Профилактика стресса молодых специалистов в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.11.2021

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Грошикова, И. А. Профилактика стресса молодых специалистов в школе / И. А. Грошикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85226/ (дата обращения: 06.05.2024).



Данная статья посвящена изучению проблем профилактики профессионального стресса молодых педагогов. В работе рассматриваются причины стресса молодого учителя и основные формы работы по профилактике стресса.

Ключевые слова: молодой специалист, профессиональный стресс, педагогическая деятельность, наставничество, адаптация.

На начальном этапе молодому учителю необходимо «влиться» в коллектив, наладить общение с обучающимися, определить правильную позицию отношений с их родителями. Кроме того, молодой педагог не всегда верно оценивает количество необходимого на работу времени, так как в педагогической деятельности сложно установить четкие границы между рабочим и свободным временем. В него входит и проведение учебных и воспитательных занятий, и подготовка к ним, и групповая/индивидуальная работа с родителями, и методические разработки. Все это не может не вызвать трудности и стресс в начале карьеры молодого учителя.

Стресс может быть связан как с внешними условиями среды, так и с индивидуальной реакцией человека на окружающую среду. Под понятием «стрессор» подразумеваются условия окружающей среды, вызывающие стресс. Таким образом, стресс — это индивидуальная реакция на эти события и условия. Исследователи также говорят о стресс-реакции — некой последовательности изменений в организме, подготавливающей организм в повышенной нагрузке. К способам завершения цикла стресс-реакции относят физическую нагрузку, социальные и творческие стратегии. Профессиональный стресс — это «стресс, связанный с выполнением человеком как субъектом труда своей профессиональной деятельности» [4, с. 465]. Профессиональные стрессоры связаны с профессиональной деятельностью и субъектом труда. Отдельно стоит отметить проблему профессионального стресса молодых специалистов в сфере образования. К понятию молодого специалиста можно отнести две группы педагогов:

  1. Начинающие педагоги (опыт работы до 2-х лет). Им свойственно ориентироваться на внешние правила, рекомендации и образцы поведения в связи со страхом совершить ошибку, потерпеть неудачу.
  2. Молодые специалисты (стаж от 2 до 5 лет). Затрудняются в том, чтобы отличить важные характеристики педагогического процесса от второстепенных; стараются выделить и проанализировать компоненты педагогической ситуации.

Для адаптации начинающего учителя и профилактики его стресса необходимо организовать ряд мероприятий: формальную программу ориентации, программу наставничества, специальную встречу с руководителем и коллегами и др. Так как одним из стрессоров новичков является разрыв между ожиданиями и реальностью, предлагается использовать метод «вакцинации ожиданий» [1]. Если сотрудники заранее осведомлены о проблемах, с которыми им предстоит столкнуться на работе, они лучше справляются с трудностями и задачами, так как данная информация позволяет им меньше беспокоиться и отрепетировать методы решения проблем.

Одним из эффективных методов профилактики стресса молодого учителя признают программу адаптации молодого специалиста. Адаптацию молодого учителя рассматривают с трех сторон — личности, общества и государства. Общество представляют обучающиеся, их родители, общественность и коллеги.

Адаптация может осуществляться с помощью включения молодого учителя в деятельность различных школьных и межшкольных объединений, организация образовательных курсов и семинаров, наставничество, консультации и наблюдение за работой опытных учителей. Ведущими факторами профессиональной адаптации считаются «мотивация, профессиональные ценности, образовательная среда, уровень психолого-педагогической и коммуникативной подготовки учителя» [6, с. 9]. Выделим условия, необходимые для профессиональной адаптации молодого специалиста:

  1. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе, который обеспечивается реализацией программы работы с начинающим учителем (внимательное отношение к проблемам, оценка уровня ценностного отношения и профессиональной готовности, определение содержания работы).
  2. Организация методической работы, выбор эффективных форм сопровождения.
  3. Личностно ориентированный подход (для учителей «успешной» группы необходимо закрепить намерения на будущее; для «управляемой» группы — создать условия для положительного интереса, расширению кругозора; при работе с учителями «кризисной» группы — выявить факторы положительного отношения и способствовать преодолению негативного отношения).
  4. Создание условий для самореализации и самообразования.
  5. Введение форм наставничества или тьюторства.

Результаты введения института наставничества показывают повышение творческого профессионального развития личности молодого педагога. При взаимодействии с наставником молодой специалист может освоить и нормы профессии, и инновационную практику. Наставничество предполагает «систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности» [7, с. 10].

А. П. Черняевская выделяет следующие формы взаимодействия наставника (ментора) и молодого специалиста: «проведение ментором демонстрационных уроков с их последующим методическим обсуждением; преподавание под наблюдением ментора; совместная подготовка занятий, консультирование» [6, с. 3].

К основным задачам школьного наставничества И. А. Ширшова относит:

  1. Необходимость прививать интерес к педагогической деятельности и закрепление молодого специалиста в школе.
  2. Ускорение темпов профессионального развития учителя и самостоятельности выполнения обязанностей.
  3. Знакомство с корпоративной культурой, традициями и правилами поведения.
  4. Ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

Ожидаемые результаты программы наставничества:

1) повышение уровня удовлетворенности участников педагогического процесса, стабилизация и улучшение психоэмоционального состояния учителя;

2) рост количества молодых педагогов, готовых продолжать свою деятельность в конкретной организации;

3) рост качества обучения и успеваемости, контроль поведения в классе;

4) минимизация деструктивных конфликтов в коллективе и с родительским сообществом;

5) мотивация к методической и исследовательской деятельности молодого специалиста.

Некоторые исследователи считают, что наставником может быть только опытный педагог с большим стажем, однако учителя-практики всё чаще говорят о необходимости введения коуча или куратора с опытом до 5 лет, который недавно прошёл через типичные испытания профессии и готов поделиться своим опытом и способами борьбы со стрессом. Действительно, не все вопросы молодой педагог готов задать опытному специалисту, который может быть на несколько поколений старше. В связи с этим предлагается комбинированная форма наставничества и тьюторства, где взаимодействуют опытный педагог, молодой специалист со стажем трёх до пяти лет и молодой учитель в первые два года работы в школе. Таким образом, формируется преемственность, повышается качество методики преподавания и обеспечивается неформальное общение на равных, позволяющее избежать лишнего стресса.

Литература:

  1. Jinyan Fan, M. Ronald Buckley, Robert C. Litchfield. «Orientation Programs that may Facilitate Newcomer Adjustment: A Literature Review and Future Research Agenda». — 2015. С. 87–143.
  2. Джуэлл, Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов / Л. Джуэлл. — СПб.: Питер, 2001. — 720 с.
  3. Рэдлих, С. М. Некоторые проблемы адаптации молодого учителя // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2011. С. 59–63.
  4. Торикова, Е. Ф. Организационно-психологические условия профилактики профессионального стресса педагогов специальной общеобразовательной (коррекционной) школы-интернат // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. С. 465–467.
  5. Черникова, Е. Г. Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. С. 171–179.
  6. Черняевская, А. П. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя / Черняевская, А.П., Данилова Л. Н. // Ярославский педагогический вестник. — 2019. С. 1–9.
  7. Ширшова, И. А. Адаптация молодого учителя к профессиональной деятельности в современной школе // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. — 2014. — № 3. С. 3–17.
Основные термины (генерируются автоматически): молодой специалист, молодой учитель, педагогическая деятельность, молодой педагог, опытный педагог, педагогический процесс, профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, профессиональный стресс, субъект труда.


Похожие статьи

Профессиональная адаптация молодого учителя...

Профессиональная адаптация педагога — это процесс освоения педагогом навыков ведения образовательного процесса, норм и правил

Вступая в педагогическую деятельность, молодой педагог попадает в новую для него социальную и профессиональную среду, а...

Управление процессом профессионального становления...

Подкорытова, Г. И. Управление процессом профессионального становления молодых педагогов / Г. И. Подкорытова.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность...

Виды и этапы адаптации педагогических работников...

Таким образом, процесс адаптации педагогических работников в профессиональной среде является многокомпонентным и многоэтапным.

профессиональная деятельность, молодой педагог, трудовая деятельность, психологический климат, этап адаптации...

Определение роли и функции молодого специалиста в системе...

Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни — все несколько иначе. В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с...

Факторы адаптации педагогических работников...

Хаустова, А. И. Факторы адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности / А. И. Хаустова.

 Процесс социально-психологической адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности осуществляется под воздействием многих...

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная...

молодой специалист, молодой педагог, наставничество, опытный педагог, наставник, образовательная организация, педагог, педагогическая деятельность, молодой учитель, профессиональная деятельность.

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

Русалинова А. А. Руководство профессиональным становлением молодых учителей: Сб., научных трудов / Под редакцией С. Г. Вершловского.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

Алексеева В. В. Формирование профессиональных компетенций молодого педагога / В.В. Алексеева

Процесс самореализации в педагогической сфере начинается с адаптации к труду в

профессиональная деятельность, молодой педагог, трудовая деятельность...

Наставничество как условие профессионального становления...

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Похожие статьи

Профессиональная адаптация молодого учителя...

Профессиональная адаптация педагога — это процесс освоения педагогом навыков ведения образовательного процесса, норм и правил

Вступая в педагогическую деятельность, молодой педагог попадает в новую для него социальную и профессиональную среду, а...

Управление процессом профессионального становления...

Подкорытова, Г. И. Управление процессом профессионального становления молодых педагогов / Г. И. Подкорытова.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность...

Виды и этапы адаптации педагогических работников...

Таким образом, процесс адаптации педагогических работников в профессиональной среде является многокомпонентным и многоэтапным.

профессиональная деятельность, молодой педагог, трудовая деятельность, психологический климат, этап адаптации...

Определение роли и функции молодого специалиста в системе...

Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни — все несколько иначе. В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с...

Факторы адаптации педагогических работников...

Хаустова, А. И. Факторы адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности / А. И. Хаустова.

 Процесс социально-психологической адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности осуществляется под воздействием многих...

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная...

молодой специалист, молодой педагог, наставничество, опытный педагог, наставник, образовательная организация, педагог, педагогическая деятельность, молодой учитель, профессиональная деятельность.

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

Русалинова А. А. Руководство профессиональным становлением молодых учителей: Сб., научных трудов / Под редакцией С. Г. Вершловского.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

Алексеева В. В. Формирование профессиональных компетенций молодого педагога / В.В. Алексеева

Процесс самореализации в педагогической сфере начинается с адаптации к труду в

профессиональная деятельность, молодой педагог, трудовая деятельность...

Наставничество как условие профессионального становления...

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник, наставничество, образовательная организация, современная школа.

Задать вопрос