Библиографическое описание:

Аюбова И. Х. Некоторые вопросы экологического образования в Узбекистане // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 246-249.

В последние десятилетия происходит экологизация всех сторон жизни общества, начиная от повседневной бытовой деятельности человека и заканчивая его производственной, промышленной и научно-теоретической деятельности. Происходит экологизация сознания и мышления масс. Оно является отражением непосредственного бытия – экологической ситуации на месте проживания и его непосредственного и сильного влияния на качество жизни индивидуумов. Экологический подход становится всеобщим принципом жизнедеятельности. Поэтому экологию необходимо воспринимать как дисциплину, изучающую общие законы функционирования экосистемы, немаловажную роль в которой играет человек, с его культурой, разумом, этикой и эстетикой, рациональностью, ответственностью, мышлением, сознанием, моралью, поведением и т.д. Следовательно, вопросы актуальности экологии и экологических проблем современности рождают актуальность вопроса чему, каким образом и в каком качестве нужно формировать экологическую культуру и воспитывать человека.

Ясно одно, что воспитание экологического сознания и формирование экологической культуры личности является сложным, многогранным, многоаспектным учебно-воспитательным процессом. Это, прежде всего преодоление исходной пассивности человека в отношении экологических проблем, не несущим признаков катастрофы, а также формирование способности оценивать необходимость включения в ту или иную экологическую ситуацию, что является одним из факторов, обеспечивающих ценность такого воспитания.

В Узбекистане вопросы экологического воспитания подрастающего поколения вызывали пристальный интерес ученых педагогов еще с середины прошлого столетия, так как страна воочию столкнулась с экологическими проблемами мирового масштаба (высыхание Аральского моря, отбросы производства алюминия, проблема использования водных ресурсов трансграничных рек, их последствия для людей и мн.др.). Вопросы экологии показывают сложность и долгосрочность их решения, так как не существуют конкретных, ясных, оптимальных решений экологических проблем и восстановления разрушенных экосистем. Поэтому становится актуальным экологическое образование, как способа активной жизнедеятельности человека в реальных условиях жизни.

В Узбекистане экологическое образование поставлено во главу угла системы образования, воспитания и формирования всесторонне развитой личности (баркамол шахс). Формированием экологической культуры занимается как сама система образования, семья, так и многие общественные институты гражданского общества.

В республике созданы и осуществляют деятельность десятки экологических негосударственных некоммерческих организаций, в том числе и Экологическое движение Узбекистана. Одним из направлений деятельности негосударственных некоммерческих организаций является проведение различного рода мероприятий (тренинги, семинары, круглые столы и т. п.), направленных на повышение экологической культуры населения. Экологическим движением Узбекистана за прошедший 2011 год было проведено более 500 мероприятий, в которых участвовало более чем 800 тысяч человек. В различных регионах страны было посажено 19 «экосадов», которые включали в себя 87 гектаров земли. Было посажено 31 000 деревьев, цветов. Был издан фото-альбом «Природа Узбекистана».[2]

Посредством находящихся в республике государственных и региональных телестудий (34) за прошедший год было показано более 900 передач, посвященных проблемам экологии и вопросам экообразования. При помощи средств массмедиа было опубликовано более 1000 статей и сообщений. Издается газета «Экоҳаёт» («Экожизнь») и специальный детский экожурнал «Булокча» («Родничок»). Повсеместно отмечается Всемирный день защиты окружающей среды.

Узбекистан является участником ряда международных конвенций и соглашений по вопросам охраны природы и отдельных его объектов, по таким глобальным проблемам как изменение климата, опустынивания, сохранение биоразнообразия, использование водных ресурсов, оказание социальной поддержки населения из экологически проблемных зон и регионов и др. В Узбекистане осуществляют деятельность представительства ряда всемирных и региональных международных организаций, таких как ЮНЕП, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Экологический центр Центральной Азии и других. [11]

Процесс организации экологического образования, как показывает реализация постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 212 "О программе действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2008-2012 годы" носит повсеместный и разносторонний характер. Экологическое образование превращается в общественно значимую задачу и обязанность общенационального масштаба.

Немаловажным аспектом формирования экологической культуры является организация научно-исследовательских работ по теории и практики преподавания экологии и экологизации сознания, поведения. В данном плане ученые страны ищут наиболее рациональные и оптимальные принципы, формы, методы, средства процесса обучения, которые могут обеспечить его результативность. Немаловажной научной проблемой стал поиск ответа на вопрос, чем же является экологическое образование и экологическая культура.

Вопросы педагогических основ экологического образования, включая проблемы экологического образования учеников при преподавании естественных предметов, проработаны ученым Э.О. Турдикуловым. Он также принимал участие в разработке Концепции непрерывного образования и Государственного образовательного стандарта по предмету “Экология”.[12]

Понятие экологии, его сущность и содержание, правовые, экономические, экологические, социальные аспекты и проблемы взаимоотношения человека и окружающей природной среды, социально-философские аспекты экологического образования изложены в трудах ученых Узбекистана, таких как Ю.Шодиметов (“Введение в социальную экологию”, 1994 г.), Б. Зиёмухамедов (“Экология и духовность”, 1997 г.), А.С.Тухтаев (“Экология”, 1998 г.), Э.В.Кодиров (“Экологические основы охраны окружающей среды”, 1999 г.), О.Кудратов (“Промышленная экология”, 1999 г.), Ж.Холмуминов (“Экология и закон”, 2000 г.), А.Н.Нигматов (“Экологическое право Республики Узбекистан”, 2004 г.) и др.

В научном исследовании Л.Т. Шоносировой изучены вопросы формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста. В научных работах М.А. Юлдашева, М.М. Абдуллаевой, Н.Ашуровой изучены проблемы формирования экологических знаний у учеников начальных классов. В книге П.С.Султонова ва Б.П.Аҳмедова исследованы вопросы основ экологии и охраны окружающей среды.

Н.Бозорова, Н.М.Эгамбердиева, М.Халилова, Ф.У.Жуманова, Х.А.Рахматова, В.Н.Сатторов, А.У.Нишонова, М.Б.Рахимкулова, Г.О.Комилова, С.И.Хусанова, А.Р.Маликова, И.Ш.Исматов и другие провели ряд научных исследований по вопросам формирования знаний по экологии и экологической культуры у учащихся и студентов. [1; 15; 13; 3; 9; 10; 7; 8; 5; 14; 6; 4]

В частности, А.Р.Маликова дала научную характеристику понятия экологической культуры. По мнению ученого, “Экологическая культура – это система понятий, знаний, мышлений, сознаний о взаимной связи живых организмов с окружающей природной средой и навыков, квалификации и ответственности по их применению в практической деятельности”. Она определяет экологическую культуру как показатель практической деятельности конкретного индивида, обеспечивающей гармоничные взаимоотношения общества и природы. А.Р.Маликова считает, что отношение между человеком (живым организмом) и окружающей средой взаимно связываются с экологической культурой. Она понимает экологическую культуру, во-первых, как “понятия, знания, мышления, сознание” и, во-вторых, как “навыки, квалификация и ответственность по их применению в практической деятельности”. А на самом деле умение применять на практике комплекса “понятие, знание, мышление, сознание” проявляется в поведении человека.

Н.Ш. Бозорова дает следующее определение “Экологическая культура – это совокупность знаний, сознания, разума, грамотности, дающее полноценную информацию о природе и деятельности человека, сознательный и ответственный подход к охране окружающей среды. В активной деятельности человека, по мнению ученого, необходимо добиться рационального, ответственного отношения человека в окружающей среде. Н.Ш. Бозорова права в том, что элементом экологической культуры является деятельность человека по применению полученных знаний, умений и навыков «на практике”. Однако, она приравнивает понятие экологической культуры к “знаниям, сознанию, разуму, грамотности”. На самом деле понятие экологической культуры воплощает в себя своеобразные грани сложных взаимоотношений между живыми организмами, включая человека и окружающую природную среду. И данные отношения могут быть как положительными, так и отрицательными, либо чрезмерно отрицательными.

И.Ш. Исматов проводя исследования по формированию ответственного отношения к окружающей среде среди учеников на основе преподавания неорганической химии констатирует, что до сих пор сохраняется потребительское, безответственное отношение людей, социальных групп, и в целом всего общества и окружающей среде, …что влечет нарушение природного экологического равновесия отдельных территорий. Говоря об ответственном отношении к природе, И.Ш. Исматов подчеркивает, что такое отношение предполагает осуществление разумных действий, направленных на сохранение объектов живой и неживой природы, а также и всей природы как единого целого.

С.И. Хусанова изучая педагогические условия обеспечения безопасности жизни учеников, поставила перед собой цель – внедрение системы безопасности учеников в школьных условиях. В этой связи хотелось обратить внимание на толкование автором термина “безопасность”. Исследователь считает, что наличие различных угроз жизни учащихся, включая природные, техногенные, иные чрезвычайные ситуации позволяют говорить о требовании «безопасности» учащихся.

Н.У. Нишонова рассмотрела вопрос о формировании экологической культуры учащихся средних школ в процессе преподавания литературы. Под экологической культурой она понимает формирование экологического сознания, мировоззрения об охране природы, рациональном использовании природных богатств, обладание экологическими знаниями, активной жизненной позицией в вопросах защиты окружающей среды. В данной работе ярко проявляет себя экологизация многих сторон жизни современного человека, когда экологическое мировоззрение преподается посредством художественной литературы и предмета история узбекской литературы.

М.Р.Халилова изучила формирование экологических понятий в старших группах дошкольных образовательных учреждениях. Формирование экологических понятий это воспитание у ребенка соответствующего его возрасту осознанного и положительного отношения к окружающей среде, интереса по формированию у него экологических навыков.

В исследовании Г.О. Комиловой рассмотрены педагогические возможности экологического воспитания детей дошкольного возраста с использованием возможностей народного творчества, в частности загадок.

Своеобразность исследования М.Б. Рахимкуловой заключается в том, что в ней автор анализирует вопросы формирования экологических ценностей на факультативных занятиях внеурочное время. По её мнению ученик начальных классов, которому исполнилось 7-8 лет, должен «обладать способностью правдиво оценивать экологическую ситуацию». (12-стр). Однако требовать выполнения данной задачи у учеников начальных классов означает возложение на них непосильной задачи не соответствующей их возрастной дифференциации. Поскольку нельзя правильно организовать процесс экологического образования без учета дифференциации возраста учащихся.

Н.М. Эгамбердиева в своем исследовании органически связывает вопросы нравственного воспитания студентов с вопросами отношения личности к окружающей среде, понимая внутреннюю суть вопроса и учитывая взаимосвязь нравственности и экологической ответственности. В работе хорошо обосновано, что экологические проблемы вызывают определенные изменения в сознании человека. По ее мнению на современном этапе необходимо обогащать содержание образования экологическими понятиями. (4-стр.) Н.М. Эгамбердиева предлагает «Концепцию нравственно-экологического образования». Она утверждает, что необходимо учитывать как эмоционально-чувственные, эмпирические аспекты воспитания, так и рационально-научные аспекты экологического образования, соединяя из в единое целое. (14-стр.) Сам же предмет экологии рассматривается как многосистемный предмет. В исследовании раскрыты возможности таких понятий, как экологическая эмпатия, фантазия, экологическая рефлексия, экологическая заботливость, двойных образов, художественное оживление объектов природы.

Диссертация Ф.У. Жумановой посвящена вопросам формирования экологической культуры у учащихся профессиональных коллежей. Она использует термин «геоэкология». В содержание Геоэкологии введены вопросы окружающей среды и сохранения его естественного состояния, рационального использования природных богатств, прогнозирование экологического состояния на определенный период, освоения новых территорий, крупных гидрологических строительств, также проблемы исследования космоса и мирового океана.

Исследование В.Н. Сатторова посвящено вопросам формирования экологической культуры у учеников V-IX классов средних школ на примере трудового обучения. В работе констатируется, что посредством трудового обучения возможно организовать процесс формирования экологического образования. Так как труд, в частности сельскохозяйственный труд, рассматривается как основа взаимоотношений между человеком и природой.

Х.А. Рахматова в своей работе посвященной вопросам внеклассной работы учащихся дает понятие термину “эколого-гигиеническое воспитание”. В работе экологическое воспитание характеризуется как педагогический процесс, направленный на достижение конкретных целей по основам экологии, охраны окружающей среды, а также охраны здоровья. (10-стр.)

Вышесказанное показывает, что вопросы экологического образования и формирования экологической культуры в Узбекистане являются злободневной задачей как системы образования, так и всего общества в целом. Этот процесс идет интенсивно, вовлекая в свое русло все больше актуальных педагогических вопросов, направлений и характеристик.


Литература:

  1. Бозорова Н. Талабаларда экологик маданиятни шакллантиришнинг илмий-педагогик асослари (олий ўкув юртлари мисолида). Пед.ф.н.....дисс. авт. Тошкент: 2006. -21 с.

  2. Годичный отчет Председателя Экологического движения Узбекистана Б.Алиханова от 11 января 2012 года. Отчетная пресс-конференция. См. http://www.eco.uz/index.php?Itemid=1

  3. Жуманова Ф.У. Касб-ҳунар коллежлари ўкувчиларида экологик маданиятни шакллантириш. Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2010. -21 с.

  4. Исматов И.Ш. Ўкувчиларда атроф-муҳитга масъулиятли муносабатни шакллантириш. Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2006. -21 с.

  5. Комилова Г.О. Мактабгача ёшдаги (5-6 ёш) болаларда экологик тарбия беришда халк топишмокларидан фойдаланишнинг педагогик имкониятлари. Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2005. -21 с.

  6. Маликова А.Р. Педагогика олий ўкув юртлари талабаларида экологик маданиятни шакллантириш. Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2009. -20 с.

  7. Нишонова В.У. Умумий ўрта мактаб таълими ўкувчиларининг экологик маданиятини шакллантириш (Адабий таълим жараёнида). Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2001. -21 с.

  8. Рахимкулова М.Б. Бошланғич синф ўкувчиларини дарсдан ташкари машғулотларда экологик кадриятлар асосида тарбиялаш. Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2000. -19 с.

  9. Рахматова Х.А. Ўкувчиларни синфдан ташкари ишлар жараёнида экологик-гигиеник тарбиялашнинг педагогик шарт-шароитлари (VII-IX синфлар мисолида). Пед.ф.н.....дисс. авт. -Тошкент: 2005. -22 c.

  10. Сатторов В.Н. Умумий ўрта таълим мактабларининг V-IX синф ўкувчиларида экологик маданиятни шакллантириш (кишлок хўжалик меҳнати таълими асосида). Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2002. -22 с.

  11. Султонов П.С., Б.П.Аҳмедов. Экология ва атроф-муҳитни муҳофаза килиш / Халкаро экологик ҳамкорлик. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2004. –C. 211-222

  12. Турдиқулов Э.О., Турдиқулов У. Марказий Осиёда экологик таълим тараккиёти: (Умумий урта таълим мактаб укитувчиси ва укувчилари учун кулланма) – Тошкент:УзРФА “Фан”, 2005

  13. Халилова М. Мактабгача таълим муассасалари катта гуруҳ ёшидаги болаларда экологик тушунчаларни шакллантиришнинг педагогик асослари. Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2006. -19 с.

  14. Хусанова С.И. Ўкувчилар ҳаёт хавфсизлигини таъминлашнинг педагогик шарт-шароитлари. Пед.ф.н.....дисс. авт. – Тошкент: 2005. -21 с.

  15. Эгамбердиева Н.М. Атроф муҳит таъсирида талабаларни ахлокий тарбиялашнинг илмий-педагогик асослари. Пед.ф.н.....дисс. авт. –Тошкент: 2004. -23 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle