Библиографическое описание:

Пазыркина М. В., Сопко Г. И., Журина Т. Г. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 380-382.

Профессионализм современного учителя в значительной степени определяется способностью достигать высокого образовательного результата при условии сохранения и укрепления своего здоровья. Поддержание физической, психологической, социальной и нравственной комфортности личности на оптимальном уровне в процессе образования доступно педагогам, обладающим высокой степенью культуры, знаниями, навыками и умениями по сохранению, укреплению и формированию здоровья.

В связи с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья населения, актуальной является тема поиска новых подходов в повышении качества здоровьеориентированного образования педагогов.

Программа Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предусматривает решение вопросов укреплению здоровья в двух основных направлениях: через систему улучшения реальных условий жизнедеятельности и систему обучения здоровью с элементами самообразования и самовоспитания.

Одним из требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки педагогических кадров является осознание будущим педагогом ценностного значения здоровья.

Реализация концепции здорового образа жизни в деятельности педагога должна опираться на социально-биологические принципы, составляющие основу валеологического образования и культуры. Это прежде всего позитивная мотивированность, эстетичность, нравственность, альтруистичность, целеустремленность, общественная ценность, аскетичность, соответствие возрасту, энергетическая обеспеченность, волевой, упреждающий характер, экологичность, ритмичность, соответствие основным конституционным характеристикам организма.

Соблюдение большинства из перечисленных принципов при разработке рекомендаций по внедрению и соблюдению здорового образа жизни являются необходимым условием для формирования культуры человека в вопросах валеологии и, прежде всего, для сохранения и укрепления своего здоровья, суть в задачах личного, приватного здоровьесохранения и здоровьеформирования [2].

Реализация концепции здорового образа жизни должна опираться на действующую систему социально-экономических мероприятий и этическую атмосферу, формирующую соответствующие поведенческие правила у людей.

Важно, чтобы начиная с детского возраста взаимодействие с ребенком было нацелено на формирование ценностного отношения к здоровью, обеспечение системы знаний о здоровье, включающую приемы и способы поддержания собственного здоровья, а также формы и методы его сохранения и укрепления, воспитание ребенка как субъекта, ценящего здоровье и владеющего навыками здоровьесберегающей деятельности [3,7].

Здоровье в сущности должно стать первейшей потребностью человека. Но пути и способы удовлетворения этой потребности носят сложный, специфический, персонифицированный, противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводят к необходимому и желательному результату. Поэтому важнейшую роль, в первую очередь, играет воспитание у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности, а также изучение основных принципов и факторов здорового образа жизни, разработка методологии внедрения их в практику и освоения людьми.

В достижении этой цели обозначено два пути:

- воспитание человека в составе коллектива с помощью различных форм и методов общественного обучения – педагогическая валеология;

- самовоспитание личности – креативная валеология (от греческого сreatio- сотвори) – сотвори себя сам.

Плодотворное сочетание этих двух путей направлено на оптимальное постижение здорового образа жизни [5,6].

Естественно утверждать, что креативный подход в отношении собственного здоровьесбережения и здоровьеформирования, подкрепленный достижениями современной классической медицинской науки и практики в деятельности педагога является приоритетным.

В решении проблемы сохранения здоровья существенная роль принадлежит образованию, которое выполняет опережающую функцию, поскольку предполагает «исследование актуальных проблем посредством экстраполяции в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны, с последующим определением путей решения этих проблем через оптимизацию таких решений» [1].

Здоровьеориентированное образование таким образом представляет собой процесс формирования навыков и конструктивных способов разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья.

В ходе получения валеологического образования педагог должен обрести такой объем систематизированных знаний, умений и навыков, который позволит сформировать новое междисциплинарное мировоззрение, освоить современные здоровьесохраняющие и здоровьеформирующие технологии в качестве инструмента для самопознания, самокоррекции, самосовершенствования преподавателя новой культуры, новой формации.

Валеологическая культура, как результат валеологического образования, должна быть присуща каждому человеку, но для педагога она является особенно значимой и необходимой, так как является одним из интегральных показателей, определяющих культурный уровень общества.

На качество здоровьеформирующего образования педагога влияют многочисленные причины: государственная политика, наличие социального заказа, востребованности и признания здоровых педагогических кадров.

В контексте технологии обеспечения безопасности здоровья педагога, вопросы повышения качества обучения здоровому образу жизни и аттестации работников образовательных учреждений по программе охраны труда занимают значимое место. С одной стороны это достаточно интересная проблема обучения особой категории взрослых слушателей, с другой - она существенным образом влияет на вопрос сохранении жизни и здоровья работников образовательных учреждений.

Валеологическое просвещение педагога, расширение профессионального кругозора, подготовка педагога к ведению образовательной деятельности в здоровьесберегающем режиме, создание на занятиях атмосферы положительного эмоционального настроя - все это дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость педагога. Приоритетное развитие ценностных ориентации, прежде всего осознания значимости собственного здоровья (нравственного, соматического, физического, психического, социального, репродуктивного), как ни с чем не сравнимого качества, формирование системы осознанных установок на значимость здоровья, здорового образа жизни, стремление к успеху, высокому результату как важнейшему позитивному фактору роста индивидуума и благополучной будущей жизнедеятельности должно гарантировать сохранение и укрепление личного здоровья. В качестве главного результата должна рассматриваться способность педагога нести персональную ответственность, как за свое благополучие, так и за благополучие обучаемых.

Умение осуществлять личностно ориентированное валеологическое сопровождение образовательного процесса несомненно приносит существенную помощь в работе педагога по валеологической ориентации учащихся.

Согласно современным представлениям, болезнь возникает в результате недостаточности адаптационных механизмом, их истощения и срывов. Известно, что если в трудовом процессе часто наблюдаются такие факторы, как чрезмерная мотивация труда, гиподинамия, повышенная эмоциональность, умственное напряжение, и зачастую, перенапряжение, то реакция со стороны важнейших систем жизнеобеспечения, которые отличаются высокой реактивностью и играют первостепенную роль в адаптационных перестройках функционального состояния организма, немедленно приобретает стрессовый характер. Все перечисленные факторы имеют место в деятельности педагогов. И их влияние может приводить к пограничным состояниям между болезнью и здоровьем. По сути сам педагогический процесс в том виде, который существует в школах является здоровьезатратным. Основными признаками здоровьезатратного педагогического процесса является интенсификация учебной деятельности учащихся, стрессогенность образовательной среды, конфликтность в межличностном и профессиональном общении и т.п. [4]. Это дает возможность говорить о том, что функциональное состояние и здоровье учителя является важным фактором его общекультурного и профессионального уровня.

Выявление факторов риска (к которым можно отнести нервно-психическое перенапряжение, недостаточно подвижный образ жизни, стрессы, конфликты, нерациональное питание) и создание благоприятных условий для реализации принципов социальной программы здорового образа жизни на рабочих местах (витаминизация, кислородные коктейли, комната психологической разгрузки, штатный психолог, ежегодная диспансеризация, вакцинация, организация рационального питания) должны способствовать повышению уровня здоровья в трудовых педагогических коллективах.

По результатам диспансеризации каждый педагог самостоятельно должен составить собственную программу сохранения и укрепления здоровья. Сюда можно отнести коррекцию индивидуального питания, дополнительную витаминизацию, контроль режима труда и отдыха, планирование учебного процесса, санитарно-гигиенические мероприятия, санаторно-курортное лечение и т.д. [8].

Не последнее место в работе педагога занимает хорошо поставленная речь и голос. Только благодаря нормативному и правильному дыханию педагог способен на долгие годы сохранять четкую, красиво звучащую речь, что немаловажно в педагогическом процессе. Хорошая физическая форма, правильно поставленное дыхание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний - гарантия здоровья и профессионального долголетия.

Чтобы обеспечить качественную работу по формированию позитивного отношения к собственному здоровью, необходимо осуществлять валеологическое образование как необходимый компонент профессиональной подготовки учителя, с акцентом на валеологическую культуру педагога.

Надо полагать, что формирование валеологической культуры педагога должно осуществляться комплексными способами обучения, построенными на системно-функциональном подходе, с обязательным креативным компонентом, позволяющем формировать педагога новой формации, педагога будущего.

Двадцать первый век провозглашен международными организациями веком образования, и валеологическое образование должно найти достойное место в структуре общего образования современного педагога.


Литература:
  1. Горшкова В.В. Образование взрослых: формат опережения // Педагогика. - 2007 - № 6. - с. 25.

  2. Макарова Л.П., Сопко Г.И. Здоровый образ жизни и его составляющие.// Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. вузов.-М.: – Изд. Центр «Академия». 2008. – с. 226-235.

  3. Макарова Л.П., Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении. // Молодой ученый № 2 (37) том II, февраль 2012. ООО изд-во «Молодой ученый» - с.286-289.

  4. Н.Н. Нешкина, Н.В. Смирнова, Н.В. Киселева, Ю.В. Чистякова. Подходы к формированию здоровья педагога как профессиональной ценности. // Здоровьесберегающее образование, №1. – М.: 2009. – с.87-91

  5. Сопко Г.И. Образ жизни и здоровье. // Основы валеологии: уч. пособие. – Спб:. Изд. РГПУ им. А.И. Герцена. 1999. – с. 51-56.

  6. Сопко Г.И. Образ жизни и здоровье // В кн.: Основы здорового образа жизни петербургского студента. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. - с.53-58.

  7. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Оздоровительные технологии в образовательном процессе дошкольников (на примере ГОУ прогимназия № 698 «Пансион»). Духовные горизонты детства: материалы ХУП Международной конференции «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства».(21-23 апреля 2010) – СПб.: Изд-во Политех. ун-та. 2010. – с.504-508.

  8. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Здоровье педагога и педагогический процесс. Учитель: вчера, сегодня, завтра: Материалы международной научно-практической конференции (24-25 июня 2010 г.) Ч.1. Псков.: ПГПУ. 2010. – с.237-238

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle