Библиографическое описание:

Аюбова И. Х. Некоторые вопросы экологического образования в Узбекистане // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 246-249.

В последние десятилетия происходит экологизация всех сторон жизни общества, начиная от повседневной бытовой деятельности человека и заканчивая его производственной, промышленной и научно-теоретической деятельности. Происходит экологизация сознания и мышления масс. Оно является отражением непосредственного бытия – экологической ситуации на месте проживания и его непосредственного и сильного влияния на качество жизни индивидуумов. Экологический подход становится всеобщим принципом жизнедеятельности. Поэтому экологию необходимо воспринимать как дисциплину, изучающую общие законы функционирования экосистемы, немаловажную роль в которой играет человек, с его культурой, разумом, этикой и эстетикой, рациональностью, ответственностью, мышлением, сознанием, моралью, поведением и т.д. Следовательно, вопросы актуальности экологии и экологических проблем современности рождают актуальность вопроса чему, каким образом и в каком качестве нужно формировать экологическую культуру и воспитывать человека.

Ясно одно, что воспитание экологического сознания и формирование экологической культуры личности является сложным, многогранным, многоаспектным учебно-воспитательным процессом. Это, прежде всего преодоление исходной пассивности человека в отношении экологических проблем, не несущим признаков катастрофы, а также формирование способности оценивать необходимость включения в ту или иную экологическую ситуацию, что является одним из факторов, обеспечивающих ценность такого воспитания.

В Узбекистане вопросы экологического воспитания подрастающего поколения вызывали пристальный интерес ученых педагогов еще с середины прошлого столетия, так как страна воочию столкнулась с экологическими проблемами мирового масштаба (высыхание Аральского моря, отбросы производства алюминия, проблема использования водных ресурсов трансграничных рек, их последствия для людей и мн.др.). Вопросы экологии показывают сложность и долгосрочность их решения, так как не существуют конкретных, ясных, оптимальных решений экологических проблем и восстановления разрушенных экосистем. Поэтому становится актуальным экологическое образование, как способа активной жизнедеятельности человека в реальных условиях жизни.

В Узбекистане экологическое образование поставлено во главу угла системы образования, воспитания и формирования всесторонне развитой личности (баркамол шахс). Формированием экологической культуры занимается как сама система образования, семья, так и многие общественные институты гражданского общества.

В республике созданы и осуществляют деятельность десятки экологических негосударственных некоммерческих организаций, в том числе и Экологическое движение Узбекистана. Одним из направлений деятельности негосударственных некоммерческих организаций является проведение различного рода мероприятий (тренинги, семинары, круглые столы и т. п.), направленных на повышение экологической культуры населения. Экологическим движением Узбекистана за прошедший 2011 год было проведено более 500 мероприятий, в которых участвовало более чем 800 тысяч человек. В различных регионах страны было посажено 19 «экосадов», которые включали в себя 87 гектаров земли. Было посажено 31 000 деревьев, цветов. Был издан фото-альбом «Природа Узбекистана».[2]

Посредством находящихся в республике государственных и региональных телестудий (34) за прошедший год было показано более 900 передач, посвященных проблемам экологии и вопросам экообразования. При помощи средств массмедиа было опубликовано более 1000 статей и сообщений. Издается газета «Экоҳаёт» («Экожизнь») и специальный детский экожурнал «Булокча» («Родничок»). Повсеместно отмечается Всемирный день защиты окружающей среды.

Узбекистан является участником ряда международных конвенций и соглашений по вопросам охраны природы и отдельных его объектов, по таким глобальным проблемам как изменение климата, опустынивания, сохранение биоразнообразия, использование водных ресурсов, оказание социальной поддержки населения из экологически проблемных зон и регионов и др. В Узбекистане осуществляют деятельность представительства ряда всемирных и региональных международных организаций, таких как ЮНЕП, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Экологический центр Центральной Азии и других. [11]

Процесс организации экологического образования, как показывает реализация постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 212 "О программе действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2008-2012 годы" носит повсеместный и разносторонний характер. Экологическое образование превращается в общественно значимую задачу и обязанность общенационального масштаба.

Немаловажным аспектом формирования экологической культуры является организация научно-исследовательских работ по теории и практики преподавания экологии и экологизации сознания, поведения. В данном плане ученые страны ищут наиболее рациональные и оптимальные принципы, формы, методы, средства процесса обучения, которые могут обеспечить его результативность. Немаловажной научной проблемой стал поиск ответа на вопрос, чем же является экологическое образование и экологическая культура.

Вопросы педагогических основ экологического образования, включая проблемы экологического образования учеников при преподавании естественных предметов, проработаны ученым Э.О. Турдикуловым. Он также принимал участие в разработке Концепции непрерывного образования и Государственного образовательного стандарта по предмету “Экология”.[12]

Понятие экологии, его сущность и содержание, правовые, экономические, экологические, социальные аспекты и проблемы взаимоотношения человека и окружающей природной среды, социально-философские аспекты экологического образования изложены в трудах ученых Узбекистана, таких как Ю.Шодиметов (“Введение в социальную экологию”, 1994 г.), Б. Зиёмухамедов (“Экология и духовность”, 1997 г.), А.С.Тухтаев (“Экология”, 1998 г.), Э.В.Кодиров (“Экологические основы охраны окружающей среды”, 1999 г.), О.Кудратов (“Промышленная экология”, 1999 г.), Ж.Холмуминов (“Экология и закон”, 2000 г.), А.Н.Нигматов (“Экологическое право Республики Узбекистан”, 2004 г.) и др.

В научном исследовании Л.Т. Шоносировой изучены вопросы формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста. В научных работах М.А. Юлдашева, М.М. Абдуллаевой, Н.Ашуровой изучены проблемы формирования экологических знаний у учеников начальных классов. В книге П.С.Султонова ва Б.П.Аҳмедова исследованы вопросы основ экологии и охраны окружающей среды.

Н.Бозорова, Н.М.Эгамбердиева, М.Халилова, Ф.У.Жуманова, Х.А.Рахматова, В.Н.Сатторов, А.У.Нишонова, М.Б.Рахимкулова, Г.О.Комилова, С.И.Хусанова, А.Р.Маликова, И.Ш.Исматов и другие провели ряд научных исследований по вопросам формирования знаний по экологии и экологической культуры у учащихся и студентов. [1; 15; 13; 3; 9; 10; 7; 8; 5; 14; 6; 4]

В частности, А.Р.Маликова дала научную характеристику понятия экологической культуры. По мнению ученого, “Экологическая культура – это система понятий, знаний, мышлений, сознаний о взаимной связи живых организмов с окружающей природной средой и навыков, квалификации и ответственности по их применению в практической деятельности”. Она определяет экологическую культуру как показатель практической деятельности конкретного индивида, обеспечивающей гармоничные взаимоотношения общества и природы. А.Р.Маликова считает, что отношение между человеком (живым организмом) и окружающей средой взаимно связываются с экологической культурой. Она понимает экологическую культуру, во-первых, как “понятия, знания, мышления, сознание” и, во-вторых, как “навыки, квалификация и ответственность по их применению в практической деятельности”. А на самом деле умение применять на практике комплекса “понятие, знание, мышление, сознание” проявляется в поведении человека.

Н.Ш. Бозорова дает следующее определение “Экологическая культура – это совокупность знаний, сознания, разума, грамотности, дающее полноценную информацию о природе и деятельности человека, сознательный и ответственный подход к охране окружающей среды. В активной деятельности человека, по мнению ученого, необходимо добиться рационального, ответственного отношения человека в окружающей среде. Н.Ш. Бозорова права в том, что элементом экологической культуры является деятельность человека по применению полученных знаний, умений и навыков «на практике”. Однако, она приравнивает понятие экологической культуры к “знаниям, сознанию, разуму, грамотности”. На самом деле понятие экологической культуры воплощает в себя своеобразные грани сложных взаимоотношений между живыми организмами, включая человека и окружающую природную среду. И данные отношения могут быть как положительными, так и отрицательными, либо чрезмерно отрицательными.

И.Ш. Исматов проводя исследования по формированию ответственного отношения к окружающей среде среди учеников на основе преподавания неорганической химии констатирует, что до сих пор сохраняется потребительское, безответственное отношение людей, социальных групп, и в целом всего общества и окружающей среде, …что влечет нарушение природного экологического равновесия отдельных территорий. Говоря об ответственном отношении к природе, И.Ш. Исматов подчеркивает, что такое отношение предполагает осуществление разумных действий, направленных на сохранение объектов живой и неживой природы, а также и всей природы как единого целого.

С.И. Хусанова изучая педагогические условия обеспечения безопасности жизни учеников, поставила перед собой цель – внедрение системы безопасности учеников в школьных условиях. В этой связи хотелось обратить внимание на толкование автором термина “безопасность”. Исследователь считает, что наличие различных угроз жизни учащихся, включая природные, техногенные, иные чрезвычайные ситуации позволяют говорить о требовании «безопасности» учащихся.

Н.У. Нишонова рассмотрела вопрос о формировании экологической культуры учащихся средних школ в процессе преподавания литературы. Под экологической культурой она понимает формирование экологического сознания, мировоззрения об охране природы, рациональном использовании природных богатств, обладание экологическими знаниями, активной жизненной позицией в вопросах защиты окружающей среды. В данной работе ярко проявляет себя экологизация многих сторон жизни современного человека, когда экологическое мировоззрение преподается посредством художественной литературы и предмета история узбекской литературы.

М.Р.Халилова изучила формирование экологических понятий в старших группах дошкольных образовательных учреждениях. Формирование экологических понятий это воспитание у ребенка соответствующего его возрасту осознанного и положительного отношения к окружающей среде, интереса по формированию у него экологических навыков.

В исследовании Г.О. Комиловой рассмотрены педагогические возможности экологического воспитания детей дошкольного возраста с использованием возможностей народного творчества, в частности загадок.

Своеобразность исследования М.Б. Рахимкуловой заключается в том, что в ней автор анализирует вопросы формирования экологических ценностей на факультативных занятиях внеурочное время. По её мнению ученик начальных классов, которому исполнилось 7-8 лет, должен «обладать способностью правдиво оценивать экологическую ситуацию». (12-стр). Однако требовать выполнения данной задачи у учеников начальных классов означает возложение на них непосильной задачи не соответствующей их возрастной дифференциации. Поскольку нельзя правильно организовать процесс экологического образования без учета дифференциации возраста учащихся.

Н.М. Эгамбердиева в своем исследовании органически связывает вопросы нравственного воспитания студентов с вопросами отношения личности к окружающей среде, понимая внутреннюю суть вопроса и учитывая взаимосвязь нравственности и экологической ответственности. В работе хорошо обосновано, что экологические проблемы вызывают определенные изменения в сознании человека. По ее мнению на современном этапе необходимо обогащать содержание образования экологическими понятиями. (4-стр.) Н.М. Эгамбердиева предлагает «Концепцию нравственно-экологического образования». Она утверждает, что необходимо учитывать как эмоционально-чувственные, эмпирические аспекты воспитания, так и рационально-научные аспекты экологического образования, соединяя из в единое целое. (14-стр.) Сам же предмет экологии рассматривается как многосистемный предмет. В исследовании раскрыты возможности таких понятий, как экологическая эмпатия, фантазия, экологическая рефлексия, экологическая заботливость, двойных образов, художественное оживление объектов природы.

Диссертация Ф.У. Жумановой посвящена вопросам формирования экологической культуры у учащихся профессиональных коллежей. Она использует термин «геоэкология». В содержание Геоэкологии введены вопросы окружающей среды и сохранения его естественного состояния, рационального использования природных богатств, прогнозирование экологического состояния на определенный период, освоения новых территорий, крупных гидрологических строительств, также проблемы исследования космоса и мирового океана.

Исследование В.Н. Сатторова посвящено вопросам формирования экологической культуры у учеников V-IX классов средних школ на примере трудового обучения. В работе констатируется, что посредством трудового обучения возможно организовать процесс формирования экологического образования. Так как труд, в частности сельскохозяйственный труд, рассматривается как основа взаимоотношений между человеком и природой.

Х.А. Рахматова в своей работе посвященной вопросам внеклассной работы учащихся дает понятие термину “эколого-гигиеническое воспитание”. В работе экологическое воспитание характеризуется как педагогический процесс, направленный на достижение конкретных целей по основам экологии, охраны окружающей среды, а также охраны здоровья. (10-стр.)

Вышесказанное показывает, что вопросы экологического образования и формирования экологической культуры в Узбекистане являются злободневной задачей как системы образования, так и всего общества в целом. Этот процесс идет интенсивно, вовлекая в свое русло все больше актуальных педагогических вопросов, направлений и характеристик.


Литература:

  1. Бозорова Н. Талабаларда экологик маданиятни шакллантиришнинг илмий-педагогик асослари (олий ўкув юртлари мисолида). Пед.ф.н.....дисс. авт. Тошкент: 2006. -21 с.

  2. Годичный отчет Председателя Экологического движения Узбекистана Б.Алиханова от 11 января 2012 года. Отчетная пресс-конференция. См. http://www.eco.uz/index.php?Itemid=1

  3. Жуманова Ф.У. Касб-ҳунар коллежлари ўкувчиларида экологик маданиятни шакллантириш. Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2010. -21 с.

  4. Исматов И.Ш. Ўкувчиларда атроф-муҳитга масъулиятли муносабатни шакллантириш. Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2006. -21 с.

  5. Комилова Г.О. Мактабгача ёшдаги (5-6 ёш) болаларда экологик тарбия беришда халк топишмокларидан фойдаланишнинг педагогик имкониятлари. Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2005. -21 с.

  6. Маликова А.Р. Педагогика олий ўкув юртлари талабаларида экологик маданиятни шакллантириш. Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2009. -20 с.

  7. Нишонова В.У. Умумий ўрта мактаб таълими ўкувчиларининг экологик маданиятини шакллантириш (Адабий таълим жараёнида). Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2001. -21 с.

  8. Рахимкулова М.Б. Бошланғич синф ўкувчиларини дарсдан ташкари машғулотларда экологик кадриятлар асосида тарбиялаш. Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2000. -19 с.

  9. Рахматова Х.А. Ўкувчиларни синфдан ташкари ишлар жараёнида экологик-гигиеник тарбиялашнинг педагогик шарт-шароитлари (VII-IX синфлар мисолида). Пед.ф.н.....дисс. авт. -Тошкент: 2005. -22 c.

  10. Сатторов В.Н. Умумий ўрта таълим мактабларининг V-IX синф ўкувчиларида экологик маданиятни шакллантириш (кишлок хўжалик меҳнати таълими асосида). Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2002. -22 с.

  11. Султонов П.С., Б.П.Аҳмедов. Экология ва атроф-муҳитни муҳофаза килиш / Халкаро экологик ҳамкорлик. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2004. –C. 211-222

  12. Турдиқулов Э.О., Турдиқулов У. Марказий Осиёда экологик таълим тараккиёти: (Умумий урта таълим мактаб укитувчиси ва укувчилари учун кулланма) – Тошкент:УзРФА “Фан”, 2005

  13. Халилова М. Мактабгача таълим муассасалари катта гуруҳ ёшидаги болаларда экологик тушунчаларни шакллантиришнинг педагогик асослари. Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2006. -19 с.

  14. Хусанова С.И. Ўкувчилар ҳаёт хавфсизлигини таъминлашнинг педагогик шарт-шароитлари. Пед.ф.н.....дисс. авт. – Тошкент: 2005. -21 с.

  15. Эгамбердиева Н.М. Атроф муҳит таъсирида талабаларни ахлокий тарбиялашнинг илмий-педагогик асослари. Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2004. -23 с.

Основные термины (генерируются автоматически): экологической культуры, экологического образования, окружающей среды, формирования экологической культуры, окружающей среде, аспекты экологического образования, охраны окружающей среды, экологик маданиятни шакллантириш, организации экологического образования, понятие экологической культуры, формирования экологического, области экологического менеджмента, экологического воспитания, вопросам формирования экологической, экологического сознания, непрерывного образования, охране окружающей среды, защиты окружающей среды, экологического образования учеников, вопросы экологического.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle