направления процесса дальнейшего познания. Важнейшим моментом технологии КМД является рефлексия. Рефлексия в итоге развивает студента как личность, так как постоянно ведёт его к осознанию конкретных способов деятельности, к их систематизации, и обобщению, отказу от ошибок. Рефлексия включается на любом такте деятельности при «сбоях», производится внутри творческих групп или специально организуется мной со всеми обучаемыми после общей деятельности. Следует также отметить, что все технологические шаги последовательно связаны между собой. Ни один из них не может быть пропущен или переставлен местами в рабочем процессе. Использование технологии КМД наряду с другими технологиями проблемного обучения, является средством формирования профессиональных компетентностей и фактором профессионального становления будущих учителей.


Литература:

  1. http://www.modernstudy.ru/pdd-291.html Технология коллективной мыследеятельности (КМД) (из опыта Д. Г. Левитеса - «Практика обучения: современные образовательные технологии»

  2. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 576 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle