Библиографическое описание:

Маджидова Д. А. Социально-педагогические условия реинтеграции воспитанников домов Мехрибонлик в семью // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 367-370.


В статье определены направления деятельности институциональных учреждений по возвращению воспитанников в семью, охарактеризована нормативно-правовая база, приведены статистические данные о практическом состоянии проблемы, представлены результаты анкетного опроса об отношении к процессу реинтеграции воспитанников домов Мехрибонлик в семью.

Ключевые слова: реинтеграция, дома Мехрибонлик, воспитанники, семья, органы опеки и попечительства, права ребёнка, социализация, семейная среда, социальные связи, социальный опыт, здоровый образ жизни, институциональные учреждения.

Семья – наиболее благоприятная среда для развития ребёнка. Однако в каждом государстве, каждом обществе были и есть дети, оставшиеся без родительской опеки. В таких случаях государство берет на себя ответственность за развитие и воспитание детей.

В Конвенции ООН о правах ребёнка (в Республике Узбекистан ратифицирована в 1992 году), Конституции Республики Узбекистан, Семейном кодексе, законе Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребёнка» закреплено право каждого ребёнка на проживание в семье и обеспечение ему воспитания. Проблема обеспечение прав ребёнка является одним из основных направлений деятельности Министерства народного образования Республики Узбекистан, Комитета женщин, Республиканского центра социальной адаптации детей, научно-практического центра «Оила» («Семья»), Республиканского общественного детского фонда «Sen yolgiz emassan» («Ты не одинок»), фонда «Болалар» («Дети»), Ассоциации «SOSДетские деревни Узбекистана» и других государственных и негосударственных организаций.

Ещё в 1951 году английский учёный Дж.Боулби в своих исследованиях обосновал отрицательное влияние на детей-сирот и их полноценное развитие пребывание в сиротских учреждениях. Воспитанники домов Мехрибонлик лишены опыта семейной жизни, вследствие чего у них не формируются жизненные устремления, не развивается в правильном направлении активность, навыки размышления о своем будущем. Все это приводит к понижению уровня самостоятельности, жизненной активности, отражается на физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии и в целом на состоянии здоровья. В этой связи адаптация воспитанников домов Мехрибонлик в обществе обычно связана с большими трудностями. Эта ситуация показывает необходимость отказа от длительного времени нахождения детей в домах Мехрибонлик, и необходимости возвращения их в родную семью, а в случае отсутствия такой возможности размещения их в приёмную семью.

Президент Республики Узбекистан И.Каримов подчеркивал: «Для того, чтобы наши сыновья и дочери стали достойными гражданами нашего государства, надо воспитывать их в духе семейных ценностей, в атмосфере семьи, заложить в них основы глубокого уважения к родителям и друг к другу. Здоровая и крепкая семья и, в первую очередь, создание новой молодой семьи – это приоритетная задача, которая должна постоянно находиться в центре внимания нашего государства и общества, нашей махалли» [3].

В статье 24 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребёнка» указано, что «Государство принимает необходимые меры по устранению условий, препятствующих нахождению ребёнка в семье, а в случаях, когда ребёнок был отделен от семьи, - его скорейшему возвращению в семью». В 4-пункте этой же статьи определено, что «Помещение ребёнка в специализированные учреждения является крайней мерой, в случае невозможности определения ребёнка в семью» [1].

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан за №230 от 17 октября 2008 года утверждено «Положение о домах Мехрибонлик», а согласно постановлению Министерства народного образования Республики Узбекистан (2009 г.) утверждены «Обязательные минимальные стандарты для домов Мехрибонлик», где впервые определены их задачи:

  • выявление родственников воспитанников и установление с ними связи;

  • подготовка родителей или лиц, их заменяющих, к приёму в семью воспитанников;

  • подготовка воспитанников к возвращению в родную семью, и возвращение их в семью;

  • подготовка воспитанников к жизни в приёмной семье;

  • приём в дома Мехрибонлик на временное пребывание (сроком до одного года) детей из малообеспеченных, многодетных, или имеющих только одного родителей семей в целях их социальной поддержки и др. [2].

Однако сегодня при положительном решении данной проблемы возникают и определенные противоречия. В их числе:

  • В средствах массовой информации, особенно по телевидению, широко освещаются деятельность и хорошие условия для проживания и воспитания институциональных учреждений при материальной поддержке и патронировании со стороны государства. Определённая часть родителей получают информацию о хорошо организованной системе воспитания в подобных учреждениях и начинают думать, а почему бы и моему ребёнку не пожить в таких условиях?

  • У большинства людей сформировалась представление о том, что с одной стороны в большинстве своём воспитанники домов Мехрибонлик практически не отличаются от «домашних» детей, разница состоит в том, что все проблемы связанные с ними зависят от помощи спонсоров, улучшения материальной базы, достаточно создания условий обучения и воспитания.

  • С другой стороны существует представление, что среди воспитанников институциональных учреждений фактически нет полноценно здоровых детей, что все они страдают физическими или психическими заболеваниями связанными с плохой наследственностью.

Исходя из этого, важное значение приобретает изучение вопросов реинтеграции воспитанников институциональных учреждений в семью.

В нашем исследовании, посвященном этой актуальной проблеме, мы попытались раскрыть понятие реинтеграции.

В психологическом словаре понятие реинтеграция характеризуется как повторно возобновляемое действие (лат. re – приставка со значением создать заново, integro - восстанавливать) [5].

В методическом пособии Психосоциальная профилактика отказов от новорожденных детей” реинтеграция рассматривается как процесс возвращения человека в общество в роли активного и независимого члена социальной жизни, предусматривающий компенсацию потерь социальных связей, достижения соответствующего уровня эмоционального состояния и т.д. Организация и обеспечение оптимальных условий реинтеграции создают возможности для дальнейшего полноценного функционирования индивида в социуме, его успешной социализации [6, c. 37-38].

В другом источнике мы находим толкование, непосредственно связанное с исследуемой нами проблемой. «Реинтеграция детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки процесс возврата или вхождения их в ту или иную социальную систему путем восстановления или формирования привязанностей, социальных связей и отношений, приобретение социального опыта, социальной компетентности [4].

В целях изучения практического состояния исследуемой проблемы и в процессе изучения научно-методическое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей: форм устройства, социального и психолого-педагогического сопровождения, социальной адаптации нами был проведен анализ статистических данных. Общее количество детей и подростков в возрасте до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, выявленных и учтенных за 2009 год, составляло 6 660 человек. В процессе констатирующего эксперимента установлено, что в 2010 году на территории Узбекистана функционировало 26 домов Мехрибонлик и 2 детских городка, в которых воспитывалось 2 692 ребёнка в возрасте от 3-х до 17 лет. Причины помещения этих детей в государственные учреждения различные. Анализ их таков:

  • 25 % дети из малообеспеченных семей;

  • 23,3% родители отказались от воспитания ребёнка;

  • 7,8% родители, имеющие инвалидность;

  • 5,7% родители находятся в местах лишения свободы;

  • 4,6% сведений о родителях нет;

  • 4% дети-полусироты (использование понятия «полусирота» не отражает истинной причины поступления ребёнка в институциональное учреждение, но из-за не достатка сведений о родителях мы вынуждены были выделить этих детей в отдельную категорию. В действительности эти дети могли попасть в любую (кроме сирота) из указанных категорий);

  • 2,6 % родители в трудовой эмиграции;

  • 2,1% социально-дезадаптированная семья (без лишения родительских прав)

  • 13,9% лишены или ограничены в родительских правах;

  • 11 % полные сироты.

Из приведённых данных видно, что только 11% детей являются полными сиротами, а почти 90% имеют родителей или одного из них, и по сути являются социальными сиротами. Статистические данные показывают, что особого внимания требуют малообеспеченные семьи, так как в таких семьях сохраняются родственные связи с детьми; родители ведут здоровый, по крайней мере, нормальный образ жизни.

Поэтому в «Положении о домах Мехрибонлик», утвержденном в 2008 году, зафиксирован пункт о временном содержании детей из малообеспеченных, многодетных семей, и имеюших одного из родителей (до 1 года) в домах Мехрибонлик в целях их социальной защиты.

В будущем реинтеграция воспитанников домов Мехрибонлик в семью во многом зависит от установления положительных отношений между родителями и детьми. В этой связи восстановление родственных отношений воспитанников институциональных учреждений с родителями и родственниками является важнейшей задачей работников системы социальной защиты детей. В исследовании этот вопрос изучался с разных сторон. Проведенное анкетирование среди воспитателей домой Мехрибонлик, психологов и социальных работников, воспитанников и их родителей по вопросу реинтеграции воспитанников в семью показало следующие:

  • в работе с воспитанником и его семьей необходимость принимать во внимание прежде всего интересы ребёнка;

  • в целях восстановления связей с родителями и родственниками воспитанников и их поддержки важно вести разъяснительную и социальную работу;

  • возвращение воспитанников в семью создает возможности для их будущей успешной социализации;

  • необходимо помнить, что семейное воспитание имеет важное значение в жизни ребёнка, и его невозможно заменить воспитанием в институциональном учреждении.

Анализ сведений о семьях воспитанников домов Мехрибонлик и других подобных учреждений позволяет выделить следующие типы семей: малообеспеченные, социально-дезадаптированные и неполные семьи.

Главная задача специалистов по социальной защите это профилактика социального сиротства: организация работы с разными типами семей; предотвращение помещения детей в дома Мехрибонлик, для этого оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь семьям.

Для успешной реализации процесса реинтеграции воспитанников в семейную среду необходимо:

  • установление связи с родителями и родственниками воспитанников;

  • комплексная социально-психологическая оценка семьи ребёнка в целях выявления перспектив и возможностей для восстановления родительских прав одного или обеих родителей, и выполнения ими социальных задач;

  • оказание профессиональной помощи родной семье ребёнка;

  • осуществление работ по подготовке ребёнка к возвращению в семью;

  • организация социального, психолого-педагогического сопровождения семьи после возвращения в семью;

  • рассмотрение возможности организации в детских домах «дневных» групп (для детей из малообеспеченных семей);

  • в целях предупреждения отказа от детей и попадания их в институциональные учреждения необходимо изменит стиль работы с малообеспеченными и неполными семьями, а также, возвращения воспитанников институциональных учреждений семью. Разработка программы по обучению специалистов махалли, направленной на усиление социальных, психолого-педагогических работ с семьями, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях;

  • активизация работы по повышению квалификации социальных работников, психологов институциональных учреждений, органов опеки и попечительства, педагогов махали оп вопросам возврата воспитанников в семейную среду.

Главное, специалисты по социальной защите детей должны помнит, что устройство детей в учреждение не должно быть первой задачей, а должна быть последней мерой.


литература:

  1. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребёнка»// Учитель Узбекистана, 11.01.2008, №2 (1981)

  2. “Меҳрибонлик уйи тўғрисида низом”. Меҳрибонлик уйи тўғрисидаги Низомни тасдиқлаш тўғрисида ЎзР ВМ 2008 йил 17 октябрдаги 230-сонли қарорига илова.

  3. И.Каримов. Ўзбекистон Конституцияси – биз учун демократик тараққиёт йўлида ва фуқаролик жамиятини барпо этишда мустаҳкам пойдевордир//“Бошланғич таълим” жур. №12. 2009 г. 3-c.

  4. Безпалько О.В., Зверева И.Д., Кияница З.П. и др. Интегрированные социальные службы: теория, практика, инновации.- Киев, 2010. -С. 229.

  5. Справочник для психологов, работающих с детьми испытывающими трудности в развитии: справочник/ Под ред. С.А.Ахунджановой. – Ташкент: РЦСАД, 2007. -174 с.

  6. Хрульнова Г.В и др. Психосоциальная профилактика отказов от новорожденных детей. Ташкент: РЦСАД, 2010. – 52 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle