Экологическое воспитание как одно из приоритетных направлений экологической политики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 14.03.2021

Статья просмотрена: 1628 раз

Библиографическое описание:

Губанова, Л. В. Экологическое воспитание как одно из приоритетных направлений экологической политики / Л. В. Губанова, Н. В. Гетте. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79075/ (дата обращения: 09.05.2024).



В представленной работе рассматривается одно из направлений экологической политики — экологическое воспитание и формирование экологической культуры населения. Определяются условия для эффективной реализации данного направления экологической политики в регионах.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, экологическая политика.

Экологическому воспитанию в настоящее время уделяется особое внимание во всем мире, что связано с пониманием важности широкомасштабных усилий по сохранению естественной природной среды обитания всего живого на планете. В своем докладе Генеральный секретарь ООН, еще в 2000 году выразил озабоченность низким уровнем реального понимания экологических проблем и сохранением условий жизни на планете для будущих поколений.

Сложилось понимание, что именно уровень общественной экологической культуры во многом определяет природоохранную деятельность государства и различных некоммерческих организаций. Экологическое воспитание и эколого-просветительская деятельность способствуют формированию рациональной природопользовательской политике государства. Кроме того, воспитательный и образовательный процесс способствуют развитию экологических прав и обязанностей граждан, формированию общественного экологического мировоззрения [4, с. 232].

В 2014 году В. В. Путин утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г»., в данном документе прописаны основные направления по реализации экологической политики в регионах. Одним из направлений экологической политики является осуществление экологического воспитания и формирование экологической культуры среди всех слоев населения.

Таким образом, вопросы развития экологического воспитания и образования являются весьма актуальными и требуют постоянного совершенствования и внедрения, в практическую деятельность, начиная с раннего дошкольного возраста и заканчивая возрастной категорией людей пенсионного возраста.

Проблемой экологического образования и воспитания занимаются многие ученые и исследователи, как в России, так и за рубежом. Нельзя не упомянуть А. Н. Захлебных, доктора педагогических наук, им опубликовано белее 150 работ, и все они посвящены различным аспектам экологического образования. А. Н. Захлебный занимался не только теоретическими вопросами экологического образования, но и вел большую практическую деятельность по внедрению новых форм организации педагогической деятельности с целью формирования экологической культуры [2, 3].

Большой вклад в пропаганду экологических идей внесла И. Т. Суравегина. В частности, И. Т. Суравегиной разработаны методические рекомендации по организации и проведению занятий по курсу «Экология» в школе.

Большое внимание уделяется и дополнительному образованию, которое решает социальные задачи по внедрению новых идей в процесс экологического воспитания и формирования экологической культуры населения, в этом направлении работают Е. Б. Евладова, А. А. Попов, О. Г. Тавстуха.

Активно исследовались и продолжают исследоваться аспекты дошкольного экологического образования, данные вопросы представлены в работах С. Т. Шацкого, М. Б. Коваль, А. Я. Журкиной.

Результатом экологического воспитания является сформированная экологическая культура. В литературных источниках дается несколько определений «экологической культуры». Например, Ю. В. Новиков определяет экологическую культуру — как ответственное отношение человека за состояние окружающей среды, а также поведение в сознательном ограничении материальных потребностей каждого человека [6].

Большинство авторов под «экологической культурой» понимают ту часть человеческой культуры, которая включает человеческое мышление и деятельность, связанную с окружающей природной средой.

Экологическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой и национальной культур [1]. Экологическая культура включает в себя систему общественных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой. Экологическая культура постоянно формулируется в общественном сознании и поведении через жизнь и деятельность поколений посредством постоянного экологического образования и просвещения; это способствует здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию и экологической безопасности общества и людей [5].

Сложившуюся во второй половине ХХ века экологическую обстановку в мире прямо пропорционально связывают с низким уровнем экологической культуры людей. Вернуть утраченное равновесие и гармонию в отношениях «человек — природа» поможет, как считают многие исследователи и общественные деятели, воспитание экологической культуры населения.

Основу экологической культуры, большинство авторов видят в научном, нравственном, эстетическом и природоохранном аспекте.

Анализ исследовательских работ по экологическому воспитанию и образованию, показывает, что основная деятельность в этом направлении проводится с возрастными категориями детей и молодежью. Образовательный процесс по формированию экологической культуры осуществляется в основном в школах и в учебных учреждениях, и практически не уделяется внимание просветительской деятельности среди трудоспособного населения и людей пенсионного возраста, которые могут и должны играть ощутимую роль в реализации экологической политики государства в регионах. На наш взгляд, при реализации экологической политики необходимо продумывать просветительские акции, направленные на повышение экологической грамотности всех слоев населения.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа: в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. Осуществляя просветительскую деятельность, нужно учитывать региональные особенности территорий, в том числе и сложившиеся культурные и природопользовательские традиции коренного населения. Многие коренные народы России имеют опыт предков, которые жили в полной гармонии с окружающей средой. В качестве примера можно привести быт многих коренных народов севера — селькупов, саамов, юкагиров, долганов и многих других. С современной точки зрения, их деятельность является безотходной и не наносит ущерба окружающей среде. Следует изучать и возрождать подобные традиции природопользования, передавать их будущим поколениям.

Для эффективной реализации одного из направлений экологической политики — экологического воспитания и формирование экологической культуры среди всех слоев населения, в регионах необходимо создать определенные условия, которые будут заключаться:

– в разработке программ экологического просвещения населения для разных возрастных категорий;

– разработка систем стимулирования экологического образования;

– создание материальной базы для экологического воспитания — экологических троп, экологических территорий…

– проведение массовых экологических мероприятий с участием всех слоев населения, как развлекательных, так и практической направленности;

– поддержание волонтерского движения и некоммерческих организаций в области охраны окружающей природной среды и всестороннее позиционирование данной деятельности.

Экологическая политика, осуществляемая в регионах, обязательно должна реализовываться и по направлению экологического воспитания населения. Целью экологического воспитания является постепенное формирование экологической культуры, которая проявляется в бережном и ответственном отношении к природе.

Сущность экологического воспитания определяется задачами, которые могут быть реализованы по средствам просветительской деятельности:

– формирование убежденности в необходимости сбережения естественной природной среды;

– обеспечение собственного и общественного здоровья;

– осознание необходимости активного участия в деятельности по охране природы, пропаганде экологического познания;

– понимание универсальной значимости природы, как для человеческого общества, так и в целом для существования планеты.

Экологическое воспитание должно начинаться не со школьного возраста, а практически с первых дней жизни ребенка, когда он начинает осмысливать окружающий мир, формировать свое отношение к окружающим предметам и продолжается на протяжении всей жизни человека.

Литература:

  1. Виситова, Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / Л. С. Виситова. — Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 15–18. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8732/
  2. Захлебный, А. Н. Дзятковская, С. В. Ермаков, Д.С., Мамедов, Н.М., Панов В. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития / Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. — 2012. № 2. С. 4–15.
  3. Захлебный, А.Н., Дзятковская Е. Н. Модели содержания экологического образования в новой школе // Педагогика. 2010. № 9. С.38–44
  4. Лосев, А.В, Провадкин, Г. Г. Социальная экология. / А. В. Лосев, Г. Г. Провадкин. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998–317 с. (232)
  5. Маркова, М. Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления [Электронный ресурс] / М. Н. Маркова // Вестник ПАГС. 2011. № 2. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ekologicheskogo-vospitaniya-i-obrazovaniya-v-formirovanii-ekologicheskogo-myshleniya
  6. Новиков, Ю. В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов, средней школы и колледжей. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. 386 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, экологическая культура, экологическая политика, экологическое образование, окружающая среда, слой населения, направление, просветительская деятельность, экологическая культура населения, естественная природная среда.


Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

Основополагающим в экологическом образовании является использование различных методов экологического воспитания для становления экологической культуры общества. Любая проблема в области воспитания связана с социальной ситуацией в обществе. Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас Дома — Земли.

Не менее важная экологическая культура человека, поставлена в ряде международных документов, посвященных охране окружающей среды. В документе Конференции ООН по окружающей среде и развитию «Повестка дня на XXI век» (Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 г.) отдельные главы посвящены учету вопросов окружающей среды в процессе принятия решений, а также содействию просвещения населения и подготовке кадров.

Экологическая культура населения | Статья в журнале...

Экологическая культура населения. Городской поселок Северо-Енисейский внешне выглядит опрятно, вовремя вывозится мусор из контейнеров машинами УККР. Много внимания уделяется чистоте улиц, работают дворники. В частном секторе около большинства домов чисто. Жители поселка проводят субботники по очистке территории от мусора, летом работают ученические трудовые отряды «Пчелы».

Экологическая культура населения очень низкая. Люди равнодушно относятся ко всему, что находится за порогом их дома. Необходимо постоянно заниматься решением проблем загрязнения окружающей среды. Времени для решения экологических проблем остается все меньше. Работу по изучению экологических проблем завершить невозможно, так как она очень серьезная, объемная и трудно решаемая. Литература

Приоритетные направления современного образования...

Цель экологического образования видится в воспитании экологической культуры населения Ульяновской области как системы экологических знаний и отношений, экологического мышления, сознания и чувств, экологически оправданного поведения в окружающей среде.

Это для населения. Что же происходит в образовании? Большую работу по формированию экологической культуры проводят в дошкольных учреждениях № 232, № 178, № 94, № 46, № 14 № 215 и других. Особое внимание здесь уделяют изучению фольклора, русских народных традиций, основ исследовательской экологической работы. Экология в общеобразовательных школах г. Ульяновска преподаётся в форме элективных курсов, спецкурсов, кружков, так как в Федеральном базисном учебном плане (утверждённом приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г.) не отведено учебных часов на экологию...

Роль и значение экологического образования в формировании...

Формирование экологических знаний и культуры приобретает актуальность, поскольку неграмотность населения в экологических вопросах пагубно, угрожающим образом влияет не только на природу, на флору и фауну окружающего нас мира, но и на интеллектуально-духовную жизнь каждого из нас. Из-за экологической неграмотности, безответственного отношения к своим личным практическим действиям и поведению людей, в том числе даже и многих чиновников-специалистов (которые не получили достаточного образования в сфере экологии), мы имеем громадные потери материальных источников, столь необходимых для обеспечения нормальной жизни населения, теряем средства и опору для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и всего населения.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда. В современном мире экологизация образовательного и воспитательного процесса способствует формированию целостной системы экологических знаний, охватывающей все ступени обучения и воспитания обучающихся. В этой связи необходимо, чтобы специалист любого профиля, деятельность которого прямо или косвенно влияет на состояние природной среды, имел глубокие теоретические экологические знания и определенные практические навыки, знал природоохранное законодательство, умел применять их в повседневной жизни.

Таким образом, экологическое образование населения заключается в изучении окружающей среды, решении ее проблем, что определяет естественные жизненные проявления людей о ее органической необходимости.

Экологическое образование и культура как приоритетное...

Экологическая культура — наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. Экологизация образования — это масштабное проникновение идей, понятий, принципов, подходов экологии в структуру подготовки специалистов самого разного профиля, ведущее в конечном счете к формированию экологических ценностей. Отношение к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора: непосредственное познание природы, школьное экологическое воспитание, средства массовой информации. Целенаправленная работа по экологическому образованию учащихся в настоящее время приобретает статус социального заказа общества педагогической науке и практике.

Воспитание экологического сознания и экологической...

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, защита окружающей среды, охрана природы, Экологическое движение Узбекистана. В настоящее время очень важно, чтобы любая страна в своем прогрессивном развитии и повышении благосостояния населения следовала трем основным принципам: экономическому росту, социальной защите и экологической безопасности. В этом плане, в нашей стране с первых лет независимости, претворяется в жизнь сильная, дальновидная политика, достижения которой сегодня признаны не только узбекистанцами, но и

Экологическая культура — это сохранение природы, не причиняя ей вреда, глубоко осознавая закономерности развития природы и ее сохранения. Экологическую культуру нужно прививать населению, особенно молодежи и подрастающему поколению. Поэтому необходимо решить и проблему глубокого усвоения экологических знаний.

Экологическая политика и экологическое движение...

Экологическое движение — социально-политический феномен, возникший в условиях усиления воздействия общества на природу, как результат взаимодействия всех социальных групп, заинтересованных в сохранении природы во имя будущих поколений. Движение вобрало в себя коллективную обеспокоенность состоянием окружающей среды и объединило совместную деятельность по предотвращению экологических угроз отдельных индивидов, социальных групп, общественных объединений. Цели, задачи и методы экологического движения и создания экологических организаций зависят от форм и идеологических основаниях, на которых базируется конкретная организация. Научные экологические организации ставят цели научного изучения состояния окружающей среды, составление сценариев и научно обоснованных моделей будущего состояния социоэкосистемы.

Объективная необходимость осуществления экологического...

осветить основные вопросы экологического образования и воспитания (цели, задачи, направления, принципы, формы); рассмотреть, как решаются задачи экологического образования и воспитания при изучении курса химии в восьмом классе; подобрать некоторые новые элементы содержания экологического образования в урочной и внеурочной деятельности и проверить их эффективность на практике. В качестве методологической основы образования в области защиты и улучшения среды можно принять пять фаз: первая - мир материален и представляет сложную систему связей и взаимодействий так, что изменения его элементов взаимно обусловлены; вторая - защита природы представляет применение закона отношений и взаимных действий, существующих в материальном мире; третья - человек и общество - результат эволюции живой природы и поэтому неотделимы от природы (общество и...

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

Основополагающим в экологическом образовании является использование различных методов экологического воспитания для становления экологической культуры общества. Любая проблема в области воспитания связана с социальной ситуацией в обществе. Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас Дома — Земли.

Не менее важная экологическая культура человека, поставлена в ряде международных документов, посвященных охране окружающей среды. В документе Конференции ООН по окружающей среде и развитию «Повестка дня на XXI век» (Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 г.) отдельные главы посвящены учету вопросов окружающей среды в процессе принятия решений, а также содействию просвещения населения и подготовке кадров.

Экологическая культура населения | Статья в журнале...

Экологическая культура населения. Городской поселок Северо-Енисейский внешне выглядит опрятно, вовремя вывозится мусор из контейнеров машинами УККР. Много внимания уделяется чистоте улиц, работают дворники. В частном секторе около большинства домов чисто. Жители поселка проводят субботники по очистке территории от мусора, летом работают ученические трудовые отряды «Пчелы».

Экологическая культура населения очень низкая. Люди равнодушно относятся ко всему, что находится за порогом их дома. Необходимо постоянно заниматься решением проблем загрязнения окружающей среды. Времени для решения экологических проблем остается все меньше. Работу по изучению экологических проблем завершить невозможно, так как она очень серьезная, объемная и трудно решаемая. Литература

Приоритетные направления современного образования...

Цель экологического образования видится в воспитании экологической культуры населения Ульяновской области как системы экологических знаний и отношений, экологического мышления, сознания и чувств, экологически оправданного поведения в окружающей среде.

Это для населения. Что же происходит в образовании? Большую работу по формированию экологической культуры проводят в дошкольных учреждениях № 232, № 178, № 94, № 46, № 14 № 215 и других. Особое внимание здесь уделяют изучению фольклора, русских народных традиций, основ исследовательской экологической работы. Экология в общеобразовательных школах г. Ульяновска преподаётся в форме элективных курсов, спецкурсов, кружков, так как в Федеральном базисном учебном плане (утверждённом приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г.) не отведено учебных часов на экологию...

Роль и значение экологического образования в формировании...

Формирование экологических знаний и культуры приобретает актуальность, поскольку неграмотность населения в экологических вопросах пагубно, угрожающим образом влияет не только на природу, на флору и фауну окружающего нас мира, но и на интеллектуально-духовную жизнь каждого из нас. Из-за экологической неграмотности, безответственного отношения к своим личным практическим действиям и поведению людей, в том числе даже и многих чиновников-специалистов (которые не получили достаточного образования в сфере экологии), мы имеем громадные потери материальных источников, столь необходимых для обеспечения нормальной жизни населения, теряем средства и опору для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и всего населения.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда. В современном мире экологизация образовательного и воспитательного процесса способствует формированию целостной системы экологических знаний, охватывающей все ступени обучения и воспитания обучающихся. В этой связи необходимо, чтобы специалист любого профиля, деятельность которого прямо или косвенно влияет на состояние природной среды, имел глубокие теоретические экологические знания и определенные практические навыки, знал природоохранное законодательство, умел применять их в повседневной жизни.

Таким образом, экологическое образование населения заключается в изучении окружающей среды, решении ее проблем, что определяет естественные жизненные проявления людей о ее органической необходимости.

Экологическое образование и культура как приоритетное...

Экологическая культура — наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. Экологизация образования — это масштабное проникновение идей, понятий, принципов, подходов экологии в структуру подготовки специалистов самого разного профиля, ведущее в конечном счете к формированию экологических ценностей. Отношение к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора: непосредственное познание природы, школьное экологическое воспитание, средства массовой информации. Целенаправленная работа по экологическому образованию учащихся в настоящее время приобретает статус социального заказа общества педагогической науке и практике.

Воспитание экологического сознания и экологической...

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, защита окружающей среды, охрана природы, Экологическое движение Узбекистана. В настоящее время очень важно, чтобы любая страна в своем прогрессивном развитии и повышении благосостояния населения следовала трем основным принципам: экономическому росту, социальной защите и экологической безопасности. В этом плане, в нашей стране с первых лет независимости, претворяется в жизнь сильная, дальновидная политика, достижения которой сегодня признаны не только узбекистанцами, но и

Экологическая культура — это сохранение природы, не причиняя ей вреда, глубоко осознавая закономерности развития природы и ее сохранения. Экологическую культуру нужно прививать населению, особенно молодежи и подрастающему поколению. Поэтому необходимо решить и проблему глубокого усвоения экологических знаний.

Экологическая политика и экологическое движение...

Экологическое движение — социально-политический феномен, возникший в условиях усиления воздействия общества на природу, как результат взаимодействия всех социальных групп, заинтересованных в сохранении природы во имя будущих поколений. Движение вобрало в себя коллективную обеспокоенность состоянием окружающей среды и объединило совместную деятельность по предотвращению экологических угроз отдельных индивидов, социальных групп, общественных объединений. Цели, задачи и методы экологического движения и создания экологических организаций зависят от форм и идеологических основаниях, на которых базируется конкретная организация. Научные экологические организации ставят цели научного изучения состояния окружающей среды, составление сценариев и научно обоснованных моделей будущего состояния социоэкосистемы.

Объективная необходимость осуществления экологического...

осветить основные вопросы экологического образования и воспитания (цели, задачи, направления, принципы, формы); рассмотреть, как решаются задачи экологического образования и воспитания при изучении курса химии в восьмом классе; подобрать некоторые новые элементы содержания экологического образования в урочной и внеурочной деятельности и проверить их эффективность на практике. В качестве методологической основы образования в области защиты и улучшения среды можно принять пять фаз: первая - мир материален и представляет сложную систему связей и взаимодействий так, что изменения его элементов взаимно обусловлены; вторая - защита природы представляет применение закона отношений и взаимных действий, существующих в материальном мире; третья - человек и общество - результат эволюции живой природы и поэтому неотделимы от природы (общество и...

Задать вопрос