Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 28.04.2015

Статья просмотрена: 350 раз

Библиографическое описание:

Щедрина О. Д., Бирюкова Г. А. Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1225-1226. — URL https://moluch.ru/archive/89/17824/ (дата обращения: 25.09.2018).

Человек — совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье — не все, но без здоровья — ничто», — говорил мудрый Сократ.

Любая современная комплексная программа дошкольного образования обязательно включает раздел, освящающий педагогическую работу но физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Программа «Радуга» Т. Н. Дороновой стала одной из первых альтернативных программ, разработанной по заказу Министерства образования и науки РФ.

Основная задача по физическому развитию детей программы «Радуга» — сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни.

Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболеваний, но и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды.

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот период характерен позитивной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания.

Здоровье детей и их развитие одна из главных проблем семьи и детского сада. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма — частые простуды, ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культуры человеческих отношений — детские неврозы.

Педагоги ДОУ создают необходимые условия для различных видов двигательной деятельности детей в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями.

При организации физически активных занятий и подвижных игр педагоги обеспечивают индивидуальный подход к детям, формируют подгруппы детей на основе показателей их здоровья, внимательно наблюдают за самочувствием каждого ребенка на занятиях, в играх, самостоятельной деятельности, его реакцией на нагрузки, на новые задания. В процессе организации любого вида детской деятельности педагоги развивают навыки личной гигиены, объясняя их полезность и важность. Привлекая родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни организуют консультации, беседы, обеспечивают согласованность и преемственность в оздоровлении и физическом развитии детей в семье и ДОУ.

В ДОУ ведется работа по профилактике и снижению заболевания детей (используются различные виды закаливания, дыхательная гимнастика, воздушные и солнечные ванны, массаж). Оздоровительные мероприятия проводятся не только в соответствии с возрастными показателями развития детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей здоровья каждого ребенка и уровнем физического развития.

С целью охраны физического здоровья детей, их эмоционального благополучия педагоги с одной стороны поддерживают определенную размеренность детской жизни, используя стабильно ритуальные ее компоненты, а с другой — вносят элементы сюрпризности и экспромтности.

Особое внимание в ДОУ уделяется организации питания и закаливания. Закаливание проводится систематически во все времена года, через различные формы работы — хождение босиком, солнечно — воздушные ванны, сон, прогулки, местные и общие водные процедуры и т. д.

Выделяется время для свободной двигательной активности (на физкультурном занятии, на прогулке, в свободное время в групповом помещении). Особое внимание уделяется организации и проведению подвижных игр. Обязательное условие проведения подвижных игр — учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, его двигательных навыков, особенностей нервной системы, настроения ребёнка на момент организации игры.

Значительное внимание уделяется вариантам подвижных игр, которые позволяют не только поддерживать интерес к ним, но и усложнять умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества каждого ребенка. Немаловажное значение имеет подбор спортивного инвентаря, атрибутов для игр. Здесь учитываются интересы детей, их навыки обращения с тем или иным спортивным инвентарём, необходимость отработки умений детей и даже погодные условия.

Задача педагога дошкольного учреждения сводится не только к оптимизации двигательной активности детей, но и к обеспечению здоровьеформируюшей функции физических упражнений и подвижных игр. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым ребенком, которая заключается в активизации малоподвижных детей и снижении нагрузки у гиперактивных, улучшении психофизического развития ослабленных детей.

Большое внимание во всех группах уделяется формированию у детей правильной осанки. Начиная со средней группы, — формированию у детей красоты, выразительности движений, творчества, самостоятельности, а с подготовительной к школе группы — развитию способностей к самоконтролю и самооценке.

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, важности гигиенической и двигательной культуры, здоровье, средствах его укрепления стало возможным в результате проведения цикла занятий «Помощники, которые всегда с тобой». Старшие дошкольнике приобщились к нормам здорового образа жизни, получили ценные сведения о своем организме и практические умения по уходу за ним. Для формирования у детей навыков безопасного поведения, разъясняем и предостерегаем их от поступков, угрожающих жизни и здоровью. Рассказываем о том, как следует заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, даем элементарные знания об инфекционных болезнях, их возбудителях, сообщаем доступные детям сведения о лекарствах и витаминах, о той пользе, которую они приносят, важности прививок.

Педагоги не только обучают детей на занятиях, но и обеспечивают взаимосвязь занятий с повседневной жизнью. Поэтоиу на всех занятиях использовали профилактические и оздоровительные мероприятия дыхательные упражнения, точечный массаж, психокоррекционные упражнения, позволяющие расслабить организм и успокоить нервную систему.

Педагоги используют разнообразные формы организации двигательной активности детей, влияющие на координацию движений, развитие физических качеств, сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата.

Большое внимание уделяется психическому самочувствию ребенка. Поощряя положительные эмоции детей, выражая каждому из них своё участие, следим чтобы дети не перевозбуждались, дозируем нагрузку, избегая однообразия и монотонности детской деятельности.

Особое внимание уделяем организации жизни детей в соответствии с гигиеническими нормами, сбалансированному режиму активности и отдыха.

Поскольку музыка несет в себе большой оздоровительно- профилактический потенциал слушаем классическую музыку утром и после дневного сна.

Использование различных методов, приемов и средств в оздоровительных целях, помогает формировать у детей важные двигательные умения, знания в области гигиены, элементарной медицины и физической культуры, а следовательно, укреплению здоровья детей и формированию у дошкольников здорового образа жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, особое внимание, физическая культура, укрепление здоровья детей, спортивный инвентарь, двигательная активность детей, нервная система, детская деятельность, физическое развитие.


Похожие статьи

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков...

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

двигательная активность, ребенок, движение, двигательная активность ребенка, здоровый образ жизни, ребенок возраста первого детства, физическая культура, физическая работоспособность.

Психолого-педагогические основы физического развития личности

Как отмечает Г. Доман, физическое развитие детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития, для которого особое значение имеет правильно организованная предметно-пространственная среда [5].

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней и вечерней) направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств в игровой деятельности.

Формирование двигательной активности воспитанников...

‒ создание условий для развития двигательной активности и оздоровления ребёнка

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников

Формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое...

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной...

образовательное учреждение, ребенок, время занятий, дошкольное образование, дошкольный возраст, детский сад, двигательная активность, физическая культура, Физическое развитие, этап.

Создание условий для физического развития детей младшего...

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей — одна из основных задач дошкольного образования.

Самостоятельная двигательная деятельность детей требует особого, опосредованного руководства.

Как направить потребность в движении дошкольника в правильное...

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков...

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

двигательная активность, ребенок, движение, двигательная активность ребенка, здоровый образ жизни, ребенок возраста первого детства, физическая культура, физическая работоспособность.

Психолого-педагогические основы физического развития личности

Как отмечает Г. Доман, физическое развитие детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития, для которого особое значение имеет правильно организованная предметно-пространственная среда [5].

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней и вечерней) направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств в игровой деятельности.

Формирование двигательной активности воспитанников...

‒ создание условий для развития двигательной активности и оздоровления ребёнка

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников

Формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое...

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной...

образовательное учреждение, ребенок, время занятий, дошкольное образование, дошкольный возраст, детский сад, двигательная активность, физическая культура, Физическое развитие, этап.

Создание условий для физического развития детей младшего...

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей — одна из основных задач дошкольного образования.

Самостоятельная двигательная деятельность детей требует особого, опосредованного руководства.

Как направить потребность в движении дошкольника в правильное...

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость...

Задать вопрос