Библиографическое описание:

Газизов Ф. Г., Галиев Р. Р. Валеологическое воспитание будущих педагогов средствами лыжного спорта // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 368-370.

В настоящее время особенности трудовой деятельности учителя таковы, что организация здорового образа жизни, формирование физической культуры, потребностей в физическом самовоспитании и самосовершенствовании, социальных свойств личности, ее психофизических качеств и двигательных способностей, необходимых и достаточных для успешного выполнения педагогических действий становятся обязательным условием качественной профессиональной подготовки.

В то же время анализ деятельности педагогических учебных заведений по формированию здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья будущих педагогов показал, что имеющиеся возможности реализуются не в полной мере. В учебных заведениях еще не в недостаточной степени используются резервы физической культуры, естественных сил природы. Существенный пробел обозначился в организации оздоровительных процедур в зимнее время года.

Требуют исследовательского уточнения вопросы формирования знаний о культуре здоровья, устойчивых привычек здорового образа жизни и физической подготовленности студентов, обусловленные региональными природно-климатическими условиями и связанные с взаимодействием образовательного учреждения, занятий физическими упражнениями на свежем воздухе в зимнее время года и процессов самодетерминации в воспитании культуры здоровья будущего педагога.

На наш взгляд, «культура здоровья личности» - это интегральное личностное образование, характеризующееся целостным единством способностей, знаний, навыков, ценностных ориентаций, детерминирующее формирование здорового образа жизни.

Наши данные свидетельствуют о низком уровне культуры здоровья студентов педагогического ВУЗа. Экспертная оценка этого показателя показывает, что молодые люди лишь декларируют значимость здоровья как профессиональной, образовательной и личной ценности: если уровень знаний в данной сфере можно принять как удовлетворительный, то уровень активности и эмоционально-ценностное отношение к своей деятельности по укреплению здоровья в большинстве своем находится на низком и негативном уровне.

Теоретический анализ проблемы позволил нам выявить основные тенденции развития валеологических исследований в сфере образования в отечественной философской, медицинской и психолого-педагогической литературе, которые с достаточной степенью четкости проявились к настоящему времени:

  • интеграция профилактического и санитарно-гигиенического направления, биологических и психофизиологических исследований, изучения возможностей использования средств физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профессионально-прикладных средств физической культуры в профессиональном обучении в «валеологию» - науку о здоровье, о формах, способах и средствах его формирования (И.И. Брехман);

  • расширение круга вопросов, входящих в понятийное поле «валеологическое воспитание» за счет взаимосвязи философии, медицины, психологии, педагогики и религий;

  • концептуализация вопросов валеологического воспитания с позиции философского и общенаучного знания, формирование философии здоровья, составным компонентами которой являются философия человека (гомовалеология), философия общества (социовалеология), философия природы планеты (геовалеология) (Е.В. Ушаков, В.А. Рассыпнов);

  • глоболизация вопросов валеологического воспитания – перевод их из чисто научных, теоретико-прикладных, в социо-политические и государственные, привлечение к их решению международных организаций и государственных органов РФ различного уровня.

При выработке обоснования педагогического аспекта проблемы валеологического воспитания будущих педагогов основой становится: во-первых, социально-политический аспект проблемы, который определяется тем, что такие качества человека как сознательное отношение к своему здоровью, стойкость и способность к борьбе с вредными привычками, являются важным фактором общественного сознания; во-вторых, психологический аспект, предполагающий характеристику мотивации, морально-волевой сферы личности и закономерностей, регулирующих их становление. Оба этих аспекта взаимообусловлены, поскольку психологические механизмы функционируют под воздействием внешних сил.

Педагогический аспект проблемы валеологического воспитания будущих учителей предполагает органическое врастание в целостный учебно-воспитательный процесс системы планомерной деятельности по валеологическому воспитанию будущих педагогов, готовых в профессиональной деятельности с одной стороны, проявлять потенциал собственного здоровья, а с другой – организовывать валеологически обоснованную деятельность учащихся.

Педагогический аспект проблемы валеологического воспитания будущих учителей предполагает органическое врастание в целостный учебно-воспитательный процесс системы планомерной деятельности по валеологическому воспитанию будущих педагогов, готовых в профессиональной деятельности с одной стороны, проявлять потенциал собственного здоровья, а с другой – организовывать валеологически обоснованную деятельность учащихся.
Педагогический аспект валеологического воспитания будущих учителей представлен следующими компонентами: сущность валеологического воспитания как система ценностей и соответствующая ей структура целей, совокупность педагогических технологий, характеризующихся объективно обусловленной востребованностью; содержание валеологического воспитания, определяемая взаимоотношениями в системе «педагог-студент» при организации учебно-воспитательного процесса; особенности валеологического воспитания, которые характеризуются целостностью, интегративностью, профессионально-прикладной направленностью, непрерывностью, соответствием региональным условиям. Технологический компонент включает аксиологический подход, интегративный подход, профессионально-целевой подход, модульное обучение. Валеологическая культура предполагает наличие когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного (проведение валеологически обоснованного урока) составляющих.
Анализ реальных процессов валеологического воспитания в системе педагогического образования показывает, что в нашем обществе по отношению к «здоровью» и «физической культуре», будущий учитель может занимать различные позиции, начиная от активного принятия до резкого отрицания. Эту шкалу условно можно разделить на несколько основных типов. 1. Активное отношение – выражение высокой степени интериоризации ценностной системы, включая и «здоровье» – до 12 %. 2. Комформное отношение – только внешнее, приспособленческое выражение согласия с системой ценностей – до 5 %. 3. Индефферентность – безразличие, безучастность, отсутствие интереса к данной ценностной системе – 46 %. 4. Несогласие с системой ценностей физической культуры, включающей «здоровье», стремление к ее изменению, осуждение или отрицательная оценка – около 18 %. 5. Активное противодействие данной ценностной системе, основывающейся на внутреннем и внешнем отрицании – 15 %.

Важным аспектом педагогического процесса является его понимание как продвижения личности в системе социально значимых ценностей. В соответствии с этим мы предложили следующее определение валеологического воспитания в системе педагогического образования: это – направленное социально значимое, педагогически обоснованное, профессионально компетентное управление деятельностью студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки с целью воспроизведения валеологических ценностей культуры в их личности.

На основе теоретического анализа проблемы мы разработали и реализовали следующий обобщенный алгоритм валеологического воспитания студента учебного заведения педагогического профиля, как процесс его восхождения по иерархии валеологических ценностей: 1) создание определенного положительного психологического климата в образовательном пространстве учебного заведения; 2) создание личностно и профессионально значимой мотивации студентов к валеологической деятельности; 3) постановка целей и задач воспитания валеологической культуры, исходя из поливариативной логики их достижения; 4) выбор содержания, форм, методов и средств валеологического воспитания; 5) педагогическое управление воспитательным процессом; 6) контроль и оценка результатов воспитания валеологической культуры студента; 7) коррекция содержания и процесса воспитания и экстраполяция положительных проявлений валеологической культуры в профессиональную деятельность.

В настоящее время учебная дисциплина «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений включает в качестве обязательного минимума ряд дидактических единиц, интегрирующих тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала (физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа и стиля жизни; оздоровительная система и спорт; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов).

Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован на разделы и подразделы программы: 1) теоретический, направленный на формирование у студентов мировоззренческой системы научно-практических знаний и отношения к ФК; 2) практический, состоящий из двух подразделов – методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности; учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в использовании средств физической культуры и спорта в целях физического совершенствования, повышения уровня функциональных и двигательных способностей с учетом индивидуального здоровья.

Зимние виды в программе «Физическая культура» для педагогических вузов представлены лыжным спортом (гонки на лыжах), которые реализуют свои возможности с первого по четвертый курсы.

Анализ содержания рабочей программы по данному разделу учебной дисциплины «Физическая культура» показывает, что на практических занятиях приоритет отдается решению образовательных задач. Между тем, оздоровительное значение занятий на лыжах значительно. Длительное передвижение на лыжах на чистом морозном воздухе, выполнение мышечной работы в благоприятных гигиенических условиях может значительно повысить общую работоспособность организма, его сопротивляемость к различным заболеваниям.
Программный материал раздела «лыжный спорт» программы по «Физической культуре» позволил нам определить в качестве основных валеологических ценностей следующие: физическая нагрузка, закаливание, гигиена одежды, питание, дыхание, развитие физических качеств.
Необходимо отметить, что освоение валеологических ценностей возможно только при активной включенности личности в систематические занятия физической культурой, но практика показывает, что традиционная организация физического воспитания в вузах не способствует этому, а иногда и наоборот - препятствует, приводит к отчуждению студентов от физической культуры, оздоровительной деятельности. Поэтому так важен переход от традиционного (показавшего свою несостоятельность) физического воспитания к инновационным технологиям.

При выборе средств лыжного спорта в целях профессионально-прикладной физической подготовки будущего педагога мы опирались на пять основных принципов, позволяющих реализовать валеологическую модель физической подготовки студентов педагогических учебных заведений исходя из концепции личностно-ориентированного обучения. К принципам организации профессионально-прикладной физической подготовки при использовании средств лыжного спорта относятся:

1. Принцип соотношения уровней организации адаптационных систем организма и доминантно-мотивационной установки в динамике процесса психофизиологической подготовки, который позволяет определить цель, направленность, напряженность физической подготовки исходя из конечной цели профессиональной подготовки в данный период. Этот принцип определяет также соотношение общей, специальной, корригирующей и профилактической направленности физической подготовки.

2. Принцип целостной пространственно-временной интеграции позволяет рассматривать физическую подготовку как субсистему системы высшего порядка (психофизиологической, психологической подготовки). Этот принцип рассматривает все средства подготовки в иерархии подсистем, интегрирует цели, задачи этой подготовки в единое целое по пространственно-временным характеристикам, в интересах получения фокусированного результата.

3. Принцип специализированности позволяет упорядочить учебную нагрузку по степени важности ее для профессиональной педагогической деятельности, а математический аппарат специализированности педагогического процесса выражает в едином измерении разнохарактерные информационные процессы. Данный принцип позволяет математически описать педагогические модели физической подготовки, что имеет особо важное значение в научной организации педагогического процесса.

4. Принцип разнонаправленной ритмичности педагогического процесса является своеобразным регулятором «расходования» адаптационного ресурса в построении функциональных систем организма. Соблюдение данного принципа позволит избежать «перетренировки» и «перегрузки» нервной системы в условиях активного воздействия (доминирования) тех или иных средств подготовки.

5. Принцип обратной связи предусматривает управление педагогическим процессом и системой физической (психофизиологической, психологической) подготовки.

Валеологическое воспитание будущих педагогов средствами лыжного спорта в системе профессионально-прикладной физической подготовки требует специфических принципов обучения, позволяющих более эффективно организовать процесс формирования психофизиологической надежности организма.

К принципам обучения, реализуемым в процессе валеологического воспитания на занятиях лыжным спортом, относятся:

  • принцип строгой регламентации и временного лимитирования осваиваемых действий;

  • принцип дополнительной психофизиологической нагрузки во время основной деятельности;

  • принцип ритмичного возрастания психофизиологической нагрузки;

  • принцип комплексного формирования психофизиологических качеств.

Таким образом, валеологическое воспитание будущих педагогов средствами лыжного спорта будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
• определение аксиолого-валеологического потенциала лыжного спорта, базирующийся на концепции личностно-ориентированного обучения и принципов уровневой дифферициации;
• освоение валеологических ценностей средствами лыжного спорта осуществляется по технологии модульного обучения;
• содержательной основой валеологического воспитания будущих педагогов средствами лыжного спорта является профессионально-прикладная физическая подготовка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle