Гигиенические аспекты оценки размещения участка и территории детского дома «Мехрибонлик» г. Ташкента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Эрматов Н. Ж., Гуломов Ф. А., Исламов Д. М. Гигиенические аспекты оценки размещения участка и территории детского дома «Мехрибонлик» г. Ташкента // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 434-437. — URL https://moluch.ru/archive/89/17898/ (дата обращения: 23.07.2018).

Таким образом, оценка размещения участка и территории детского дома «Мехрибонлик» № 21 г. Ташкента позволяет выделить ряд проблем. Это неправильная планировка земельного участка с несоответствием процента застройки, отсутствие должного покрытия, недостаточное оборудование спортивных площадок и их низкое качество содержания, что необходимо для создания оптимальных условий социальной адаптации, воспитания, образования, оздоровления и профессиональной ориентации воспитанников детского дома, максимально приближенных к домашним условиям.

Ключевые слова: гигиена детей и подростков, воспитанники детских домов, детский дом, земельный участок, озеленение.

Thus, the assessment of placement of a site and the territory of orphanage of «Mekhribonlik» No. 21 of Tashkent allows to allocate a number of problems. It is the wrong planning of the land plot with discrepancy of percent of building, lack of a due covering, the insufficient equipment of sports grounds and their poor quality of the contents that is necessary for creation of optimum conditions of social adaptation, education, education, improvement and vocational guidance of the pupils of orphanage who are most approached to house conditions.

Key words: hygiene of children and teenagers, pupils of orphanages, orphanage, land plot, gardening.

 

В Республике Узбекистан важнейшим приоритетом государственной политики является забота о защите интересов детей. При этом особое внимание уделяется укреплению здоровья детей, их полноценному физическому и духовному развитию. Сегодня из общей численности населения дети до 14 лет составляют около 40 %. В рамках государства защита детей представляет собой многоступенчатый процесс, который начинается с формирования здоровой молодой семьи, предоставления бесплатной государственной медицинской помощи при рождении и уходе за ребенком, его вакцинации, а также бесплатного предоставления всех медицинских услуг детям. Особое внимание со стороны государства уделяется социально уязвимому контингенту детей — это дети-инвалиды, сироты и дети из малообеспеченных семей (Закон Республики Узбекистан «Об опеке и попечительстве», 2013). Конвенция о правах ребенка признает важность семьи и подчеркивает ответственность государства в поддержке семьи в выполнении обязанностей по воспитанию детей и обеспечения развития институтов, средств и услуг по уходу за детьми.

Таким образом, проблема детей-сирот и состояния детских домов, в которых проживают дети-сироты, занимает одно из ведущих мест среди социально-гигиенических проблем современной медицины [1, с. 315; 2, с. 3]. Процесс воспитания и обучения в детских домах «Мехрибонлик» аналогичен тому, что получают дети в семьях: они ходят в школы, колледжи, академические лицеи, поступают в вузы. Созданы все условия для качественного медицинского обслуживания воспитанников детских домов. Для детей с ограниченными возможностями в Узбекистане функционируют 86 специализированных школ-интернатов. В этих учебных заведениях созданы все условия для того, чтобы дети могли получить достойное образование и профессию.

Подавляющее большинство исследований показывают, что дети, выросшие вне семьи или среды семейного типа, более уязвимы и подвержены более высокому риску в плане развития эмоциональных, поведенческих и образовательных навыков. Известно, что в настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения характеризуется увеличением заболеваемости, ранней детской инвалидностью, снижением показателей физического развития детей и подростков [3, с. 51]. Особенно актуальным этот вопрос становится при изучении состояния здоровья детей и подростков, которые воспитываются в детских домах, что связано с тем, что на первый план встает социальный фактор адаптации данного контингента. Поэтому условия проживания в детских домах требуют создания всех оптимальных условий для социальной адаптации, воспитания, образования, оздоровления и профессиональной ориентации воспитанников, максимально приближенных к домашним, для воспитания, образования, психологической, медицинской, бытовой и социальной реабилитации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей и родственников [4, с. 15; 5, с. 78].

Таким образом, все вышеуказанное послужило основанием для проведения исследований по комплексной гигиенической оценке размещения участка и территории детских домов «Мехрибонлик» г. Ташкента, которые обуславливают уровень его санитарно-эпидемиологического благополучия.

Материалы и методы исследования

Для проведения данных исследований был использован аналитический метод исследования. Исследования проводились в течении 2013–2014 гг. в детском доме «Мехрибонлик» № 21 Юнусабадского района г. Ташкента. Контингент данного детского дома — это дети в возрасте до 7 лет, т. е. дошкольного возраста.

Гигиеническая оценка размещения участка и территории детского дома проводилась согласно СанПиН РУз № 0241–07 «Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений Республики Узбекистан».

Полученные результаты гигиенических исследований в дальнейшем будут учитываться при разработке профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий проживания в детских домах детей и подростков.

Результаты и обсуждение

Детский дом «Мехрибонлик» является самостоятельным типом общеобразовательного учреждения стационарного типа для детей, сирот и оставшихся без попечения родителей или родственников в раннем возрасте. Специализированные образовательные детские дома должны размещаться в наиболее благоприятных природных и гигиенических условиях: на обособленных участках, в озелененных районах, желательно в пригородной зоне или вблизи парков и внутриквартальных зеленых массивах; вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей и дорог с интенсивным движением транспорта, а также других источников шума, загрязнения воздуха и почвы. Участок рекомендуется располагать удобно по отношению к источникам водоснабжения, электроснабжения, инженерным коммуникациям; он должен иметь удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта. Оптимальная вместимость детского дома должна составлять 50–70 мест.

Так, изучаемый нами детский дом № 21 вполне соответствует данным показателям. Исследуемый детский дом размещен в селитебной зоне города, площадь земельного участка также соответствует расчетам не менее 140–160 м2 на 1 воспитанника с учетом размещения на участке площадок и сооружений оздоровительного и досугового характера. Детский дом построен по типовому проекту и имеет вместимость 52 ребёнка. Площадь земельного участка изучаемого объекта (3,2 га) и соответствует требованиям СанПиН РУз № 0241–07 «Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений Республики Узбекистан». Земельный участок детского дома хорошо проветриваемый, инсолируемый, имеет два въезда (основной и хозяйственный).

В составе территории участка детского дома входят следующие зоны: застройки (учебная, проживания), озеленения, физкультурно-оздоровительная, хозяйственная. При исследовании нами было определено, что зонирование участка детского дома имеет отклонения от гигиенических требований. Так, зона застройки составляет 30 % при гигиенической норме не более 12 %, а зона озеленения — 30 % (норма — не менее 50 %). При этом озеленение участка включает только плодовые деревья, и кустарники, количество декоративных растений, цветников недостаточно. Во избежание снижения освещенности в помещениях, кустарники необходимо было высаживать не ближе 5 м, а деревья — 10 м от здания, что не соответствовало при изучении участка территории детского дома.

В физкультурно-оздоровительной зоне рекомендуется предусматривать игровые и спортивные площадки, теневые навесы для отдельных групп детей. Физкультурно-спортивная зона данного детского дома составляет 30 % при гигиенической норме 35–40 %. Физкультурно-спортивная зона расположена со стороны спортивного зала на расстоянии 25 м от здания, имеет набор необходимых площадок, но они не оборудованы должным образом.

Игровые площадки закрепляются за каждой группой детей. Площадь соответствует гигиеническим требованиям и составляет 6 м2 на 1 воспитанника из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста. Но не все площадки имеют травянисто-песчаный покров. Для защиты детей от солнца и осадков на территории групповой площадки установлен теневой навес, полы деревянные на расстоянии 18 см от земли. Специально построенные теневые навесы примыкают к игровым площадкам и, учитывая жаркий климат Узбекистана, позволяют детям в летние дни проводить прогулки и игры на свежем воздухе.

При изучении санитарных разрывом между основными корпусами было определено расстояние 30–50 м, от основных зданий учреждений до автомагистралей — 142 м, до хозяйственной зоны — 100 м, что полностью отвечает гигиеническим требованиям.

Вывод

Таким образом, оценка размещения участка и территории детского дома «Мехрибонлик» № 21 г. Ташкента позволяет выделить ряд проблем. Это неправильная планировка земельного участка с несоответствием процента застройки, отсутствие должного покрытия, недостаточное оборудование спортивных площадок и их низкое качество содержания, что необходимо для создания оптимальных условий социальной адаптации, воспитания, образования, оздоровления и профессиональной ориентации воспитанников детского дома.

 

Литература:

 

1.       Альбицкий В. Ю. Социальные сироты как медико-социальная проблема // Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. — М.: Издательский дом «Династия», 2003. — С. 299–320.

2.       Долгушин В. В. Гигиенические и медико-социальные аспекты формирования здоровья воспитанников учреждений для детей-сирот: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.09. — Омск, 2008. — 25 с.

3.       Кучма В. Р. Оценка риска влияния факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков // Гигиена и санитария. — М., 2002. — № 6. — с.51–53.

4.       Науменко Ю. В. Организация здоровье сберегающей деятельности в детском доме и школе-интернате // Коррекционная педагогика. — М., 2004. — Т. 4, № 6. — С. 11–17.

5.       Стрельцова М. В. Опыт Новочеркасского детского дома по успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник психологической и коррекционно-реабилитационной работы. — М., 2004. — № 2. — С. 76–84.

Основные термины (генерируются автоматически): земельный участок, Узбекистан, детский дом, дом, ребенок, ташкент, социальная адаптация, профессиональная ориентация воспитанников, должное покрытие, гигиеническая норма.


Ключевые слова

земельный участок, озеленение, детский дом, гигиена детей и подростков, воспитанники детских домов

Похожие статьи

История детских домов в Узбекистане: формирование...

Отдельное внимание уделялось трудовому воспитанию детей, проживавших в детских домах. Для достижения этой цели, в детских

Однако это было скорее исключением — например, воспитанники детских домов Ташкента с 1924 года лишь частично отправлялись в санатории.

Усовершенствование детских домов в Узбекистане

Хотя воспитанники детского дома и воспитываются до достижения совершеннолетия, их дальнейшая судьба также

Основные термины (генерируются автоматически): SOS, ребенок, детский дом, Узбекистан, детский городок, дом, UNICEF, детская, социальная защита детей.

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или...

Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Р. В. Овчарова обозначает, что социальная адаптация детей в условиях детского дома предполагает [2, c.147]

От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к самостоятельной жизни, зависит успешность их адаптации в обществе.

Особенности социально-педагогической поддержки...

Настоящее исследование было посвящено проблеме социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников детских домов. В частности...

Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка

В Доме ребёнка дети, как правило, постоянно находятся в микросоциальной среде детского учреждения, которая является для них основой формирования социального

В условиях Дома ребёнка такая адаптация бывает, когда ребёнок переводится из группы в группу.

Организация социально-педагогической деятельности по...

социальная адаптация, дошкольный возраст, социально-педагогическая деятельность, социальный педагог, ребенок, Владимирский детский дом, детский дом, нормативное поведение...

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских...

Ключевые слова: выпускники детских домов, детские дома, интернатные учреждения, социальная адаптация, социализация, социальная среда.

Как отмечает Т. К. Сологубова в своей статье «Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов» что дети...

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной...

ребенок, детский дом, социальная адаптация, семья, дом, социальная адаптация воспитанников, вторичное сиротство, социально-педагогическое сопровождение, социальная адаптация детей-сирот, программа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

История детских домов в Узбекистане: формирование...

Отдельное внимание уделялось трудовому воспитанию детей, проживавших в детских домах. Для достижения этой цели, в детских

Однако это было скорее исключением — например, воспитанники детских домов Ташкента с 1924 года лишь частично отправлялись в санатории.

Усовершенствование детских домов в Узбекистане

Хотя воспитанники детского дома и воспитываются до достижения совершеннолетия, их дальнейшая судьба также

Основные термины (генерируются автоматически): SOS, ребенок, детский дом, Узбекистан, детский городок, дом, UNICEF, детская, социальная защита детей.

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или...

Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Р. В. Овчарова обозначает, что социальная адаптация детей в условиях детского дома предполагает [2, c.147]

От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к самостоятельной жизни, зависит успешность их адаптации в обществе.

Особенности социально-педагогической поддержки...

Настоящее исследование было посвящено проблеме социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников детских домов. В частности...

Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка

В Доме ребёнка дети, как правило, постоянно находятся в микросоциальной среде детского учреждения, которая является для них основой формирования социального

В условиях Дома ребёнка такая адаптация бывает, когда ребёнок переводится из группы в группу.

Организация социально-педагогической деятельности по...

социальная адаптация, дошкольный возраст, социально-педагогическая деятельность, социальный педагог, ребенок, Владимирский детский дом, детский дом, нормативное поведение...

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских...

Ключевые слова: выпускники детских домов, детские дома, интернатные учреждения, социальная адаптация, социализация, социальная среда.

Как отмечает Т. К. Сологубова в своей статье «Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов» что дети...

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной...

ребенок, детский дом, социальная адаптация, семья, дом, социальная адаптация воспитанников, вторичное сиротство, социально-педагогическое сопровождение, социальная адаптация детей-сирот, программа.

Задать вопрос